Обобщающий урок с использованием интерактивной доски "Иррациональные уравнения"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Урок проводится для учащихся 11 класса экономического профиля по программе для классов с углубленным изучением математики, владеющих основными методами решения уравнений с модулем, логарифмических, тригонометрических, содержащих переменную под знаком корня.

Уравнения с параметром всегда вызывают затруднения. На данном уроке, после обобщения на нескольких примерах метода решения, учащиеся решают уравнение, содержащее параметр под знаком корня. Для более сильных учащихся предлагается решить с использованием графических подходов.

Резервное время на обобщающие уроки итогового повторения к ЕГЭ выделяется за счет:

– оптимального календарно-тематического планирования (в 10 классе учащиеся изучают все виды функций, расширяется возможность для решение уравнений и неравенств);

– использование лекционно-блочной системы работы с учетом метода мини-макса (выдаю материал для математически одарённых детей, на которых рассчитана данная программа, а спрашиваю по способностям, низшей границей требований является школьный стандарт образования);

– учащиеся владеют навыками самостоятельной работы и исследования проблемных ситуаций.

Проведение урока занимает 60-80 минут.

На уроке используется презентация “Иррациональные уравнения” (Приложение), раздаточный материал, “Памятки для подготовки к ЕГЭ”

Учащиеся работают на обычной “закрытой” доске и интерактивной , в случае необходимости учитель имеет возможность использовать слайды с решениями из презентации. Допустима и временная коррекция смены слайдов при работе ребят за компьютерами.

Работа в парах учит ребят сотрудничеству, формирует активный интерес, позволяет ученикам проводить коррекцию ошибок в усвоении содержания.

Методы, используемые на уроке:

1) частично-поисковый,
2) дедуктивные методы (от общего к частному),
3) методы самостоятельной работы методы стимулирования и мотивации,
4) методы контроля и самоконтроля.

Тема “Решение уравнений, содержащих переменную под знаком корня”

Цели. Учебная:

Повторить и углубить знания учащихся по решению уравнений с модулем, логарифмических, тригонометрических, содержащих переменную под знаком корня.

Систематизировать знания учащихся в установлении и осмыслении взаимосвязи между понятиями, формировать целостный образ при решении конкретных задач, приводящих к единому методу решения целого класса задач, содержащих переменную под знаком корня.

Учить применять имеющиеся знания при решении уравнений с параметром, вырабатывать навыки логично и последовательно излагать мысли, рассматривать все возможные случаи, выбирать оптимальный вариант решения.

Воспитательная:

Продолжить формирование психологической готовности учащихся к применению имеющихся знаний в нестандартных заданиях на ЕГЭ, повышение конкурентоспособности, уверенности в себе.

Через реализацию уровневой системы обучения, продолжить выработку волевых приёмов внутренней мотивации:

– информированность об обязательных результатах,
– формирование ответственного отношения,
– познавательные затруднения,
– самооценка и коррекция своей деятельности,
– рефлексия поведения,
– прогнозирование будущей деятельности.

Развивающая:

Продолжить развитие теоретического мышления путём применения анализа, абстрагирования, обобщения.

Тип урока: комбинированный, концентрированное повторение с выходом на обобщение и систематизацию знаний.

Формы работы: коллективная, в парах, индивидуальная.

Наглядность:

девиз урока,
памятка для подготовки к ЕГЭ,
лекции учащихся,
опора,
презентация “Иррациональные уравнения”

Ход урока

I. Оргмомент.

Прочитайте мысль русского геолога, географа, исследователя Сибири, в честь которого названы горные хребты в Туве, минерал “обручевит”, академика В.А.Обручева

Способности, как и все мускулы, растут при тренировке. (слайды 1,2)

– Согласны ли вы с его мнением?

– Выразите своё отношение.

– А что значит тренировать способности относительно математики?

II. Актуализация знаний.

Слово “задача” по-английски “problem” - проблема.

Но для решения поставленных математических проблем одних способностей недостаточно, нужны знания, умение работать с математическим материалом (слайд 3)

Предлагаю в парах обсудить некоторые математические суждения (слайд 4)

№1. Каким свойством должно обладать число b, чтобы b=?

№2. О переменных х и у известно, что выражение а) , б) lg(ху) определено.

Следует ли из этого, что х и у имеют одинаковые знаки?

№3. Даны пары выражений

а) ; б) ; в) ; г) lg x+lg y и lg(xy).

-Какие из них при переходе от первого ко второму:

сужают область определения,
расширяют область определения,
не изменяют область определения?

Выслушиваются ответы и дополнения учащихся. Записи ведутся на доске.

№1. b

№2. a) нет, т. к. может х=0 или у=0; б) да.

№3. а) сужается, ху0 ;

б) расширяется, могут быть разных знаков х и у;

в) сужается, , для частного

г) расширяется, ху>0

Итог.

Вы провели небольшое исследование.

-Где могут пригодиться эти теоретические знания?

III. Постановка темы и цели.

Посмотрите на задания и определите тему урока. Какая цель? Вы уже решали такие уравнения? (слайд 5)

№1. log 2,1 №2.

№3. х2-3х+ №4.

№5.

После ответов учащихся формулируются тема и цель (слайды 6,7)

Цель урока: повторить и углубить знания по решению тригонометрических, логарифмических, уравнений с модулем, содержащих переменную под знаком корня.

