Нестандартные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии

Разделы: Начальная школа


Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из самых острых. По данным различных исследователей затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Основной контингент обучающихся имеет тот или иной вид задержки в развитии (задержка речевого развития, задержка в формировании моторных функций, задержка психического развития, сенсорного развития…)

Понятие “задержка” подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе временный характер отставания, который преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории, состоящей в выявлении и учете нарушений развития познавательной деятельности, в использовании специальных форм и методов обучения, в организации охранительного режима, в использовании дозированных учебных нагрузок и т.д.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой в развитии отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Это отставание выражается в следующих операциях и процессах:

  • в процессе анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • в недоразвитии речи (нарушение звукопроизношения, трудности звукового анализа и т.д.)
  • в неустойчивости внимания, памяти;
  • в нарушении эмоционально-волевой сферы.

Особенности развития младших школьников с ограниченными образовательными возможностями предполагают и реализацию на практике специфической системы условий обучения и воспитания.

Организация таких условий осуществляется в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), которая представляет собой форму дифференциации образования, позволяющую оказывать своевременную активную помощь детям со стойкими трудностями в обучении. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна в рамках специальных классов для детей с задержкой психического развития.

Организация учебной деятельности в коррекционных классах начальной школы.

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Согласно А.Н.Леонтьеву, “ … ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития”. Определить ведущую деятельность можно по трем признакам:

  • в этой деятельности дифференцируются другие виды деятельности;
  • формируются и перестраиваются частные психические процессы (например, в учебной деятельности – процессы отвлеченного мышления);
  • происходят основные психологические изменения личности ребенка, характерные для данного периода развития (в учебной деятельности развивается самооценка, самоконтроль, рефлексия способа действия).

Учебная деятельность включает следующие действия: целеполагание (принятие, конструирование школьником учебной задачи), планирование (выбор задачи), учебные действия по реализации плана учебной задачи, контроль процесса и его оценивание. От уровня развития этих действий у ребенка, в целом, зависит его успеваемость в школе.

Структура дефекта детей указанной категории не позволяет в полной мере сформировать данные действия, что приводит к отставанию в развитии познавательной деятельности и личностной сферы, замедляет процесс формирования учебных навыков, приводит к возникновению пробелов в знаниях. Целенаправленная учебная работа по формированию учебной деятельности младших школьников, испытывающих трудности в учебе, призвана не только устранить эти недостатки, но и компенсировать нарушения в развитии их психической деятельности. Такая работа должна осуществляться на всех уроках.

В этом аспекте первостепенное значение имеет задача построения содержания учебной работы с ориентацией на зону ближайшего развития школьника, включение в планирование учебного процесса различных форм фронтальной, дифференцированной и индивидуальной помощи учащимся. Оценка результатов учебной деятельности производится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и нацелена на конечный успешный результат. Учитывая выше сказанное, необходимо отметить, что учитель в этой ситуации работает в режиме личностно-ориентированной технологии, в контексте которой ученик является основным субъектом деятельности, а личностная компетенция педагога определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося.

Задачами педагогов, в аспекте субъектно-объектной деятельности, являются:

  • глубокое психолого-педагогическое изучение каждого ребенка с целью установления причин испытываемых им трудностей в учении, характера отклонений в его развитии и определение плана коррекционного развития;
  • последовательная индивидуализация и дифференциация обучения, предусматривающие максимальное стимулирование развития каждого школьника;
  • реализация на практике технологий здоровьесбережения.

Особенности развития детей данной категории предопределяют комплексное воздействие на личность ребёнка и процесс его развития через организацию психолого-педагогического сопровождения. Школьный психолог изучает психологические, индивидуальные особенности ребенка, направляет работу педагогов с помощью рекомендаций и консультаций. Психолог с помощью специальных методик, выявляет причины страхов и проводит комплекс коррекционных занятий.

