Игра-путешествие "Рощи да леса - всему краю краса"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: – развитие познавательного интереса в изучении природы родного края,   любознательности.

Оборудование: карта Красноярского края, карта – маршрут, картины зимнего, весеннего, осеннего, зимнего леса, плакаты: “Лес– богатство нашей Родины”, Лес– друг человека”, “Рощи да леса – всему краю краса”, “Срубили кусты – прощай, птицы”, “По лесу ходи – под ноги смотри”.

Ход игры

(Звучит музыка.)

Ведущий. Сегодня мы с вами совершим прогулку– путешествие. Куда? Догадайтесь.

Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.

Широко раскинулся на карте нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоснежные березки, светлые сосновые боры, темные, сумрачные ельники, глухие таежные дебри. Леса украшают наш край. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года: летом он утопает в зелени, зимой лес белый, как великан в пушистой шапке. Осенью, как пожаром, горит яркостью желтых, красных, оранжевых и бурых красок. Недаром о лесе написано немало восторженных стихотворений, воспет он в песнях, музыке, кистью художника. “Рощи да леса – всему краю краса” гласит народная мудрость.

Ученик.

Мы в Красноярском крае живем.
Как хороша здесь природа!
А еще мы говорим:
Красив наш край в любое время года.
Есть в нашем крае озера, реки и леса.
Отражаются в озерах голубые небеса.
Озеро глубокое – Инголем зовется.
Клюква и брусника все в лесу найдется.
В краю озерном и лесном
Нам посчастливилось родиться.

Ведущий. Сегодня мы будем говорить о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, жизнью дерева.

– Какое значение имеет лес в жизни человека?

(Ответы детей.)

  • Лес дает ценный строительный материал – бревна, доски. Из стволов деревьев делают железнодорожные шпалы.

  • Из дерева изготовляют мебель, фанеру, ящики для упаковки товаров, спички, картон, бумагу, карандаши.

  • Леса – хранители влаги. Они оберегают родники, ручьи, реки от обмеления.

  • Лес – хорошее место для отдыха.

  • Лес – кладовая чистого воздуха. В лесном воздухе легче дышится, в нем мало пыли. Такой воздух очень полезен для здоровья. Поэтому среди лесов устраивают лагеря для отдыха школьников, дома отдыха и санатории.

  • Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, грибами. Немало здесь и целебных растений, которые излечивают человека от разных болезней.

Ведущий. Как видим, лес приносит большую пользу человеку. Не случайно говорят: лес – богатство народа, богатство нашей Родины. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Ученые подсчитали, что для каждого человека в течение жизни нужно не менее 200 деревьев: на жилище и мебель, газеты и журналы, на спички и карандаши и другие предметы из дерева, которыми мы повседневно пользуемся.

– Представьте себе, что мы хотим совершить экскурсию в лес. Это будет прогулка с остановками. Итак, в путь-дорогу, друзья!

Ученик.

Здравствуй, лес,
дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
ночью темной, грозовою,
что нам шепчешь на заре
весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

С. Погореловский.

(Появляется лесник.)

Лесник. Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (Ответы детей.)

Вы, наверное, думаете, что лесник и лесничий одно и тоже? Но это совсем разные профессии. – Как вы думаете, кого называют лесником, а кого лесничий?

Лесник – лесной сторож, он охраняет лес. А лесничий – это ученый – лесовод. Лес – огромное богатство. Как все это богатство использовать и в тоже время сохранить леса для будущих поколений? Вот этим и занимается лесничий. Я – лесной сторож. Я вам помогу совершить прогулку в лес, вы же мои гости. И прежде, чем двинутся в путь, я хотел бы у вас проверить, а знаете ли вы правила поведения в лесу? (Дети с помощью рисунков повторяют правила “Как вести себя в лесу”)

Первая остановка “Зеленый друг”.

Загадка. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

Лесник. Различные деревья растут в лесу. Вот послушайте, что они сами о себе говорят и догадайтесь по их рассказам, что это за деревья.

(Рассказы детей о березе, рябине, черемухе, лиственнице, ели, кедре.)

– Какие еще деревья растут в лесу?

– Чем деревья отличаются от кустарников?

– Нужны ли лесу кустарники?

– Послушайте одну историю, о том, как в прежние времена в Германии люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес– это деревья. Значит, лишнее в лесу все, кроме деревьев. Кусты и травы – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимая воду у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник– лишнее: ведь они только засоряют лес и мешают ему расти. И по его приказу десятки рабочих стали расчищать, убирать и подметать лес. Первым делом они собрали в кучу и сожгли все гниющие листья, все сухие ветки и сучья. Потом вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает, в лесу порядок.

Прошел год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его аккуратном прибранном лесу что– то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. До осени еще далеко, а земля уже покрыта желтыми листьями. Давно ли в лесу люди порядок навели, а в нем опять беспорядок, да еще хуже прежнего. Призадумался лесничий: “Что же тут случилось? Отчего деревья стали сохнуть? Мы ли их не берегли, мы ли не ухаживали за ними!”

– А сможете ли вы объяснить, почему стали сохнуть деревья?

(Пожалел главный лесничий, что он приказал кусты вырубить. Сколько в кустах было птиц! Не срубили бы кусты, не улетели бы птицы, не развелось бы огромного количества вредителей. Вот какую беду наделали люди, когда вырубили кусты.

