Цели урока:
- сформировать умение писать безударные окончания имен существительных 2–го склонения в Т.п.;
- содействовать в ходе урока формированию работать в парах;
- способствовать расширению словарного запаса;
- развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя проблемные ситуации.
Оборудование:
- таблица “Окончания имен существительных 2–го склонения”;
- индивидуальные таблицы и задания;
- иллюстрация лисы, маска лисы;
- картинка с изображением Большого театра;
- компас, атлас (или карта);
- таблица “Существительные 2–го склонения”.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня на уроке русского языка, ребята, у нас гости. Поздоровайтесь и улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.
II. Минутка чистописания.
– Начнем наш урок с разминки. Чтобы пальчики писали быстро и аккуратно, необходимо их разогреть. Помните, ребята: “Тетрадь–зеркало ученика!” Итак, минутка чистописания.
с со за под между перед
– На доске две строчки. На первой строке повторяем написание каких букв? На второй строке – “маленькие” слова. Какой части речи они являются? Для чего служат в предложении?
Запишите две строки (дети пишут две строчки).
– Что объединяет эти строчки?
(Предлоги и обозначения творительного падежа)
– Что не упомянули о Т.п.? (Вопросы и смысловое слово.)
Кем? Чем? Творить (Заниматься творчеством)
Для каких существительных существует вопрос кем? Чем?
(Для одушевленных и неодушевленных имен существительных).
– Запишите третью строку.
В это время у доски работают два ребенка, которые склоняют существительные “герой”, “солнце”.
III. Словарная работа.
– Вы любите отгадывать загадки? Тогда следующая работа заключается в следующем: вы отгадываете загадку, а отгадку записываете в форме Т.п., выделяя окончания, определяя склонение. Вы готовы? Тогда начали.
- Последний месяц осени? Ноябрем
- Четвертый день недели? Четвергом
- Инструмент для колки дров? Топором
- Что прорубил Петр I в Европу? Окном
- Хитрая головка, рыжая плутовка, Пушистый хвост-краса. Кто это? Лисой
- Он может быть и цветным, и простым. Карандашом
– Прочитайте, какие слова вы записали? Найдите лишнее слово. Докажите, почему слово лиса является лишним. (Существительное лиса 1-го склонения, одушевленное.)
Выходит ребенок в маске лисы.
Ученик: Вы узнали меня? Я – лиса. А знаете ли вы, почему я получила такое название? Я – хищное животное с длинной мордочкой и пушистым хвостиком рыжего цвета.
Слово “лиса” образовано от слова “лисый”, то есть “желтоватый”.
Следовательно, “лисица” получила свое название за желтоватую, рыжую шерсть.
Учитель: А знаете ли вы, почему нашу героиню в сказках называют Лисой Патрикеевной?
Дело в том, что Патрикей – это старинное мужское имя, которое происходит от слова “патриций” – аристократ. В старину на Руси буква “Ц.” произносилась как “К”. Вот и получилось Патрикей.
– А как оно связано с лисой?
700 лет назад жил-был новгородский князь Патрикей Нарумтвович. Он прославился своей изворотливостью, так что имя Патрикей стало отрицательным, равнозначным слову хитрец.
Хитрая, умная лиса и получила в наследство такое отчество Патрикеевна.
– Дома, ребята, нарисуйте лису, какой вы себе представляете. А кому будет нетрудно, может и написать о ней.
А мы вернемся к словарной работе.
На доске новые слова: север, восток, запад.
– Что объединяет эти слова? (Существительные, нарицательные, неодушевленные, мужского рода, 2-го склонения; единственного числа; стороны света.)
Если заглянуть в прошлое, то слово “запад” образовано от общеславянского “западать”, т.е. закатываться за линию горизонта.
Стороны света можно увидеть на компасе, карте. А для чего нам надо знать стороны света? (Уметь ориентироваться на месте.)
Образуйте форму Т.п. Какая проблема появилась? Как проверить безударные окончания имен существительных? Докажите, какую букву вы напишите в окончаниях.
В словах западом, севером, востоком мы напишем окончания ом.