Коррекционные развивающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Коррекционные технологии включают в себя использование элементов универсальных технологий, которые обычно применяются в работе различными возрастными группами, с разными категориями детей. Элементы предложенных технологий можно использовать на любом уроке в качестве минуток отдыха, валеопауз, физкультминуток.

Танцетерапия.

Цель: самоформирование и самосовершенствование с помощью заданных произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением.

Занятия по танцетерапии выстраиваются в форме совместного игрового проживания, танцетренингов, танцевальных движений, бесед, индивидуальной и групповой работы.

Содержание занятий по танцетерапии:

  • разминка по кругу;
  • разминка в быстром темпе;
  • выражение своего состояния через движения;
  • работа в парах по принципу “зеркало”;
  • рефлексия недели (дня) через движения;
  • театрализация движения;
  • техника перевоплощения:
  • изобразить процесс;
  • изобразить характер местности;
  • техника выражения своего состояния, эмоций, чувств;
  • рефлексия каждого занятия.

Музыкотерапия.

Цель: гармонизация личности ребенка, восстановление, коррекция его психо- эмоционального состояния и психофизиологических процессов посредством музыкального искусства.

С давних пор музыка использовалась, как лечебный фактор. В последнее десятилетие выделилось целое направление в музыке – музыкотерапия. С помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы, успокаиваются слишком возбудимые темпераменты, и, напротив, возбуждаются слишком заторможенные взрослые и дети. Технология проведения занятий по релаксации достаточно доступна:

педагог включает музыку, участники сидят в удобных положениях и расслабляются, контролируя свое дыхание и доводя его до спокойного;

педагог предлагает участникам представить навеваемые музыкой образы “войти в музыку”.

Музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств. Музыкотерапия применяется, как в индивидуальной работе, так и в групповых формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах музыкотерапии: рецептивной, активной, интегративной.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми, которые имеют эмоционально-личностные проблемы, отличаются повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия направлены на моделирование у детей положительного эмоционального состояния.

Активная музыкотерапия используется в работе с детьми в разных вариантах: это может быть вокалотерапия и танцетерапия, применяемые с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики школьников с отклонениями в развитии осуществляется посредством кинезиотерапиии (интегративной музыкотерапии). Она основана на связи музыки и движения. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.

Изотерапия.

В основе изотерапии лежит особая “сигнальная световая система”, согласно которой участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.

Изотерапия – это с одной стороны метод художественной рефлексии, с другой стороны – это технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше, а с третьей стороны – это метод психокоррекции, с помощью которого можно изменять состояние человека и решать его внутренние психические проблемы.

Изотерапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, коммуникативное и совместное рисование.

Для проведения занятия по изотворчеству нужно приготовить краски, аудио записи, листы бумаги. Перед началом рисования ведущий задает определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего заранее не планируя, спонтанно. В рисунке не должно быть ничего реалистического.

Свободное рисование – каждый рисует, все, что захочет на определенную заданную тему. Рисунки выполняются индивидуально, но беседа по окончании работы проходит в группе.

Коммуникативное рисование – группа делится на пары, у каждой их них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на заданную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой при помощи образов, красок, линий. После окончания работы учитель проводит работу с детьми.

Совместное рисование – несколько человек, или вся группа, рисует молча на одном листе. По окончании работы анализируется участие в ней каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования.

Дополнительное рисование – каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое. Таким образом, каждый вносит в каждый рисунок что-то свое.

Способы работы с готовыми рисунками:

Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и индивидуального содержания.

Анализ каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о том, что им нравится в этом рисунке, а что бы они изменили)

Литература.

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В., Диагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия, изд. Дом “Питер”, 2001.
  2. Кушнир А.М. Зачем ребенок приходит в школу? // Школьные технологии.- 1996.
  3. Харчевникова Е.Г. Овладение учителем школьными технологиями. Н-м журнал Начальная школа, №2., 2003. – с.33-38.
  4. Хуторской А.В. методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителей. М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005