Иррациональные уравнения раньше встречались только в части В, а сейчас усложнился обязательный уровень, их перенесли в часть А, т.е. на “3” надо уметь решать эти уравнения.

Я предлагаю вам начать работу по памятке по подготовке к экзамену.

Памятка (слайд 8)
Как получить планируемый результат на ЕГЭ (“5”, “4”, поступление).

1.Приём “спирального движения” по тесту.

Просмотри сразу весь тест и отметь всё, что можешь решить сразу.

2. Оценка объективной и субъективной трудности заданий, разумный выбор этих заданий.

Начинай с легкого, не задерживайся на отдельном задании.

3. Жесткий самоконтроль времени.

Планируешь получить “4” или “5” на часть А 45мин.,

в разделе В нужно сделать 7-8 заданий за 1 час,

в разделе С не менее 2-3 заданий за час.

4. Делай прикидку результатов и минимальную подстановку при проверке сразу после решения.

5. Настройся три часа подряд заниматься математикой с полной отдачей.

Представьте себе, что перед вами материалы ЕГЭ (слайд9)

– Какой первый шаг предлагает памятка? Прочитать вслух (чтение “по спирали”).

– Второй шаг (оценка трудности).

– Отметьте самое лёгкое и самое трудное задание для вас.

– Как называются эти уравнения? (слайд 10)

– Кто может записать все пять уравнений в общем виде?

Какими методами решают такие уравнения?

  • 1) уединить радикал 2) возвести в степень 3) сделать проверку.
  • Применить схему равносильных переходов:

IV. Самостоятельная, индивидуальная работа.

Учащимся предлагается решить двух уравнений по выбору. Засечь время.

Двое учащихся решают на “закрытой” доске (среди решенных оказываются уравнения все, кроме №2. Если уравнение с параметром кто-то решал, предложить продумать другой способ решения)

Коллективная проверка работы

Использовать методы: на слух с комментированием, самоконтроль по готовому решению, с доски с защитой, в случае необходимости использовать слайды презентации.

Кто решал №1?

log 2,1

Решим квадратное уравнение: D=225-144=81, х= .

– Какое значение является решением? Почему? Записать и прочитать ответ (слайд 11)

Кто решал № 4?

Объясните, почему не рассматривается первая из систем? (слайд 13)

Кто решал №5?

Обратить внимание, что неравенство можно не решать (слайд 14)

Кто решал №3? х2-3х+

Определите способ решения третьего уравнения? Как вы думаете правильный выбор метода? Почему?

Решение: Сделаем замену t=,

тогда t2 = х2-3х + 5,
t2 + t -12=0,
t = 3 или t = – 4,
x2 -3х – 4 = 0 ,
х = 4 или х = -1 .

Проверка на равносильность переходов и запись ответа (слайд 12)

Вывод. Выбирается всегда оптимальный и по методам и по времени способ.

Вывод учителя.

Вы действовали по памятке, начали решать с наиболее легких для вас.

Какое уравнение на ваш взгляд наиболее трудное? В чем его трудность?

Какой метод по вашему мнению рациональнее?

V. Углубление знаний учащихся.

Я предлагаю решить уравнение №2 в лекции.

– Ребята, засекаем время. В какой части экзамена могут быть такие уравнения? (слайд 15)

– Почему? (Это задание из части С с параметром.)

– В какой форме записывается решение?

– Сколько заданий нужно решить за час?

– Сформулируйте задание к этому уравнению (слайд 16)

При всех значения параметра а найдите решения этого уравнения.

– Как найти решения данного уравнения?

Решение: (слайд 17)

Действуем по схеме: .

Решим уравнение: 4х 2 – 8х + 1-а=0

х2 -2х +,

D = 4-(1-а) =а+3.

Уравнение не имеет корней, если D<0, т. е. при а< -3,

уравнение имеет совпадающие корни х12=, если а=-3,

уравнение имеет два различных корня х1,2=, если а> -3.

– Можно ли записать ответ? (слайд 18)

Данное уравнение выполняется с условием, что х 0,5.

– Как выяснить, при каких а это выполняется?

Сравним:

1) ;

2)

Необходимо решить иррациональные неравенства:

1)

2)а+3 .

Чтобы избежать решения иррациональных неравенств, запишем уравнение в виде

2 – 8х + 1=а.

– Как удобно решить это уравнение? (слайд 19)

Построим в одних осях координат графики

у=а (прямая параллельная оси х) и у=4х 2 – 8х + 1 (парабола у=4(х-1)2-3) (слайд 20)

При х0,5 у принимает значения [-3; )

– Укажите количество точек пересечения графиков.

– Выясните, какой из корней меньший?

<

Развертка по параметру.

Ответ: при а<-3 решений нет; при а=-3 х=1;

при -3<а;

при а>-2 х=.

Сколько времени решали задание? Как считаете укладываемся во времени?

VI. Итог урока.

Сегодня мы начали работать по памятке “Как готовиться к ЕГЭ”

Как вы считаете, какой пункт самый трудновыполнимый?

Практика показала, что выпускники не умеют три часа подряд заниматься математикой.

Поэтому, следуя совету Обручева, я предлагаю вам, хотя бы раз в неделю, заниматься плодотворно математикой три часа подряд, тренировать свою волю и работоспособность.

– Как вы считаете, уроки в такой форме вам нужны?

Вы все определились с предполагаемым результатом, задания какой части вы предлагаете разбирать на уроках подготовки к ЕГЭ?

Презентация