Цели и задачи урока:
Образовательные:
- создание условий для усвоения учащимися понятия “витраж”;
- способствовать формированию представления об истории развития витража и используемых материалах.
Развивающие:
- способствовать развитию творческой фантазии, формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные:
- создание условий для формирования эстетического вкуса.
1. Организационный момент.
2. Формирование новых знаний.
(урок начинается со слайд-фильма, слайд 1- 6)
- Что представлено вашему вниманию?
Что вы сейчас видели?
Как называется этот вид искусства, который вы увидели в оформлении интерьера церквей, современных интерьеров, предметах декоративно-прикладного искусства.
- Тема нашего урока : “Творцы мира прекрасног”о. Мы будем говорить о витражах, сегодня вы предстанете в роли художников-витражистов, работая в творческих мастерских, воплотите свои замыслы по украшению интерьера или его элементов в стиле “витраж”.
Откуда к нам пришло слово “витраж”?
Почему этот вид искусства называется витраж?
(Слайды 7,8,9)
Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?
Как называют людей, изучающих разные виды искусства?
(Слайд 10)
Искусствовед – теоретик искусства, который занимается исследованием теоретических проблем изобразительного искусства, архитектуры.
Искусствоведение – наука, изучающая пластические или пространственные искусства: изобразительные – такие, как живопись, графика, скульптура; и неизобразительные – архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.
Сегодня в гостях у нас искусствоведы, занимающиеся изучением витражного искусства. Они расскажут вам об истории витража. (слайд 11, сообщение учащихся )
Во все времена самыми роскошными, нарядными были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проёмы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.
Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера.
Человечество пользовалось витражами для украшения интерьера с древних времён. Найденные в Египте при раскопках фрагменты витражей датируются II тысячелетием до н.э., в Риме – I веком н.э. В Византии цветные витражи появились в V веке, и техника их изготовления распространилась впоследствии по всей Европе.
Классический витраж появился в Европе в средние века.
На протяжении многих веков искусство витража переживало периоды расцвета и спада.
Так, в средние века витраж становится доминирующим декоративным элементом. В эпоху Возрождения это элемент монументальной церковной архитектуры, но и светского интерьера. Тогда же витраж начинают использовать и в жилых помещениях.
Поэтому сам витраж частично теряет своё значение как монументальное искусство и приобретает бытовой характер. Эта тенденция приводит к упадку витражного искусства в XVII-XVIII вв. В начале XX века оно снова возрождается, что связано с бурно развивающимся в Европе стилем “модерн”.
(Слово учителя, слайд 13,14)
Модерн (фр. Moderne - современный) – художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – XX вв. (другое название арт нуво).
Основной признак стиля модерн – декоративность, основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.
(Слайд15)
Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной, пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием. Современные технологии позволяют выявить богатые художественные возможности стекла, его способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, искрящимся.
В современном интерьере витраж перестаёт быть только оконным или дверным проёмом, он нередко “отходит” от стены и становится отдельной пластической формой в пространстве – это витраж-рельеф, витраж-стена, витраж-стол и даже витраж-решётка.
Витраж может быть использован как предмет декоративно-прикладного искусства в интерьере: светильники, ширмы, фрагменты мебели.
В повседневной жизни мы охотно используем красивые и удобные предметы.
(Слайд 16)
Рождение новой вещи, будь то чайная ложка или деталь архитектурного убранства, связано, прежде всего, с профессией и именем художника.
3. Сейчас вы предстанете в роли художников-витражистов, работая в творческих мастерских, я предлагаю вам воплотить свои замыслы по украшению интерьера или его элементов в стиле “витраж”.
Конечно же, сделать настоящий витраж, используя настоящие стёкла, - дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия. Но создать подобие витража мы можем в условиях нашей творческой мастерской.
Прежде всего, необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Работая над эскизом витража, вы должны следовать главному правилу – все контуры-линии изображения должны соприкасаться друг с другом и с самой рамой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части-ячейки, в которых потом появятся цветные “стёкла”.
Первая группа нашей творческой мастерской будет создавать эскизы витражей, используя метод компьютерной графики.
Вторая – будет импровизировать на стекле витражными красками.
(практическая работа творческих мастерских)
Выставка творческих работ.
Анализ.
( После анализа витражных композиций, ребятам предлагается создать витраж-настроение. На экране контурное изображение витража в программе Paint . Каждый учащийся окрашивает элементы композиции в цвет, который ближе его настроению. В результате обсуждается цветовое решение коллективного витража, каждый высказывает своё мнение).
- Спасибо за работу, до новых встреч в нашей творческой мастерской.