Наши предки край отцов любили
Лес и горы свято берегли.
Уходя в тайгу, огонь кормили,
Чтобы помогали им дух земли.
А. Кривошапкин.
Наше поселение расположено в живописном месте, уникальная природа, сеть прекрасных озёр, рек которые впадают в озеро Байкал. Окружён Верхним Ангарским хребтом, но одна беда в том, что от районного центра мы находимся на расстоянии 274км. А от железной дороги 76км. Дорога связывающая нас с узловой станцией, давно не ремонтировалась.
Малочисленное население составляет 647 человек, из них 100 человек эвенки.
Существует полная общеобразовательная школа, которая в сентябре 2007 года отметила свой 75 летний юбилей. Также существует детский сад «Колосок», отделение связи и некоторые другие организации, служащие на пользу села. Многие из жителей держат подсобное хозяйство (коров, свиней, кур), другие охотятся или рыбачат. Жизнь в селе идёт размеренная, не суетная, которая сохранила свой вековой традиционный образ жизни в условиях крайнего севера.
В 2006 году Верхнее - Ангарскому острогу исполнилось 360 лет. А ведь там, в глубине веков жили такие же люди как мы с вами. О чём я вам сейчас и поведаю: В царствование Михаила Фёдоровича продолжался рост территории государства Российского на Восток. Для освоения новых земель, была послана экспедиция
А. Бекетова далее В. Шахов с царским указом: -«Збирать на государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси, ясак с тунгусов с разных родов из братских князей и с из улусных людей, велено призывать их ласкою и приветом под государеву царскую высокую руку, а ежели кто прожывиться будет ходить на них войной».
Русские землепроходцы в своих открытиях стремились на графических чертежах.
Но почти все они погибли. Как известно, первые чертежи были составлены Курбатом Ивановым в начале 40-х годов XVIIв.
Они к сожалению, до сих пор не найдены. Во второй половине того же века чертежи и карты Сибири составлялись неоднократно, и из глубины веков до нас дошла только « чертёжная книга Сибири» составленная в 1701г. тобольским казаком Семёном Ульяновичем Ремезовым с сыновьями.
Но сохранились отчёты (так называемые оттиски) посылаемые царю батюшке. В них мы читаем, как труден и опасен был путь первопроходцев.
В 1644году из Верхоленского острога под командованием Василия Колесникова вышел отряд на поиски новых земель. В своих оттисках позднее он напишет:
«Послан он, Василий из Енисейского острогу, разных городов со служивыми и охотничьими людьми, для государева ясачного сбору и для прииску новых ясачных землищ, а так же проведывания про Байкал озеро, а так же про серебро и серебряную руду».
Они на судах переплавились через оз. Байкал и к устью р. Селенга, но, встретив сопротивление бурятских племён, вынуждены были обходить Байкал, и, не дойдя до реки Верхняя Ангара в один день повстречались им тунгусский князь Котега и князь Мукотей, которых Василий Колесников посадил в Аманаты, что в переводе означает – золотник. Сделал он это для сбора ясака и призыва иных иноземцев к государевой милости.
Князи эти пообещали Василию довести его до серебряных залежей.
А так же, рассказали – что вверх по Ангаре реке есть ещё князец, а людей у него «луков с триста».
Собрал атаман Василий Колесников государев ясак «четыре сорока тридцать пять соболей(т.е. 195шт. шкур) да три лисицы красные, да шубу тунгусскую соболью, сшитую из десяти пластин собольих, да три бобра». Соболиный ясак атаман отправил в Енисейский острог только весной. На помощь к нему, с служивыми и охотничьими людьми, приехал сын боярский Иван Покабов с поклажей провианта. Привезли они из Енисейских хлебных запасов - десяти пудов(рисовой) муки. Так началось освоение нашего края.
Официальной датой постройки Верхнеангарского острога 1646год. Этот период приходится на царствование великого князя Алексея Михайловича. А основателем острога считается атаман Василия Колесников со своими служивыми и охотничьими людьми.
Много испытаний выпало на их долю, но стойко преодалев все трудности, не смев слушаться царева указа эти люди в глухой глубокой тайге строили себе избы, осваивали местность чтобы поселится здесь навечно.
Племена эвенков «Киндигиров» к появлению русских отнеслись доброжелательно. После их прихода, а именно «служилых людей» эвенки были обложены натуральной податью - ясакам, который брался соболиными «геркаунами». Эвенки из рода Киндигиров по численности занимали ведущее место на территории Прибайкалья. Отличия между родами заключались в традиционных отрядах, в способах ведения охоты, в религиозных отрядах, в форме одежды, в приготовлении пиши, так же некоторые особенности наблюдались в произношении – говоре (свойственном определенному кругу людей). Каждый эвенк знал свою родовую принадлежность.
В 17 веке родовой состав Верхнеангарского острога сосравляли:
- чильчагиры
- киндигиры
Христианизация эвенков началась не раньше конца 17 века, это было описано в книге Жалсораева «Поселения, православные храмы». В ней собраны описания всех церквей Северобайкальского района внесенные в земские ведомости за 1889год, 1901 и 1913год.
Вот как дословно написано о нашем поселении в «земских ведомостях» за 1913год: «Приход Верхнеангарской церкви находится в северо-западной части Баргузинского уезда и расположен по рекам: Оседлые жители, крестьяне, поселенцы и инородцы общим числом более 500 человек обоего пола группируются в селении:
- Иркана - (при озере Иркана)- 80 дворов.
