Самостоятельные работы по МХК "Античная славянская мифология". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


5 класс

 Самостоятельная работа №1

Тема: Античная мифология. (I четверть)

Темы входящие в самостоятельную работу:

  1. Зевс и его окружение.
  2. Посейдон – владыка морей.
  3. Прометей.
  4. Бог огня Гефест.
  5. Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

Задание №1

Прочитайте внимательно отрывок из произведения Овидия «Метаморфозы». Объясните смысл этого отрывка. Какое отношение к нему имеют боги, титаны и люди?

Не было моря, земли и над всем распростёртого неба-
Лик был природы един на всей широте мирозданья, -
Хаосом звали его…
Там, где суша была, пребывали и море и воздух.
И не на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.
Воздух был света лишён, и форм ничего не хранило.
Все ещё было в борьбе, затем что в массе единой
Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,
Битву с весомым вело невесомо, твёрдое с мягким.

Задание №2

Кронос и Рея – родители верховных греческих богов. Как их зовут? По какому принципу было поделено между ними всё господство над миром?

Задание №3

Опираясь на знание греческой мифологии, объясните смысл слова «титан». Что вам известно о Тартаре?

Задание №4

Выполните сравнительный анализ двух стихотворений, ответив на вопросы:

  1. От чьего лица написано каждое стихотворение? К кому оно обращено?
  2. Каким вы видите в них Прометея?
  3. Каковы его взаимоотношения с Зевсом? В чём именно он ему противопоставлен?
  4. Как Прометей относится к людям и богам? К чему он их призывает?
  5. За что люди благодарны Прометею? Что особенно восхищает их в его поступках?

Ты можешь, Зевс, громадой тяжких туч
Накрыть весь мир,
Ты можешь, как мальчишка,
Сбивающий репьи,
Крутить дубы и скалы,
Но ни земли моей
Ты не разрушишь,
Ни хижины, которую не ты построил…

Быть может,  ты хотел,
Чтоб  я возненавидел жизнь,
Бежал в пустыню оттого лишь,
Что воплотил
Не все свои мечты?
Вот я – гляди! Я создаю людей,
Леплю их
По своему подобью,
Чтобы они, как я, умели страдать и плакать,
И радоваться наслаждаясь жизнью,
И презирать ничтожество твоё,
Подобно мне!

Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел –
Но что в награду получил?
Страданье свыше всяких сил
Да коршуна, что вновь и вновь
Пьёт кровь твою – живую кровь,
Скалу, цепей печальный звук,
Невыносимый пламень мук
Да стон, что в сердце погребён,
Тобой подавленный, затих,
Чтобы о горестях твоих
Богам не смог поведать он…

Задание №5

Гефест и Афина были детьми Зевса. В чём заключается различие их рождения? Как Зевс относился к Афине и Гефесту? Опишите традиционные атрибуты этих богов.

5 класс

 Самостоятельная работа №2

Тема: Античная мифология. (II четверть)

Темы входящие в самостоятельную работу:

  1. Аполлон.
  2. Триумф Диониса.
  3. Афина (Венера)
  4. В сетях Эрота.
  5. Марс.
  6. Богиня цветов Флора.

Задание№1

Сопоставьте номер вопроса и  вариант ответа.

  1. Богиня любви и красоты?
  2. Богини времени?
  3. Весёлый и шаловливый мальчик с золотыми крыльями?
  4. Коварный и вероломный бог войны?
  5. Богиня цветов?
  6. Бог, атрибутами которого были лук, стрелы, лира?
  7. Бог растительности и виноградарства?
  8. Фантастические человекообразные существа с весёлым характером?
  9. Богиня раздора сопровождающая Марса?
  • А. Дионис
  • Б. Аполлон
  • В. Эрот
  • Г. Афродита
  • Д. Сатиры
  • Е. Оры
  • Ж. Марс
  • З. Эрида
  • И. Флора

Ответы (Приложение №1)

Задание №2

В чем вы видите триумф Диониса?

Задание №3

Вспомните миф об Амуре и Психеи. Почему в произведениях искусства Психею часто сравнивают с бабочкой?

Задание №4

Афина и Марс являются богами войны. Назовите основные отличия этих мифологических образов.

Задание №5

В каких словах передан протест Ниобеи против воли всесильных богов?

Над трупами милых своих сыновей
Стояла в слезах Ниобея.
Лицо у ней мрамора было белей,
И губы шептали, бледнея:
«Насыться Латона, печалью моей,
Умеешь ты мстить за обиду!
Не ты ли прислала мне гневных детей:
И Феба, и дочь Артемиду?...
Но поздно! Летит роковая стрела,
Стрелы не воротишь коварной,
И тихая смерть, словно сон среди дня,
Закрыла прелестные очи…
Их семеро было вчера у меня…
О, длится всегда б этой ночи!
Вы, боги, всесильны над нашей судьбой,
Бороться не можем мы с вами:
Вы нас побиваете камнем, стрелой,
Болезнями или громами…
Но если в беде, в униженье тупом
Мы силу души сохранили,
Но если мы, павши, проклятья вам шлем, -
Ужель вы тогда победили?
… стоит, Ниобея безмолвна, бледна,
Текут её слёзы ручьями…
И чудо! Глядят: каменеет она
С поднятыми к небу руками.
Тяжёлая глыба влилась в её грудь,
Не видит она и не слышит,
И воздух не смеет в лицо ей дохнуть,
И ветер волос не колышет.
Затихли отчаянья, гордость и стыд,
Бессильно замолкли угрозы…
В красе упоительной мрамор стоит
И точит обильные слёзы.

