Урок математики "Решение задач с помощью уравнений"

Разделы: Математика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение и укрепление здоровья детей. Конечно, здоровье детей определяется исходным состоянием его здоровья в начале школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • соблюдение гигиенических требований;
  • создание комфортных условий для ученика ;

В связи с этим ведется постоянный поиск новых эффективных методик и технологий обучения, которые стимулировали бы учащихся к самостоятельному приобретению знаний, бережному отношению к своему здоровью.

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках математики помогает поддерживать интерес к обучаемому предмету, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. А также помогает поддерживать активность учеников на протяжении всего урока без усталости. Для этого на уроке применяется постоянная смена деятельности, различные физкультминутки и паузы.

Один из таких уроков с применением здоровьесберегающих технологий я разработала и провела урок алгебры по учебнику С.А.Теляковского для учащихся 7 класса по теме: «Решение задач с помощью уравнений».

Цель: закрепить навыки решения текстовых задач с помощью уравнений.

Задачи:

  • побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности;
  • продолжать работать в парах, создавая комфортные психологические условия для учащихся;
  • расширять кругозор учащихся с применением здоровьесберегающих технологий.

Оборудование:

  • доска,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • презентация к уроку (Приложение 1),
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор.

Перед уроком проветрить кабинет, проверить готовность учащихся к уроку. С первых минут урока создать обстановку доброжелательности, положительный настрой. Учащимся заранее было предложено приготовить сообщения (исследовательского характера) об укреплении и сохранении здоровья школьников.

1. Вступительное слово учителя.

На этом уроке мы продолжим решение задач с помощью уравнений. Также сегодня на уроке речь пойдет о нашем здоровье.

Вычислив устно, вы узнаете высказывание греческого философа Сократа.

Решите уравнения:

1) 2х + 3,2 = х + 4,9

2) х - 1,2 = 1,8

3) 5х - 2 = 4,5х + 0,5

4) 2 - х = 6 - 2х

5) х - 3,3 = 5

6) 1,2 + х = 6

7) 5,2 + 2х = 4,8

8) 3х - 2 = х + 11

-0,2-здоровья; 4,8-без; 4-но; 5-всё(1); 3-не; 1,7-здоровье; 6,5-ничто; 8,3-всё(2)

На слайде появляется портрет и высказывание Сократа:

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

2.Проверка домашнего задания. К доске вызывать только тех учащихся, кто этого желает. № 102(2), 104 показать на доске.

3.Математический диктант.

1. Запишите равенствами каждое из высказываний:

  1. Число х больше 8 на 3
  2. Число х больше 5 в 4 раза.
  3. Число х больше у в n раз.

2. Составьте уравнение для нахождения ответа на вопрос:

а) при каком значении х значения выражений 3х и х+5 равны;

б) при каком значении у значения выражений 8+12у больше значения выражения 5у на 3?

Учащиеся обмениваются с соседом по парте тетрадями и проверяют математический диктант (выставляются оценки за работу). Правильные ответы высвечиваются на экране.

4. Закрепление темы (Задачи на здоровый образ жизни)

№1. Одно число в три раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на 2, а меньшее – на 4, то их сумма равна 42. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна выкуренная сигарета.

№2. Одно число на 42 меньше другого. Если первое число увеличить в 4,5 раза, ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа. Вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков, и сколько лет в среднем живут в России мужчины (в Японии мужчины в среднем живут 72 года)

Физкультминутка. Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывками поменять руки)
Крутим- вертим головой,
Разминаем шею. Стой.
(вращают головой вправо, влево)
Потянулись, растянулись,
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивая руки вверх, в стороны, вперед)
И за парты мы вернулись-
Вновь у нас идет урок.
(Дети садятся за парты.)

№3. (витамины в нашей жизни) Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг. Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.

№4. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. Ответ: 8 мг, 5 мг.

Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

№5 (нормы поднятия тяжести) На сколько процентов выросла заработная плата мамы, если в прошлом месяце она составила 12000 рублей, а в этом месяце-13200 рублей? И вы узнаете, сколько процентов должна составлять норма тяжести по отношению к вашему весу.

Презентация учеников на тему: «Укрепление и сохранение здоровья школьников». (Приложение 2). Группа учеников представляет свою исследовательскую работу по этой теме. Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.

Анализ экспериментальной деятельности по данному направлению показал: Среди учащихся школы значительное число детей имеют разного рода заболевания: костно-мышечная система – от 10% в начальной школе до 30% на выходе из школы;

  1. Органы кровообращения – до 20% учащихся;
  2. нервно-психическая сфера – до 25 % учащихся;
  3. Лор - заболевания – 18 – 20 %.

 По мере пребывания детей в школе наблюдается постепенное снижение числа детей с нормальным физическим развитием и рост количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, особенно заметно нарушение осанки (заболевание костно-мышечной системы 30 %).

Поэтому мы решили понаблюдать за школьными портфелями, которые носят школьники. Наблюдения проводили в пятых и в шестых классах в течение одной недели. Взвешивали массу портфелей в каждое утро.

Родители должны знать: вес переносимых тяжестей не должен превышать 10% от его собственного веса, т.е. для школьника весом 25 килограммов допустим портфель не тяжелее 2,5 килограммов.

Современные дети чаще всего носят портфели, сумки или рюкзаки на одном плече, особенно когда одеты в куртки или пальто, когда едут в транспорте, поэтому лучше всего носить ранец с жесткой спинкой.

 

понед.

вторн.

среда

четв.

пятн.

субб.

Сумма

Ср. масса

Малинова И.

4,2

4,0

3,5

3,0

3,0

3,2

20,5

3,5

Щукин В.

