Тип урока: интегрированный (профессиональное самоопределение).
Форма проведения: урок-практикум.
Виды работы на уроке:
- обобщающее повторение материала,
- опрос,
- индивидуальное задание,
- работа с текстом.
Цель урока:
- обобщить знания обучающихся о видах придаточных предложений;
- совершенствовать умение различать виды придаточных предложений.
Основные задачи урока:
- повторить правила орфографии и пунктуации,
- развивать навыки работы с текстом,
- формировать осознанный подход к выбору профессии,
- проводить подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Ход урока
1. В начале урока сообщаем учащимся цели и задачи.
2. Работа учащихся у доски:
а) один ученик записывает на доске домашнее задание: составленные по заданным схемам сложноподчиненные предложения на тему “Мне интересна профессия…” и определяет в них виды придаточных предложений.
[ сущ. ], ( которая…).
[ …тот ], ( кто…).
[ так ], (что…).
б) второй ученик производит синтаксический разбор написанного на доске предложения (без знаков препинания), определяет вид придаточного предложения:
Человек, задумывающийся о выборе своего пути, должен знать, что профессии нужно отдавать себя всецело. (СПП с придаточным дополнительным)
в) третий ученик выполняет на доске орфографический диктант; класс выполняет то же задание:
прервать трансляцию, выбирать специальность, нравственные идеалы, преследовать цель, смотреть по телевизору трансляцию спектакля, сэкономить средства, труженики лёгкой промышленности, алюминиевые детали, быть оптимистом, подробно комментировать, наслаждаться результатами труда.
г) после написания словарной диктовки коллективно проверяем её и ответим на вопросы:
- какие виды орфограмм представлены в этом словарном диктанте?
- для какого стиля характерны такие словосочетания?
- найдите три словосочетания с разными видами подчинительной связи.
д) проверим индивидуальную работу, выполненную на доске.
3. Учитель, переходя к основной части урока, останавливает внимание учащихся на том, что выбор профессии – всегда важный шаг в жизни человека. От этого выбора часто зависит вся его дальнейшая судьба. Нашёл человек свое призвание, нужен его труд людям, приносит он ему самому удовольствие – такого человека можно назвать счастливым. И наоборот, не нашел своего места в жизни, нет любимого дела – кажется, что и жизнь не удалась. Поэтому к выбору профессии надо подходить очень серьезно, не гнаться за модными, престижными профессиями, а выбирать то, что тебе близко и интересно.
Посмотрим, как об этом говорили известные люди.
4. Работа с текстом №1 (текст вместе с заданиями проецируется на экран). Учащиеся коллективно выполняют предложенные задания.
Автор этого текста – академик В.А. Обручев. (заранее подготовленный ученик рассказывает о заслугах этого ученого).
№1
Каждый человек должен избрать профе..ию ту жизн..ую работу которая наиболее соответствует его пр..родным способностям и накло..стям. Тогда он будет работать как говорится (н..) за страх а за совесть. Любимому делу человек отд..ёт все силы всю энергию все знания и тогда это дело будет выполня(т, ть)ся лучше отдача как говорят будет больше. Но молодой специалист (н..)может быть односторо..им в своём развитии и (н..)вид..ть (н..)чего кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Молодой специалист должен быть культурным и разносторо..е образова..ым человеком знающ..м и любящ..м своё дело науку иску..тво музыку спорт.
( В.А.Обручев )
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Какое предложение раскрывает её наиболее полно?
- Согласны ли вы с мнением автора? Почему?
- Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
- Найдите в тексте СПП, определите вид придаточного.
- Какой вид связи предложений представлен в этом тексте?
5. Работа с текстом №2. Текст предварительно перед уроком раздается каждому ученику. Автор этого текста - летчик-космонавт Г.Т.Береговой. (подготовленный ученик рассказывает об этом человеке).
№2
Редко в жизни случается так что уже с юношеских лет ясна предстоящая дорога. Чаще всего выбор профе..ии результат влияния семьи учителей соседа имеющего авторитет старшего друга. С их помощью молодой человек делает важнейший шаг в жизн(..).
Почему важнейший? Понаблюдав за близкими (не) трудно убеди(т, ть)ся что наиболее счастливы те кто любит свою работу кто наш..л место в жизн(..). Именно потому выбор профе..ии огромная ответстве..ость и того кто вступает в самостоятельную жизнь и тех кто помогает ему в этом.
Радость труда (по) моему заключается не столько в престиже и звании сколько в чувстве профе..иональной гордости постоянном удовлетворении работой. А это удовлетворение может пр..нести любой труд который человеку по душе.
Бесспорно каждому хочется интересной работы. Но даже и внешне казалось бы однообразный труд может стать интересным если вид..шь цель ради которой работаешь если эта цель важна и дорога если знаешь что приносишь пользу людям.
( Г.Т.Береговой )
- Прочитайте текст. Определите его тему и идею.
- К какому стилю и типу речи можно отнести этот текст? Докажите.
- Какой общей мыслью объединены текст №1 и текст №2 ?
- Вставьте пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания.
- Дайте краткую характеристику 1-му предложению. Назовите в нём грамматическую основу (основы).
- В 5-м предложении определите вид придаточных предложений и способ подчинения в СПП с несколькими придаточными.
- Напишите сочинение-размышление (не менее 70 слов) “Почему выбор профессии – важный шаг в жизни?” Приведите не менее двух аргументов. Есть ли среди ваших знакомых или близких люди, которые не ошиблись с выбором профессии и стали хорошими специалистами? В качестве аргумента можно использовать рассказ о таком человеке.
6. Итоги урока. На заключительном этапе урока целесообразно задать учащимся несколько вопросов на восприятие материала:
- Какие виды придаточных предложений встретились нам сегодня на уроке?
- Как их правильно различать?
- Чей совет для вас важен при выборе профессии? Почему?
7. Домашнее задание: выполнить задание №7 к тексту №2 (эта работа представляет собой этап подготовки к итоговой аттестации по русскому языку: часть С).