Задание №6

Священными птицами богини Афродиты являются воробей, голубь, лебедь и ласточка. Почему?

5 класс

 Самостоятельная работа №3

Тема: Древнеславянская мифология. (III четверть)

Темы входящие в самостоятельную работу:

  1. Перун – бог грома и молнии.
  2. Велес.
  3. Дажьбог.
  4. Световид.

Задание№1

Славянскую мифологию часто называют языческой. Как вы понимаете понятие язычество ?

Задание №2

Древние славяне обожествляли землю, огонь, воду, почитали растения и животных. Почему?

Задание №3

Ответь на вопросы и найди правильный ответ.

  1. Бог – покровитель домашнего скота, симывол богатства и благополучия.
  2. Бог грома и молнии.
  3. Один из главных богов восточных славян, бог солнца.
  4. Главный бог западных славян, бог земных плодов и войны.
  • А. Дажьбог.
  • Б. Велес.
  • В. Световид.
  • Г. Перун.
  • Д. Сварог.

Ответ (Приложение №2)

Задание №4

О каком из древнеславянских богов идёт речь в поэме Г.Хераскова «Владимириада». Поясните свой выбор.

Сей мрачный храм вмещал ужасного кумира,
На нём златой венец, багровая порфира;
Извитые в руке перуны он держал,
Которыми разить во гневе угрожал;
Златые на челе имел велики роги,
Серебряную грудь, имел железны ноги,
Горел рубинами его высокий трон,
И богом всех богов именовался он.

Задание №5

Назовите основные атрибуты древнеславянских богов (сопоставьте имя бога и атрибут).

1. Световид

А. Огненная палица

2. Дажьбог

Б. Рог

3. Велес

В. Венок

4. Перун

Г. Медведь

 

Д. Мечь, знамя

 

Е. Папоротник

 

Ж. Колосья

 

З. Дуб

Ответ (Приложение №2)

5 класс

 Самостоятельная работа №4

Тема: Древнеславянская мифология. (IV четверть)

Темы входящие в самостоятельную работу:

  1. Макошь.
  2. Лада.
  3. Купало, Ярило, Кострома.

Задание№1

Ответить на вопрос  и найти правильный ответ.

  1. Назовите богиню хорошего урожая и плодородия.
  2. Древний бог весеннего плодородия, олицетворяющий собой весну.
  3. Соломенная кукла, воплощающая весенние силы плодородия.
  4. Славянский праздник начала жатвы и летнего солнцестояния.
  5. Соломенная кукла, воплощающая дух смерти.
  • А. Ив. Купало
  • Б. Кострома
  • В. Макошь
  • Г Ярило
  • Д. Мара
  • Е. Русалка.

Ответы (Приложение №3)

Задание №2

Прочитайте стихотворение поэта А.Н.Толстого «Лель»:

Опёнками полно лукошко,
А масленник некуда деть;
На камне червивом морошка
Раскинула тонкую сеть.
И мох, голубой и пахучий,
Окутал поваленный пень;
Летают по хвое горючей
Кружками и светы и тень,
Шумят, вековечные важно
И пихты, и сосны, и ель…
А в небе лазоревом важно
Хмельной, поднимается Лель.
Вином одурманены, пчёлы
В сырое дупло полегли.
И стрел его сладки уколы
В горячие груди земли.

Какие черты Леля рисует в этом стихотворении автор? Почему в нем упоминаются «Сладкие уколы» его стрел?

Задание №3

Почему на полотенцах для весенних обрядов Макошь изображалась с поднятыми к небу руками? К кому и зачем она могла обращаться с просьбами?

Задание №4

Как вы считаете, почему в ночь на Ив. Купало совершают свои проказы домовые и лешие, кикиморы и русалки?

Задание №5

А) Почему во многих городах Руси (Новгород, Чернигов, Москва) возводимые в честь Святой Параскевы Пятницы церкви носили название Параскевы Пятницы на Торгу?

Б) Почему именно в пятницу нельзя было работать или начинать какое - либо дело?

Задание №6

Назовите основные атрибуты и священных животных древнеславянских богов и языческих персонажей (сопоставить).

  1. Лада.
  2. Макошь.
  3. Купало.
  4. Мара
  5. Лель.
  6. Русалки.
  • А. аист
  • Б. рог изобилия
  • В. венок, русская одежда, золотой пояс из жемчуга
  • Г. цветы, венок
  • Д. огонь, вода
  • Е. сухие листья, гнилые плоды
  • Ж. искры
  • З. влага

Ответы (Приложение№3)