"Культура древних коми" (национально-региональный компонент в курсе МХК)

Разделы: МХК и ИЗО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В нашей школе преподавание курса мировой художественной культуры осуществляется на основе примерной программы по мировой художественной культуре федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основа учебно-методического комплекса в изучении МХК – учебники Г.И.Даниловой «МХК: От истоков до XVII века.10класс.» и «МХК: От XVII века до современности.11класс».

В связи с введением национально-регионального компонента передо мною стояла задача органично ввести эти уроки в курс МХК, не нарушив целостность учебной программы. Переработав имеющийся материал, и подробно изучив учебные рабочие программы, я подобрала темы, которые, на мой взгляд, удачно дополнят изучаемый курс и не будут дублировать уже имеющиеся уроки НРК по другим предметам. К сожалению, несмотря на богатую краеведческую библиотеку в городе, я не подобрала какого-то единого учебногопособия, чтобы предложить его учащимся. Так родился цикл уроков:

1. Культура древних коми

2. Православие в Коми крае

3. Деревянное зодчество Коми края

4. Музыкальное, театральное искусство Коми края

5. Изобразительное искусство Коми края

6. Современное искусство и культура Коми края, собранные в единое методическое пособие.

Одновременно мне захотелось, чтобы эти уроки не были обделены иллюстративным материалом. Также я решила обратить пристальное внимание и сделатьакцент на персоналиях, так как считаю, что сегодня учащиеся недостаточнознакомы с деятелями культуры нашей республики, внесшими огромный вклад в пропаганду родного края. Мой выбор пал на ведение мультимедийных уроков.

Мне показалось важным, чтобы в «рождении» урока приняли участие сами учащиеся. Поэтому для создания слайдов, подбора литературы, подготовке дополнительного материала я привлекаю самих учеников. Например, изучая в 10 классе раздел «Древние цивилизации», предлагаю посетить «Воркутинский краеведческий музей» и составить мини-отчет об экспонатах, относящихся к данной теме. Так родился урок «Культура древних коми». А в 11классе по теме «Русский драматический театр» мы собрали дополнительный материал о нашем «Воркутинском Драматическом театре» и с удовольствием посетили очередной спектакль, что не менее ценно. Разве останется тема «Музыкальное, театральное искусство Коми края» после такой подготовки и закрепления пройденного материала для учащихся «рядовой»? Особо хочется отметить, что уроки составлены таким образом, что в конце прохождения курса МХК в «багаже» каждого учащегося остается «культурологический маршрут» нашего города, который ученик «пройдет», изучая ту или иную тему.

Предлагаю вашему вниманию один из мультимедийных уроков «Культура древних коми» из разработанного мною методического пособия. К уроку прилагается полноэкранная слайдовая презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, (презентация). Для удобства просмотра предлагаемого материала - перемещение по слайдам происходит автоматически. Каждый пользователь может «разбить» презентацию на свои временные отрезки, а также поменять слайды местами. Звук и текстовое оформление дополнить по своему усмотрению.

Кажущееся большое количество лекционного материала к уроку тоже представлено неспроста. Урок (или его часть) можно использовать в курсе другой изучаемой темы. Необязательно использовать всю информацию полностью – все надо делать взвешенно, исходя из возможностей и способностей ученической аудитории.

ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство с культурой древних коми

ЗАДАЧИ:

  1. знакомство с историей древних коми
  2. народно-прикладное искусство древних коми

(Слайд 1-2)

КОМИ - (самоназв.), коми морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»), зыряне (ycтapелое русское название.). Численность в Российской Федерации 336,3 тыс., коренное население. Письменность на основе русского алфавита. Большая часть верующих коми - православные, есть старообрядцы.

(Слайд 3-5)

Непосредственные предки коми - этно-территориальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в 10-14 вв. на основе местных охотничье-рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Культура перми вычегодской представляла собой результат взаимодействия и слияния различных культур. Хозяйство было комплексным: охота, рыболовство, скотоводство и подсечноогневое земледелие. Под влиянием западных соседей сельско-хозяйственные отрасли получили дальнейшее развитие, с 12 в. распространилось пашенное земледелие. Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Этноним «пермь» впервые упоминается в вводной части наиболее раннего из дошедших до нас древне-русских летописных сводов - «Повести временных лет» (начало 12 в.). Этимологизируется из прибалтийско-финского термина pera-maa («задняя земля», Заволочье)

(Слайд 6-8)

В конце 14 в. коми были христианизированы. Миссионер Стефан Пермский (около 1345-96 гг.) начал просветительскую деятельность среди коми в 1379 г. В 1383 г. он стал 1-м епископом новой Пермской епархии с центром в селе Усть-Вымь. Он на оригинальной графической основе составил коми алфавит и перевел на древний коми язык ряд церковных текстов. Широкого распространения созданная Стефаном Пермским письменность не получила и впоследствии была почти полностью утрачена. В дошедших до нас памятниках древнепермской письменности содержится в общей сложности около 225 слов связного текста.

