5 класс
Самостоятельная работа №1
Тема: Античная мифология. (I четверть)
Темы входящие в самостоятельную работу:
- Зевс и его окружение.
- Посейдон – владыка морей.
- Прометей.
- Бог огня Гефест.
- Афина – богиня мудрости и справедливой войны.
Задание №1
Прочитайте внимательно отрывок из произведения Овидия «Метаморфозы». Объясните смысл этого отрывка. Какое отношение к нему имеют боги, титаны и люди?
Не было моря, земли и над всем распростёртого неба-
Лик был природы един на всей широте мирозданья, -
Хаосом звали его…
Там, где суша была, пребывали и море и воздух.
И не на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.
Воздух был света лишён, и форм ничего не хранило.
Все ещё было в борьбе, затем что в массе единой
Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,
Битву с весомым вело невесомо, твёрдое с мягким.
Задание №2
Кронос и Рея – родители верховных греческих богов. Как их зовут? По какому принципу было поделено между ними всё господство над миром?
Задание №3
Опираясь на знание греческой мифологии, объясните смысл слова «титан». Что вам известно о Тартаре?
Задание №4
Выполните сравнительный анализ двух стихотворений, ответив на вопросы:
- От чьего лица написано каждое стихотворение? К кому оно обращено?
- Каким вы видите в них Прометея?
- Каковы его взаимоотношения с Зевсом? В чём именно он ему противопоставлен?
- Как Прометей относится к людям и богам? К чему он их призывает?
- За что люди благодарны Прометею? Что особенно восхищает их в его поступках?
Ты можешь, Зевс, громадой тяжких туч
Накрыть весь мир,
Ты можешь, как мальчишка,
Сбивающий репьи,
Крутить дубы и скалы,
Но ни земли моей
Ты не разрушишь,
Ни хижины, которую не ты построил…Быть может, ты хотел,
Чтоб я возненавидел жизнь,
Бежал в пустыню оттого лишь,
Что воплотил
Не все свои мечты?
Вот я – гляди! Я создаю людей,
Леплю их
По своему подобью,
Чтобы они, как я, умели страдать и плакать,
И радоваться наслаждаясь жизнью,
И презирать ничтожество твоё,
Подобно мне!Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел –
Но что в награду получил?
Страданье свыше всяких сил
Да коршуна, что вновь и вновь
Пьёт кровь твою – живую кровь,
Скалу, цепей печальный звук,
Невыносимый пламень мук
Да стон, что в сердце погребён,
Тобой подавленный, затих,
Чтобы о горестях твоих
Богам не смог поведать он…
Задание №5
Гефест и Афина были детьми Зевса. В чём заключается различие их рождения? Как Зевс относился к Афине и Гефесту? Опишите традиционные атрибуты этих богов.
5 класс
Самостоятельная работа №2
Тема: Античная мифология. (II четверть)
Темы входящие в самостоятельную работу:
- Аполлон.
- Триумф Диониса.
- Афина (Венера)
- В сетях Эрота.
- Марс.
- Богиня цветов Флора.
Задание№1
Сопоставьте номер вопроса и вариант ответа.
- Богиня любви и красоты?
- Богини времени?
- Весёлый и шаловливый мальчик с золотыми крыльями?
- Коварный и вероломный бог войны?
- Богиня цветов?
- Бог, атрибутами которого были лук, стрелы, лира?
- Бог растительности и виноградарства?
- Фантастические человекообразные существа с весёлым характером?
- Богиня раздора сопровождающая Марса?
- А. Дионис
- Б. Аполлон
- В. Эрот
- Г. Афродита
- Д. Сатиры
- Е. Оры
- Ж. Марс
- З. Эрида
- И. Флора
Ответы (Приложение №1)
Задание №2
В чем вы видите триумф Диониса?
Задание №3
Вспомните миф об Амуре и Психеи. Почему в произведениях искусства Психею часто сравнивают с бабочкой?
Задание №4
Афина и Марс являются богами войны. Назовите основные отличия этих мифологических образов.
Задание №5
В каких словах передан протест Ниобеи против воли всесильных богов?
Над трупами милых своих сыновей
Стояла в слезах Ниобея.
Лицо у ней мрамора было белей,
И губы шептали, бледнея:
«Насыться Латона, печалью моей,
Умеешь ты мстить за обиду!
Не ты ли прислала мне гневных детей:
И Феба, и дочь Артемиду?...
Но поздно! Летит роковая стрела,
Стрелы не воротишь коварной,
И тихая смерть, словно сон среди дня,
Закрыла прелестные очи…
Их семеро было вчера у меня…
О, длится всегда б этой ночи!
Вы, боги, всесильны над нашей судьбой,
Бороться не можем мы с вами:
Вы нас побиваете камнем, стрелой,
Болезнями или громами…
Но если в беде, в униженье тупом
Мы силу души сохранили,
Но если мы, павши, проклятья вам шлем, -
Ужель вы тогда победили?