3,7

3,5

3,5

4,0

3,7

3,0

21,4

3,6

Лебедева Г.

4,2

4,5

4,0

4,0

4,0

3,5

24,2

4,0

Семенов А.

3,4

3,2

3,5

3,5

3,5

3,0

20,1

3,4

ЧайниковВ.

3,3

3,0

3,5

4,0

3,0

2,5

19,3

3,2

Степанов И.

4,5

4,2

4,5

3,5

3,5

3,0

23,2

3,9

Ср. масса

3,9

3,7

3,8

3,7

3,0

3,0

21,1

3,5

Наши наблюдения

5-й "в" класс

В 11-13 лет безопасно переносить массу не более 3 килограммов, а из нашей таблицы видно, что ни один портфель наших исследуемых учеников не выдерживает норму. Только в субботу портфели наших школьников чуть стали легче, так как в субботу всего 4 урока по расписанию. В 5 в классе особенно тяжелый портфель носит Лебедева Г. Во вторник 5-го февраля портфель весит 4,5 кг, что тяжелее нормы на 2 килограмма, также портфель Степанова И на 2 килограмма превышает и в понедельник, и в среду. Здесь мы еще не учитывали спортивную форму.

Теперь посмотрим и оценим портфели учеников 6-го "в" класса.

 

понед.

вторн.

среда

четв.

пятн.

субб.

Сумма

Ср. масса

Комисарова А.

3,2

3,5

3,5

4,0

4,0

3,2

21,4

3,6

Леонтьев В.

2,5

2,0

2,5

4,0

4,9

2,6

18,5

3,1

Фомин А.

3,5

4,2

4,0

5,0

4,5

3,5

24,2

4,1

Смирнов А.

3,2

3,5

3,0

3,5

3,5

2,5

19,2

3,2

Гогонов Д.

4,2

5,0

3,5

4,5

4,5

3,0

24,7

4,1

Костицин Е.

4,5

4,2

4,5

3,5

3,5

2,5

22,7

3,8

Ср. масса

3,5

3,7

3,5

4,1

4,2

2,9

21,8

3,6

Из таблицы видно в шестых классах также норма « поднятия тяжести» нарушается. Нарушается более, чем на 2 килограмма у таких учеников, как Фомин А., Костицин Е., Гогонов Д., т.е. у 50 % учащихся. Множество учебников в жестких переплетах, а также к ним добавляются рабочие тетради.

Госсанэпиднадзор советует:

В целом портфель школьника должен весить:

  • для учащихся начальных классов- 2 кг
  • для учащихся 5-6 классов-2,5 кг
  • для учащихся 7-9 классов-3,5 кг
  • для старшеклассников-4,5 кг.

Родители должны знать: вес переносимых тяжестей не должен превышать 10% от его собственного веса, т.е. для школьника весом 25 килограммов допустим портфель не тяжелее 2,5 килограммов.

Современные дети чаще всего носят портфели, сумки или рюкзаки на одном плече, особенно когда одеты в куртки или пальто, когда едут в транспорте, поэтому лучше всего носить ранец с жесткой спинкой.

Выводы:

  • состояние здоровья наших детей требует принятия срочных мер по охране и укреплению срочных мер по охране и укреплению здоровья, обучению детей здоровому образу жизни, соблюдению режима дня, исключению негативного влияния на здоровье следующих факторов риска:
  • нерациональной организации учебного процесса;
  • устранение перегрузок;

Рассматривая предельно допустимые нормы ношения тяжести нашими школьниками можно сделать следующие выводы:

  • пересмотреть содержимое портфелей;
  • освободить от «лишнего» груза;
  • носить только необходимые принадлежности для определенного дня.

Физкультминутка. Провести простейшие упражнения для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.Повторить 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза, считая до 3, открыть их посмотреть вдаль, считая до 5.Повторить 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх и вниз. Повторить 5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабьте глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

5. Самостоятельная работа по вариантам. Задания подбираются с учетом индивидуальных способностей, чтобы каждый ученик получил чувство удовлетворенности (работа по карточкам).

Первый уровень

1. Составьте выражение по условию задачи: « В одной бригаде х человек, а в другой на 5 человек больше. Сколько человек во второй бригаде?»

2. За два дня мастер изготовил 172 детали, причем во второй день он изготовил в 3 раза больше деталей, чем в первый. Сколько деталей он изготовил в первый день?

Второй уровень.

1. Составьте выражение по условию задачи: « В одном мешке имеется х кг картофеля. Сколько килограммов картофеля в другом мешке, если известно, что в нем по сравнению с первым мешком на 5 кг больше».

2. На верхней полке в 3 раза больше книг, чем на нижней. После того, как с верхней полки сняли 16 книг и поставили их на нижнюю, то на полках стало поровну. Сколько книг было на каждой полке первоначально?

Третий уровень

1. Составьте уравнение по условию задачи: «Моторная лодка шла 40 минут по течению реки и один час против течения и за все это время прошла 37 километров. Найдите скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки 1,5 км в час.

2. Одна сторона прямоугольника больше стороны квадрата на 12 см, а другая равна ей. Площадь прямоугольника на 72 см2 больше площади квадрата. Найдите стороны прямоугольника.

6. Итог урока.

Учащиеся должны знать, что решение задачи начинается с анализа ее условия, вспомнить пословицы о здоровье, а также обратить внимание на здоровый образ жизни.

7. Домашнее задание.

Строгая дозировка домашнего задания, учитывать индивидуальные способности каждого ученика.

№№98(2,4),100(2) для более подготовленных учащихся №104 (дополнительно)

8. Рефлексия . Ответьте на вопросы:

  1. Что понравилось вам на уроке?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Какими словами ты можешь выразить свое настроение?