- Кумора - 18 дворов
- Ченча - 7 дворов.
Расстояние от приходской церкви, находящейся в Иркане до выселка Кумора-3 версты, куда можно приехать на телеге Ченча в 18 верстах.
Сообщения с Ченчей в зимний период на санях, весной и осенью верхами через горы, а летом на лодках».
Бродячие тунгусы, общей численностью 600 человек обоего пола, кочуют (переезжают) в гольцы, по рекам, горам и лесам, где и занимаются зернопромышленностью уезжая даже в пределы Иркутской губернии и Якутской области, а зимой начинаю где-то в ноябре месяца и заканчивая мартом их стойбища располагаются ближе к Иркане. В этот период приходили ярмарки на которых продавали пушнину.
«В стойбищах коих они живут» по 20 человек, по утрам число жителей варьируется от3 до10 членов. В некоторых стойбищах существовали простые деревянные зимовья, без крыш а вместо стекла был натянут белый миткаль. Зажиточные
поселенцы использовали « коленкор» либо стекло. Отоплением служила железная печь. Юрты для зимовки покрывали шкурами сохатого или любого другого зверя, а в летнее время юрты или зимовья покрывались берестой и выглядели очень опрятно. Крестьяне и оседлые иноземцы занимались преимущественно зверопромышленостью, скотоводством и хлебопашеством.
Последнее развито было плохо т. к. суровый климат не позволял. «Крестьяне все произошли в основном от преступников, ссыльных, которые прибывали в селение почти неграмотные. Школа была только церковно–приходская, которую решили заменить на министерскую, что привело к её закрытию в 1905году, а министерскую так и не открыли. Поселение было отдалено от культурных центров вследствие чего
Образовалась поголовное пьянство, которое поддерживалось местными и приезжими торговцами. Приходящие торгаши в Верхнее-Ангарский острог становились богачами очень быстро, наживаясь на непроницательных и уже спившихся тунгусах. Превращали народ в ничтожество, эксплуатируя его и иногда за водку выменивали шкуры ценного зверя стоимость которых доходило порой до 50 рублей, отдавали практически за бесценок. Так же сбывали им предметы первой необходимости по чудовищным ценам. В земских ведомостях за 1913год N 017 (стр. 402- 406) записано «Люди обживали новые места и конечно строили церкви, но в начале была построена часовая. В 1817году крестьянином Читинской власти Баргузинского уезда Кожевиным Константином была заложена церковь, освещенная 28 ноября 1818 года в честь осветителя и чудотворца НИКОЛАЯ. Второй храм построен в 1846году усердием Баргузинского купца Николая Ивановича Черных, но, к сожалению, была сожжена вместе с хозяином и церковным имуществом по неизвестным причинам. В 1872году была построена третья церковь на церковные и сборные суммы в честь святителя и чудотворца Николая. Эта церковь простояла до 1979 года, затем её разобрали, перевезли в поселении Кумора, построили из него дом, который сгорел в результате пожара».
Из исторических справок нам известно, что 1829году в Верхнее-Ангарском остроге было приписано 109 мужчин и 91 женщин из ясачных тунгусов с которых сбирали налог.
Жизнь идёт своим чередом, бежит время, торопиться. Теперь из прошлого мы вступаем в 20 век, на его долю выпало много перемен. В феврале 1917 года Бурятия дошла весть о свержении царя Николая II. В 1917 году состоявшимся съездом трудового населения было решено организовать в сёлах и деревнях советы крестьянских депутатов.
Началась коллективизация крестьянских и эвенкийских хозяйств. Кто-то был рад переменам, а кто-то нет, но выбирать не приходилось. Повернуть жизнь в старое русло пытались разрозненным белогвардейцам части, к которым примыкали обыкновенные бандиты.
В 1921 году мирную жизнь нашего поселения нарушила банда атамана Дуганова, которые принародно казнили пятерых активистов, поддерживали Советскую власть. В честь Гибая, одного из погибших в те ужасные дни, названа улица нашего села. И все точки Советская власть отстояла свои интересы. Жизнь пошла своим чередом. Затем образовался колхоз, рыболоведческая артель, клуб, появилась школа, фельдшерский пункт. Люди работали- строили новую жизнь.
Наступил 1941год. В каждый дом пришла беда. Уходили на фронт мужья, дети, отцы. «Всё для фронта, всё для победы». Под таким лозунгом работали односельчане без техники и специалистов, без удобрений для полей, но в Куморе, Ченче, Иркане собирали 10-12 центнеров товарного зерна с каждого гектара земли. Наши близкие и родные выстояли эту страшную войну и победили! А те кто вернулся с фронта с двойной нагрузкой стали строить мирную жизнь. В1957году колхоз «Красный октябрь» находящиеся в поселении Ченча соединились с колхозом Имени Сталина в Куморе. В 1974 году началось строительство БАМА. Этот период дал предпосылки для увеличения численности населения. Колхозы преобразовались в Совхозы, увеличилась посевная площадь. За 10 лет строительства в Куморе появилось постоянное электричество, были построены новые дома, детский сад - «Колосок», аэропорт. В1991году произошла перестройка и всё, что с таким трудом и любовью было построено пришло в негодность. Это наша история - наша жизнь.
Конечно очень хочется надеться на то, что всё возродится и наши потомки будут справлять день рождения Верхнее-Ангарского острога спустя сотни лет