Срубили кусты – прощай птицы.

Викторина.

  1. Листья, какого дерева помогают сохранить урожай картофеля от порчи? (рябина)
  2. Какое дерево без ветра шумит? (осина)
  3. Рядом с какими деревьями растет обычно осина? (береза, ель)
  4. Кто из зверей питается корою осины? (заяц, лось)
  5. У каких деревьев осенью листья краснеют? (рябина, осина, черемуха)
  6. Из древесины какого дерева люди изготавливают шелк, целлофан, сахар, скипидар, различные кислоты, серу, краски? (лиственница)
  7. Из древесины какого дерева изготавливают музыкальный инструмент – скрипку? (ель)
  8. Из древесины какого дерева изготавливают рояли? (кедр)

Вторая остановка “Лесная аптека”.

Вопросы:

  1. Что обозначает слова “аптека”?
  2. О каком лекарственном растении говорится?
  3. Горсть спелых ягод или стакан отвара помогают при расстройствах желудка. Настой коры принимают при ревматизме. Настой цветков – при глазных болезнях, а настой из листьев– при болезни легких. (Черемуха)

    А знаете ли? Самое замечательное свойство черемухи – способность очищать воздух от микробов: она выделяет наиболее сильные фитонциды. С ней проводили такие опыты: в стеклянную банку помещали измельченные листья черемухи и напускали в нее комнатных мух, комаров и слепней. В несколько секунд они погибали. Раздавленные почки черемухи убивают в сосуде крысу за 20 минут.

    Кроме черемухи, фитонциды выделяют дуб, черная смородина, мята, береза. Вот почему в лесу такой чистый воздух и так легко дышится.

  4. Лекарство из этого растения быстро останавливает кровотечение. Отвар из плодов с медом – хорошее средство от кашля. (Калина)
  5. В хвое каких деревьев содержится много витамина С? (Ель, сосна)
  6. Настой из листьев и цветов этого растения употребляют при простудных заболеваниях. (Мать-и-мачеха)
  7. Это растение растет в тенистых уголках леса. Из цветов этого растения делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение. (Ландыш)

Третья остановка “Маленькие тайны природы”.

В лугах родных, лесах,
Где все нам с детство мило,
Где чистым воздухом
Приятно нам дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

  1. В одной сказке злая женщина посылает зимой в лес маленькую девочку и приказывает ей принести свежих ягод. Добрый волшебник помогает девочке. Он совершает чудо и девочка из – под снега достает свежие красные ягоды. Что это за ягоды? Раскройте тайну этого растения. (Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья, и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам: такие же красные, как и осенью, и такие же вкусные.)
  2. Что это за цветок– загадка? Весенняя красавица расцветает как только сойдет снег. Лепестки сперва бывают ярко – розовые, потом становятся лиловыми, а после – синими. Любят эти цветы шмели и пчелы. Так и жужжат в зарослях праздной травки. А поглядите , в какие цветы заглядывают насекомые. В фиолетовые. Значит, красные слишком молоды и нектара не выделяют, а в светлых он уже иссяк. И только фиолетовые цветы одаряют крылатых тружеников. (Медуница)
  3. В какие деревья чаще ударяют молнии? (Дуб, сосна)
  4. А знаете ли вы, почему божью коровку птицы не клюют? (Оказывается на ножках у жучка выделяется желтая, неприятного запаха и едкого вкуса жидкость. Несъедобный жучок. Птицы, раз попробовав невкусного жучка, больше его не трогают. Яркая окраска жучка легко запоминается.)

Четвертая остановка “Бюро погоды”.

(Значение слова “бюро”)

По народным приметам в лесу можно узнать, каким будет время года или какая будет погода, если:

  1. Поздний листопад… (к суровой или продолжительной зиме.)
  2. Из березы течет много сока… (к ненастью, дождливому лету.)
  3. Мало снега на ветках деревьев – … (летом ни грибов, ни ягод не ищи.)
  4. Цветы черемухи цветут – …(похолоданье тут как тут.)
  5. Много ягод – … (к холодной зиме.)
  6. В лесу много ягод рябины – … (осень будет дождливая), если же мало… (осень будет сухая.)
  7. Поздний расцвет рябины – …(к долгой осени.)
  8. Много еловых шишек – …(к урожаю.)

Пятая остановка “ Охрана природы”.

(Дети читают стихотворение.)

Лесной пожар

Забывчивый охотник на привале
не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
и нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
и ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
кусты спалил, в зеленый лес ушел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
с морозным треском падали стволы,
и, как снежинки, искры с них летели
над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

Лесник. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно, не полностью. Долгие годы растет на пожарище новый лес. из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем! Берегите лес от пожара!

Ведущий.

Лес не только для нашей забавы.
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может, вырастет дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод
Так, пожалуй, считать – не сочтешь,
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняках разрослась молодежь.

– Кто помогает бороться с вредителями леса?

Не разоряйте птичьих гнезд! Этим вы наносите огромный вред природе. В руках человека красота и богатство родной земли. Помните об этом.

Если ты посадил, хоть одно дерево, значит, не напрасно прожил жизнь.