Представлен конспект урока биологии, построенного по технологии «Критическое мышление». Методы, применяемые на уроке – проблемное изложение знаний, кластер, синквейн, презентация. Основной учебной задачей является развитие активной познавательной деятельности через работу с учебником и гербарным материалом. Суть учебной деятельности состоит в развитии критического мышления учащихся, умении провести оценку и самооценку.
Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования.
Развивающая: способствовать развитию активной познавательной деятельности через работу с учебником и гербарным материалом; продолжить формирование интеллектуальных способностей (умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, приводить доказательства).
Воспитательная: прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку. Продолжить воспитание бережного отношения к зелёным растениям.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
«Человек – хоть будь он трижды гением –
Останется мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения»
С.Маршак
Вбегает растение:
Быть растением – круто!
Быть растением – класс!
Потому что люди
Жить не могут без нас!
Учитель – Уважаемое растение, здравствуйте! Разрешите взять у Вас интервью?
Растение – Да, разрешаю.
Учитель – Я думаю, раз Вы – живой организм, значит, состоите из органов?
Растение – Да.
Учитель – Давайте у ребят спросим, вдруг они знают, из каких органов Вы состоите?
Ученики – Растение состоит из корня, стебля, листьев, цветов и плодов.
Учитель – Правильно?
Растение – Да, верно.
Учитель – А не согласитесь ли Вы поприсутствовать у нас на уроке?
Растение – С удовольствием!
Учитель – Ребята, о каких органах растения вы уже знаете?
Ученики – Мы познакомились с корнем и стеблем растения.
Учитель – Каково значение корневой системы? Ответы учащихся
Учитель – Каково значение стебля? Ответы учащихся
Учитель – Что вы запомнили с прошлого урока о строении стебля? Ответы учащихся, которые оцениваются жетонами. Заработав 3 жетона, ребёнок получает «5» за урок.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ВЫЗОВ.
Учитель – Молодцы! А сейчас, я загадаю вам загадку:
Сидит – зеленеет,
Летит – желтеет,
Упадёт – почернеет.
(Лист)
Ребята, это и есть тема нашего урока! Откройте учебник на с. 42 -43 и рассмотрите схемы, рисунки. Я в это время моделирую на доске свой кластер:
Учитель – Что вы, ребята, можете сказать о моём кластере? Мнения детей о значении новых слов.
Учитель – Почему на кластере так много вопросов? Предположительные ответы детей: вопросы подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить.
Учитель – Какова цель нашего урока?
Ученики – Мы должны изучить вопросы о листорасположении, о жилковании, о простых и сложных листьях…
Учитель (обобщаю цель урока) – Мы сегодня узнаем о листе как о важной составной части побега; познакомимся с особенностями его внешнего строения; научимся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования; а ещё мы будем формировать навыки при работе с гербарием; учиться доказывать теоретический материал – практическим. Мы продолжим развивать у себя чувство товарищества и ответственности при работе в парах.
РЕАЛИЗАЦИЯ.
Деревья, травы вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно…
А мы с вами, детки, сейчас поборемся за знания о внешнем строении листа! В данную минуту вы – не просто ученики! Вы – теоретики и практики в одном лице! Давайте докажем себе и всем, что мы умеем работать чётко и быстро!
Итак!
Перед вами ваше задание–исследование.
ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ УРОКА:
№ 1 – По полученному образцу найти гербарные экземпляры простых и сложных листьев.
№ 2 - По полученному образцу найти виды сложных листьев.
№ 3 - По полученному образцу найти виды простых листьев
№ 4 – По полученной схеме составить рассказ о взаимосвязи листа с растением и окружающей средой (значение листа).
№ 5 – По схеме учебника на с 42, найти черешковые и сидячие листья среди гербарных экземпляров.
№ 6 – Согласно почкорасположению, составить рассказ о листорасположении, доказать гербарными экземплярами.
№ 7 – Из дополнительной литературы выбрать материал о видоизменениях листьев.
№ 8 – Рассказать о типах жилкования, доказать рассказ гербарными экземплярами.
№ 9 – Используя таблицы, рассказать о том, из каких частей состоит лист.
№ 10 - Согласно почкорасположению, составить рассказ о листорасположении, доказать гербарными экземплярами.
№ 11 - Из дополнительной литературы выбрать материал о видоизменениях листьев.
№ 12 - Рассказать о типах жилкования, доказать рассказ гербарными экземплярами.
Условия работы таковы: Только сообща;
- слышать и слушать;
- давать устный ответ, а не чтение с листа;
- жетоны получать только за полные ответы;
- говорить чётко, внятно и понятно;
- свой вопрос закрепляй работой в таблице;
- ваша работа закончится через 5 минут
- успеха!
ПРИЛОЖЕНИЕ (дополнительный материал к практической работе)
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА
Значение листа |
Части листа |
Типы жилкования |
Наличие или отсутствие черешка |
листорасположение |
Простые листья |
Сложные листья |
Видоизменения литьев |
|
|
|
|
|
|
|
|
Презентация:
1 - № 4 – значение листа
2 - № 9 – части листа
3 - № 8, 12 – жилкование
4 - № 5 – листья черешковые и сидячие
5 - № 6, 10 – листорасположение
6 - № 1, 3 – простые и сложные листья, виды простых листьев
7 - № 2 – виды сложных листьев
8 - № 7, 11 – видоизменения листьев
РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель – А теперь, ребята, вернёмся к кластеру. Можем ли мы убрать поставленные вопросы?
Ученики – Можем, т.к. изучили весь материал
Учитель – Предоставьте мне доказательства (зачитать записи из таблицы) хотя бы по 2 вопросам: «листорасположение» и «части листа». Учащиеся зачитывают свои записи.
Учитель – По изученному материалу напишите мне синквейн:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
(КАКОЙ?)
3 ГЛАГОЛА
(ЧТО ДЕЛАЕТ?)
ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ
СЛОВО – АССОЦИАЦИЯ К ПЕРВОЙ СТРОКЕ
Ребята, обратите своё внимание на доску. Берёзка что-то загрустила. Давайте её развеселим! Вы читаете свой синквейн и бежите к доске, что бы подарить берёзке свой листочек-жетон. На веточки, расположенные слева вы размещаете сложные листья, а на веточки, расположенные слева – простые.
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:
Лист | Лист | ||
Зелёный, красивый | Сложный, простой |
||
Желтеет, опадает, | видоизменяется, испаряет | ||
засыхает | Растёт, | ||
Он поглощает солнечные лучи | Лист – это многофункциональный орган | ||
Помощник | Помощник | ||
(Вертянов Павел) | (Слаута Анна) | ||
Лист | Лист | ||
Простой, сложный | Полезный, нужный | ||
Накапливает, испаряет, помогает | Защищает, кормит, украшает | ||
Лист помогает питаться растению | Лист – неотъемлемая часть дерева | ||
Помощник | Дыхание | ||
(Явцева Кристина) | (Цховребов Юрий) |
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель – Ребята, цель, которую вы ставили в начале урока, достигнута?
Ученики – Да!
Учитель – Сдайте мне свои таблицы, за заполнение которых, вы получите отметку.
Открываем дневники и записываем домашнее задание: с42 – 43. По желанию (на дополнительную отметку): составить рассказ с ошибками на тему «Внешнее строение листа».
А теперь бежим ко мне за отметками!