После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478 г.) земли перми вычегодской вошли в состав Русского государства, была произведена перепись вычегодско-вымских земель (1481 г.) и назначены «государевы дани» (1485 г.) В 16-17 вв. происходило изменение границ расселения коми. Заселяются верховья рек Мезени и Вычегды, коми появляются в бассейне реки Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходит сложение большинства основных этнографических групп коми (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев). В 17-18 вв. в результате дальнейшего расселения коми формируются этнографические группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Оформляется восточная граница этнической территории коми вдоль Уральского хребта. Идет активный процесс формирования коми как этноса. Расширение этнической территории на Севере продолжалось вплоть до конца 19 в., но четкой этнической границы не сложилось. Северные коми (ижемские оленеводы) стали частично обитать совместно с ненцами на одной территории. Культурно-историческая специфика этнографических групп коми складывалась преимущественно под влиянием природно-географических факторов, определенную роль играли этнокультурные контакты с соседними народами. Основными занятиями у южных групп (прилузцев, сысольцев) были земледелие и животноводство, у более северных групп удорцев, верхневычегодцев и печорцев существенное значение имели также рыболовство и охота, а у ижемцев - присваивающие промыслы и оленеводство уже доминировали над сельским хозяйством.

(Слайд 9-10)

Многообразная духовная культура коми ярко представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах. Космогонии, мифы коми, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем (отделение неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями-демиургами Еном и Омолем и др.); эпич. сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая, поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика.

Фольклор коми даёт представление об основных этических и моральных нормах народа, играет важную роль в воспитании детей и их социализации. Семейные и календарные обряды коми близки к северо-русской. В похоронно-поминальной обрядности находят отражение древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквльно, каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранялись дохристианские верования в леших (ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Традиции народного искусства широко используют современные народные мастера-прикладники, коми-художники и графики

(Слайд 11-13)

У коми с древнейших времен было распространено богатое и многообразное по формам народное прикладное искусство. Оно было тесно связано с хозяйственной жизнью народа, его бытовым укладом и традиционным мировоззрением. Крестьяне, охотники и рыболовы коми в прошлом, живя натуральным хозяйством, почти всю бытовую обстановку создавали своими руками, следуя в этом уже установившимся в народе практическим и эстетическим требованиям. Вместе с тем в этом процессе проявлялись и индивидуальные творческие способности каждого мастера. Поэтому народное ис­кусство едино по своему содержанию и стилистическим особенностям и в то же время оно богато, разнообразно и по существу неповторимо.

Народное искусство воплощает в себе практическую целесообразность, добротность материала, гармоничность, красоту форм и красок. Его формы совершенствуются в веках и поэтому имеют большую жизнеспособность.

Искусство коми до сих пор мало изучалось, о нем мы судим по сохранившимся в народе и живущим в наше время видам искусства. Наиболее распространенными видами его являются художественная обработка дерева и бересты, узорное тканье и вязанье, обработка меха.

В крае, изобилующем лесом, с давних времен развивалась обработка дерева. Большое место отводилось деревянному зодчеству и декорированию жилых и хозяйственных построек.

Разнообразной и красивой была резная деревянная утварь и посуда. Приспособления для ткачества, вальки, рубели, ножи-«трепала», дощечки и ножи для тканья поясов, веретена, пивные жбаны, различного вида шкатулки украшались нарезной и трехгранно-выемчатой резьбой. Резной орнамент деревянных изделий преимущественно геометрический, состоит из ромбов, косых крестов, зигзагов, розеток. Встречаются, однако, мотивы птиц и растительные мотивы. Чрезвычайно распространен солярный мотив

Сосуды для жидкостей, в частности, ковши, черпаки, ложки выдалбливались из березового капа, и имели красивую обтекаемую форму, а также резные ручки.

Среди резных изделий коми особое место занимают утки-солонки. В прошлом они играли обрядовую роль: отец невесты дарил ей такую утку в самый важный момент ее жизни - в день свадьбы. Поэтому понятно внимание мастера к созданию этих предметов. Они отличаются разнообразием форм, художественной завершенностью образов.

Наряду с обработкой дерева и березового капа чрезвычайно развитым в прошлом да в значительной степени и в настоящее время является обработка бересты. Широко распространены туеса - герметически закрывающиеся сосуды для жидкостей, шкатулки, различного вида коробки, сумки. Они украшались тиснением, прорезными узорами по верхнему слою, с подкладыванием цветных тканей или фольги под него. Реже применялась раскраска.

Широко бытовали и продолжают бытовать плетеные изделия из корня, ивовой лозы, бересты и луба. Большая часть этих вещей имеет красивые пропорции и форму.

Раскраска бытовых предметов применялась относительно редко. Многочисленные расписные прялки, веретена, ложки и куды (деревянные коробки для одежды), распространенные главным образом на севере Коми, расписывались усть-цилемскими и архангельскими мастерами. Существовала, однако, и самобытная роспись бытовых предметов на Вычегде.

(Слайд 14-17)

Позднее среди других мужских промыслов коми развивалась также обработка металла: литье различного рода пряжек, блях для ремней, сбруи, которые производились из меди и бронзы. Многочисленные предметы быта: замки, дверные ручки, светцы, сечки и другое создавались местными кузнецами способом холодной ковки. Ювелирное дело почти отсутствовало. Исключение составляют «чусы» - женские серебряные серьги с подвесками из бус, производившиеся в вычегодских селах.

