«Умение решать задачи - практическое искусство,
подобное плаванию, или катанию на коньках, или
игре на фортепьяно: научиться этому можно,
лишь подражая избранным образцам
и постоянно тренируясь»...
Д. Пойа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности.
Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе.
Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся.
С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем.
Введение элективного курса позволит учащимся IX классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование,
беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Можно использовать математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки, элементы исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
- сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
- развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
- расширить рамки школьной программы;
- способствовать развитию логического мышления.
Цели элективного курса:
Обучающие:
- рассмотреть проблему необходимости решения текстовых задач,
- овладение научной терминологией;
- эффективное использование терминологии;
- формирование логических навыков выделения главного;
- формирование сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;
- овладение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
- формирование знаний и умений учащихся при решении текстовых задач.
Развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие познавательной активности учащихся;
- развития интереса к предмету;
- применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
- интеллектуальное развитие учащихся;
- развивать алгоритмическое и структурное мышление учащихся;
- эстетическое восприятие;
- навыки устной и письменной речи.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
- формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
- формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
- воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья,
- формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
- воспитание ответственности, самостоятельности, настойчивости, культуры математического мышления;
- воспитывать навыки общения со сверстниками, осознание своего вклада в общий проект.
Важное место уделяется способам общения учащихся на занятиях, которые содержат элементы парного, группового, коллективного решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, защиту решений, самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля, создание презентаций и защита презентаций.
Используется проектная работа учащихся, используются элементы деловой игры.
После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
- уметь определять тип текстовой задачи,
- знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
- уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
- уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса,
- проводить полные обоснования при решении задач,
- приобрести навык в решении уравнений или неравенств, встречающихся в ходе решения текстовых задач,
- перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи.
Тематическое планирование
(17 часов, 1 час в неделю)
1. |
Вводное занятие. Понятие текстовой задачи. |
1ч |
Лекция Презентация |
2. |
Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач. |
1ч |
Беседа Презентация |
3. |
Задачи «на проценты». |
1ч |
Практикум Презентация |
4. |
Задачи «на проценты». |
1ч |
Практикум |
5. |
Задачи «на процентное отношение, концентрацию». |
1ч |
Практикум |
6. |
Задачи «на процентное отношение, концентрацию». |
1ч |
Практикум |
7. |
Задачи «на абстрактную работу». |
1ч |
Практикум Презентация |
8. |
Задачи «на конкретную работу». |
1ч |
Семинар |
9. |
Задачи «на «сухопутное» движение»». |
1ч |
Исследовательская работа |
10. |
Задачи «на движение по реке». |
1ч |
Практикум |
11. |
Задачи «на числа». |
1ч |
Практикум Презентация |
12. |
Задачи «на числа». |
1ч |
Практикум |
13. |
Задачи «на прогрессии». |
1ч |
Практикум Презентация |
14. |
Задачи «на прогрессии». |
1ч |
Практикум |
15. |
Задачи с геометрическим содержанием. |
1ч |
Практикум |
16. |
Задачи с геометрическим содержанием. |
1ч |
Презентация |
17. |
Итоговое занятие. |
1ч |
Семинар Защита творческих работ |
Содержание занятий
1. Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.
- понятие текстовой задачи
- история использования текстовых задач в России
- этапы решения текстовой задачи.
- наглядные образы как средство решения математических задач
- рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач
- арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи
2. Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.
- этапы математического моделирования
- этапы решения задач
- виды текстовых задач
- арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи
- понятие о математическом моделировании.
- алгоритм решения текстовых задач
- -оформление решения задач
3. Задачи на проценты.
- понятие процента
- вводные задачи на доли
- задачи на дроби
- задачи на пропорции.
- процентное отношение
- нахождение числа по его процентам
- типы задач на проценты
- процентные вычисления в жизненных ситуациях ( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).
4. Задачи на проценты.
- примеры решения задач
- процентные расчеты на ЕГЭ
- процентные изменения
- простой и сложный процентный рост
- задачи, связанные с изменением цены
- задачи о вкладах и займах
- формула сложных процентов
5. Задачи на процентное отношение, концентрацию.
- задачи на смеси и сплавы
- основные допущения при решении задач на смеси и сплавы
- задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание»
6. Задачи на процентное отношение, концентрацию.
- объёмная концентрация
- исследовательская работа
- процентное содержание
- формула сложных процентов
7. Задачи на работу.
- понятие работы
- понятие производительности
- алгоритм решения задач на работу
- вычисление неизвестного времени работы;
- путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
- задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.
8. Задачи на работу.
- задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы
- задачи, в которых требуется найти производительность труда
- задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы
- система задач, подводящих к составной задач
9. Задачи на движение.
- движения навстречу друг другу.
- движение в одном направлении.
- движение в противоположных направлениях из одной точки.
- движение по реке.
10. Задачи на движение.
- движение по кольцевым дорогам.
- относительность движения.
- чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.
11, 12. Задачи на числа.
13. Задачи на прогрессии.
- арифметическая прогрессия
14. Задачи на прогрессии.
- геометрическая прогрессия
15. Задачи с геометрическим содержанием.
- треугольники
- четырёхугольники
- исследовательская работа
16. Задачи с геометрическим содержанием.
- многоугольники
- окружности
- презентация
17. Итоговое занятие.
Литература
- «Энциклопедический словарь юного математика» Составитель Савин А.П., Москва, «Педагогика», 1989г.
- И.Н. Петрова. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 1996.
- А.Е. Захарова. Несколько задач «про цены». М.М. Фирсова. Урок решения задач с экономическим содержанием. – Журнал «Математика в школе» №8/2002. Стр. 34 – 38.
- М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.
- А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
- А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.
- В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.
- Липсиц И.В. Экономика. Методическое пособие 10 кл. в 2-х кн. – М.: Вита – Пресс, 2000.
- Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе - №4, 2001.
- Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
- Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 - 11 классов. - М.: Сантакс - Пресс, 1996г.
- В.В. Ткачук Математика - абитуриенту. - 9-е изд., исправленное и дополненное. М.: МЦНМО,2002г.