IV. Тема и цель урока”
А теперь, ребята, я думаю, вы сможете назвать тему урока и цель. На доске открывается запись:
Тема урока: “Безударные окончания имен существительных 2-го склонения”.
Цель урока: научиться правильно писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения в форме Т.п.
– А для чего надо писать правильно окончания имен существительных? Может быть, нам это и не надо? (Ответы детей.)
V. Новый материал.
Так как мы будем с вами говорить об именах существительных 2-го склонения, то какие же существительные относятся ко 2-му склонению? (Ответы детей.) Сейчас проверим, как просклоняли существительные “герой” “солнце”. Что можно сказать о каждом слове? Проверьте, правильно ли просклоняли ребята существительные.
А теперь я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе лежат таблицы, которые надо заполнить.
Окончания имен существительных 2–го склонения.
И.п. _____
Р.п. _____
Д.п. _____
В.п. _____
Т.п. _____
П.п. _____
(Дети работают в парах)
Вы работали в парах, спорили. А в спорах, как известно, рождается истина. Проверьте ваши таблицы с той, которую составила я. (дети проверяют)
VI. Физминутка.
Я предлагаю отправиться в лес.
Отправляемся в поход.
Сколько нас открытий ждет?
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.Вышли на берег крутой
И отправились домой.
А теперь придется встать,
Сесть за парты и писать.
VII. Закрепление изученного материала.
– Ребята, какими способами можно проверить безударные окончания имен существительных 1-го склонения? (при помощи таблицы и проверочного слова). Так же можно пользоваться таблицей и проверочными словами для проверки безударного окончания существительного 2-го склонения. А какие слова можно взять в качестве проверочных? (Окно, слон, стол.)
VIII. Работа с книгой.
– Мы работали в парах, и с этой работой вы справились замечательно. А сейчас у нас серьезная работа – мы работать будем коллективно. Открыли учебники на странице 48 упражнение № 3.
– Что необходимо сделать? (Записать предложения, ставя существительные в нужные падежные формы.)
Найдите 2 предложение. Прочитайте его. Как напишем слово “театром”? Выделите окончания, докажите, какое окончание будете писать.
К доске идет ..... писать предложение.
Мы долго любовались Большим театром.
Почему слово “большим” написано с большой буквы? (Показываю картинку Большого театра.)
Раньше Петровский театр был самым большим, поэтому его называли Большим театром. Со временем значение слова “большой” приняло другое значение – великий театр, так как на сцене этого театра играли великие актеры.
Сделаем синтаксический разбор предложения.
- Находим грамматическую основу предложения.
- Дадим характеристику предложения:
а) по цели высказывания – повествовательное,
б) по интонации – невосклицательное,
в) по числу грамматических основ – простое,
г) по числу главных членов – двусоставное.
д) по наличию второстепенных членов – распространенное.
- Находим второстепенные члены предложения.
– Посмотрите на упражнение № 2. Что надо сделать в этом упражнении? Разберем несколько слов.
Трамвай – трамваем (сущ. 2-го склонения, окном) и т.д.
Это упражнение вы будете делать письменно дома, выделяя окончания, определяя склонение.
IX. Закрепление нового материала.
– А сейчас, закройте учебники. Наведите порядок на рабочем месте.
– Для того, чтобы посмотреть, как вы усвоили новый материал, следующее задание.
У вас у каждого лежат отрывки из произведений Д. Родари и О. Дриз. Вам надо дописать окончания имен существительных. Будьте внимательны – сущ. Не только 2 скл., но и 1 скл.
Проверка: в форме каждого падежа стоят сущ. в отрывках? (Т.п.)
Какие окончания имеют сущ. 2 скл. в Т.п.? Молодцы!
Как можно проверить безуд. Окончания у сущ. 2 скл.? Умнички!
Все сегодня работали хорошо!
Оценивание детей.
Спасибо вам, ребята. Сегодня вы были и активными, и дружными. Умнички!
Листочки с самостоятельной работой передайте, пожалуйста.
X. Домашнее задание.
С. 48 упр. № 2 + задание о лисе.