Можно указать также на обработку кожи, шитье сумок, обуви, сбруи, изготовление плетей. Многие из этих вещей также своеобразно украшались кистями, медными бляшками и т.д.

Из женских промыслов наиболее развиты были узорное тканьё и вязание. Крестьянки ткали пестрядь, многоремизные фактурные ткани, а также украшали ткани браными узорами. Мастерицы набирали нужные узоры красным по белому, узорные ткани использовались для шитья женских и мужских рубах, полотенец, скатертей. Полотенца у коми являлись также необходимой частью приданого невесты, по сложности и красоте узоров судили о достоинствах невесты, как мастерицы.

Весьма разнообразны пояса у коми, как по материалу, технике исполнения: тканые, плетеные на дощечках, на пальцах, спице и т.д., так и по орнаментации и расцветке. Большинство из них изготовлялись из разноцветных шерстяных ниток, иногда украшались бисером, блестками и т.д.

Большого совершенства мастерицы коми достигли в узорном вязании. Чулки, варежки, перчатки обычно вязались из шерсти, с употреблением нескольких разноцветных нитей, с помощью которых вывязывались весьма сложные, многоярусные узоры. Вязаные изделия, значительно отличаясь разнообразием расцветок и орнамента, локализуются по районам.

Вышивка, как вид украшения ткани, для коми менее характерна. Исключение составляет летский комплекс одежды, в который входит женский головной убор, сорока, вышитая сплошным швом. В расцветке вышивки доминирует вишне­вый цвет, в орнаменте присутствуют растительные и зооморфные мотивы.

Женские головные уборы коми весьма разнообразны, как по форме, так и по способам украшения. Многочисленны различного вида кокошники из парчи и вышитые золотыми и серебряными нитями. По Печоре распространен свадебный головной убор невесты в виде налобной повязки. Он шился из красного сукна, налобная часть вышивалась разноцветным бисером, жемчугом и блестками. В орнаменте присутствуют солярный мотив и мотив человека.

У северных коми-ижемцев, занимающихся оленеводством, были развиты обработка меха и замши. Из меха шили закрытого типа одежду - малицы, подол и концы рукавов которых украшались чередующимися полосами разноцветного меха, иногда разделенными полосками цветного сукна. Особенно нарядными шились пимы: мужские - из черного меха с белой отделкой, женские - из белого меха с черной отделкой. Между каждой частью их кроя пропускались яркие полоски сукна, иногда пришивались кисточки или орнамент из зубчатых полос разноцветного сукна. (Слайд)

Большое распространение у коми в наши дни получили женские меховые бурки, которые называют тоже пимами. Бурки также украшаются в передней части небольшим узором из разноцветных кусочков меха и сукна.

Наиболее нарядными шьются меховые сумки, употребляемые оленеводами в кочевом быту. Они декорируются при помощи сшивания кусочков разноцветного меха. Узоры на сумках коми значительно отличаются от таковых соседних ненцев и зауральских коми. Кроме широко распространенного «елочного» орнамента большого развития получили зооморфные мотивы - изображения медвежьей личины, морды лося, изображения фантастического «ящера» и др. Эти мотивы в прошлом вообще были весьма развиты в народном искусстве коми и восходят к древним временам, к I тысячелетию.

До начала XX века повсеместно у коми и коми-пермяков шили одежду преимущественно из тканей домашнего производства: холста (белого и цветного – «пестряди») и сукна. Холст (льняной и посконный) был значительно шире распространен у коми-пермяков и у коми, проживающих в южных районах (летские и вычегодские коми). На изготовление верхней одежды, помимо сукна, шли и полушерстяные ткани. Выделанные шкуры (коровьи, овечьи, оленьи), необработанные и дубденные, а так же ровдуга и мех домашних и диких животных использовали при изготовлении обуви, ремней, шапок, шуб и промысловой одежды. Верхнюю одежду и обувь из оленьего меха шили в основном жители северных районов, расположенных по Печоре и Ижме, на Удоре, в верховьях Мезени и Выми. В этих местах, наряду с меховой одеждой, была широко распространена одежда из привозных тканей, которые доставлялись из центральных районов России. Так, например, в большом количестве холст, сукна и парчу и готовую одежду на Печору привозили чердынскне купцы из Пермской и Вятской губерний, а в верховья Мезени, на Ижму и Удору ткани (пестрядь, сермяжные сукна, кумач, цветные шелка) доставляли из Архангельска, Пинеги и Великого Устюга.

Многие виды народного искусства развиваются в наши дни и служат неиссякаемым источником радости и вдохновения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

1. Посетить местный краеведческий музей – экспозиции, посвященные древнему прошлому нашего Коми края (составить отчет об экскурсии; представить виртуальную экскурсию по экспозициям музея; сделать собственную мультимедийную презентацию и т.д.)

2. Провести командную викторину (приложение№1)

3. Разгадать кроссворд (приложение№2)