… стоит, Ниобея безмолвна, бледна,
Текут её слёзы ручьями…
И чудо! Глядят: каменеет она
С поднятыми к небу руками.
Тяжёлая глыба влилась в её грудь,
Не видит она и не слышит,
И воздух не смеет в лицо ей дохнуть,
И ветер волос не колышет.
Затихли отчаянья, гордость и стыд,
Бессильно замолкли угрозы…
В красе упоительной мрамор стоит
И точит обильные слёзы.
Задание №6
Священными птицами богини Афродиты являются воробей, голубь, лебедь и ласточка. Почему?
5 класс
Самостоятельная работа №3
Тема: Древнеславянская мифология. (III четверть)
Темы входящие в самостоятельную работу:
- Перун – бог грома и молнии.
- Велес.
- Дажьбог.
- Световид.
Задание№1
Славянскую мифологию часто называют языческой. Как вы понимаете понятие язычество ?
Задание №2
Древние славяне обожествляли землю, огонь, воду, почитали растения и животных. Почему?
Задание №3
Ответь на вопросы и найди правильный ответ.
- Бог – покровитель домашнего скота, симывол богатства и благополучия.
- Бог грома и молнии.
- Один из главных богов восточных славян, бог солнца.
- Главный бог западных славян, бог земных плодов и войны.
- А. Дажьбог.
- Б. Велес.
- В. Световид.
- Г. Перун.
- Д. Сварог.
Ответ (Приложение №2)
Задание №4
О каком из древнеславянских богов идёт речь в поэме Г.Хераскова «Владимириада». Поясните свой выбор.
Сей мрачный храм вмещал ужасного кумира,
На нём златой венец, багровая порфира;
Извитые в руке перуны он держал,
Которыми разить во гневе угрожал;
Златые на челе имел велики роги,
Серебряную грудь, имел железны ноги,
Горел рубинами его высокий трон,
И богом всех богов именовался он.
Задание №5
Назовите основные атрибуты древнеславянских богов (сопоставьте имя бога и атрибут).
1. Световид |
А. Огненная палица |
2. Дажьбог |
Б. Рог |
3. Велес |
В. Венок |
4. Перун |
Г. Медведь |
|
Д. Мечь, знамя |
|
Е. Папоротник |
|
Ж. Колосья |
|
З. Дуб |
Ответ (Приложение №2)
5 класс
Самостоятельная работа №4
Тема: Древнеславянская мифология. (IV четверть)
Темы входящие в самостоятельную работу:
- Макошь.
- Лада.
- Купало, Ярило, Кострома.
Задание№1
Ответить на вопрос и найти правильный ответ.
- Назовите богиню хорошего урожая и плодородия.
- Древний бог весеннего плодородия, олицетворяющий собой весну.
- Соломенная кукла, воплощающая весенние силы плодородия.
- Славянский праздник начала жатвы и летнего солнцестояния.
- Соломенная кукла, воплощающая дух смерти.
- А. Ив. Купало
- Б. Кострома
- В. Макошь
- Г Ярило
- Д. Мара
- Е. Русалка.
Ответы (Приложение №3)
Задание №2
Прочитайте стихотворение поэта А.Н.Толстого «Лель»:
Опёнками полно лукошко,
А масленник некуда деть;
На камне червивом морошка
Раскинула тонкую сеть.
И мох, голубой и пахучий,
Окутал поваленный пень;
Летают по хвое горючей
Кружками и светы и тень,
Шумят, вековечные важно
И пихты, и сосны, и ель…
А в небе лазоревом важно
Хмельной, поднимается Лель.
Вином одурманены, пчёлы
В сырое дупло полегли.
И стрел его сладки уколы
В горячие груди земли.
Какие черты Леля рисует в этом стихотворении автор? Почему в нем упоминаются «Сладкие уколы» его стрел?
Задание №3
Почему на полотенцах для весенних обрядов Макошь изображалась с поднятыми к небу руками? К кому и зачем она могла обращаться с просьбами?
Задание №4
Как вы считаете, почему в ночь на Ив. Купало совершают свои проказы домовые и лешие, кикиморы и русалки?
Задание №5
А) Почему во многих городах Руси (Новгород, Чернигов, Москва) возводимые в честь Святой Параскевы Пятницы церкви носили название Параскевы Пятницы на Торгу?
Б) Почему именно в пятницу нельзя было работать или начинать какое - либо дело?
Задание №6
Назовите основные атрибуты и священных животных древнеславянских богов и языческих персонажей (сопоставить).
- Лада.
- Макошь.
- Купало.
- Мара
- Лель.
- Русалки.
- А. аист
- Б. рог изобилия
- В. венок, русская одежда, золотой пояс из жемчуга
- Г. цветы, венок
- Д. огонь, вода
- Е. сухие листья, гнилые плоды
- Ж. искры
- З. влага
Ответы (Приложение№3)