ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение и укрепление здоровья детей. Конечно, здоровье детей определяется исходным состоянием его здоровья в начале школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- соблюдение гигиенических требований;
- создание комфортных условий для ученика ;
В связи с этим ведется постоянный поиск новых эффективных методик и технологий обучения, которые стимулировали бы учащихся к самостоятельному приобретению знаний, бережному отношению к своему здоровью.
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках математики помогает поддерживать интерес к обучаемому предмету, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. А также помогает поддерживать активность учеников на протяжении всего урока без усталости. Для этого на уроке применяется постоянная смена деятельности, различные физкультминутки и паузы.
Один из таких уроков с применением здоровьесберегающих технологий я разработала и провела урок алгебры по учебнику С.А.Теляковского для учащихся 7 класса по теме: «Решение задач с помощью уравнений».
Цель: закрепить навыки решения текстовых задач с помощью уравнений.
Задачи:
- побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности;
- продолжать работать в парах, создавая комфортные психологические условия для учащихся;
- расширять кругозор учащихся с применением здоровьесберегающих технологий.
Оборудование:
- доска,
- карточки для индивидуальной работы,
- презентация к уроку (Приложение 1),
- компьютер,
- мультимедийный проектор.
Перед уроком проветрить кабинет, проверить готовность учащихся к уроку. С первых минут урока создать обстановку доброжелательности, положительный настрой. Учащимся заранее было предложено приготовить сообщения (исследовательского характера) об укреплении и сохранении здоровья школьников.
1. Вступительное слово учителя.
На этом уроке мы продолжим решение задач с помощью уравнений. Также сегодня на уроке речь пойдет о нашем здоровье.
Вычислив устно, вы узнаете высказывание греческого философа Сократа.
Решите уравнения:
1) 2х + 3,2 = х + 4,9
2) х - 1,2 = 1,8
3) 5х - 2 = 4,5х + 0,5
4) 2 - х = 6 - 2х
5) х - 3,3 = 5
6) 1,2 + х = 6
7) 5,2 + 2х = 4,8
8) 3х - 2 = х + 11
-0,2-здоровья; 4,8-без; 4-но; 5-всё(1); 3-не; 1,7-здоровье; 6,5-ничто; 8,3-всё(2)
На слайде появляется портрет и высказывание Сократа:
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Ребята, как вы понимаете это высказывание?
2.Проверка домашнего задания. К доске вызывать только тех учащихся, кто этого желает. № 102(2), 104 показать на доске.
3.Математический диктант.
1. Запишите равенствами каждое из высказываний:
- Число х больше 8 на 3
- Число х больше 5 в 4 раза.
- Число х больше у в n раз.
2. Составьте уравнение для нахождения ответа на вопрос:
а) при каком значении х значения выражений 3х и х+5 равны;
б) при каком значении у значения выражений 8+12у больше значения выражения 5у на 3?
Учащиеся обмениваются с соседом по парте тетрадями и проверяют математический диктант (выставляются оценки за работу). Правильные ответы высвечиваются на экране.
4. Закрепление темы (Задачи на здоровый образ жизни)
№1. Одно число в три раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на 2, а меньшее – на 4, то их сумма равна 42. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна выкуренная сигарета.
№2. Одно число на 42 меньше другого. Если первое число увеличить в 4,5 раза, ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа. Вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков, и сколько лет в среднем живут в России мужчины (в Японии мужчины в среднем живут 72 года)
Физкультминутка. Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывками поменять руки)
Крутим- вертим головой,
Разминаем шею. Стой.
(вращают головой вправо, влево)
Потянулись, растянулись,
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивая руки вверх, в стороны, вперед)
И за парты мы вернулись-
Вновь у нас идет урок.
(Дети садятся за парты.)
№3. (витамины в нашей жизни) Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг. Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
№4. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. Ответ: 8 мг, 5 мг.
Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
№5 (нормы поднятия тяжести) На сколько процентов выросла заработная плата мамы, если в прошлом месяце она составила 12000 рублей, а в этом месяце-13200 рублей? И вы узнаете, сколько процентов должна составлять норма тяжести по отношению к вашему весу.
Презентация учеников на тему: «Укрепление и сохранение здоровья школьников». (Приложение 2). Группа учеников представляет свою исследовательскую работу по этой теме. Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.
Анализ экспериментальной деятельности по данному направлению показал: Среди учащихся школы значительное число детей имеют разного рода заболевания: костно-мышечная система – от 10% в начальной школе до 30% на выходе из школы;
- Органы кровообращения – до 20% учащихся;
- нервно-психическая сфера – до 25 % учащихся;
- Лор - заболевания – 18 – 20 %.
По мере пребывания детей в школе наблюдается постепенное снижение числа детей с нормальным физическим развитием и рост количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, особенно заметно нарушение осанки (заболевание костно-мышечной системы 30 %).
Поэтому мы решили понаблюдать за школьными портфелями, которые носят школьники. Наблюдения проводили в пятых и в шестых классах в течение одной недели. Взвешивали массу портфелей в каждое утро.
Родители должны знать: вес переносимых тяжестей не должен превышать 10% от его собственного веса, т.е. для школьника весом 25 килограммов допустим портфель не тяжелее 2,5 килограммов.
Современные дети чаще всего носят портфели, сумки или рюкзаки на одном плече, особенно когда одеты в куртки или пальто, когда едут в транспорте, поэтому лучше всего носить ранец с жесткой спинкой.
|
понед. |
вторн. |
среда |
четв. |
пятн. |
субб. |
Сумма |
Ср. масса |
Малинова И. |
4,2 |
4,0 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
3,2 |
20,5 |
3,5 |
Щукин В. |
3,7 |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
3,7 |
3,0 |
21,4 |
3,6 |
Лебедева Г. |
4,2 |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
3,5 |
24,2 |
4,0 |
Семенов А. |
3,4 |
3,2 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,0 |
20,1 |
3,4 |
ЧайниковВ. |
3,3 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
3,0 |
2,5 |
19,3 |
3,2 |
Степанов И. |
4,5 |
4,2 |
4,5 |
3,5 |
3,5 |
3,0 |
23,2 |
3,9 |
Ср. масса |
3,9 |
3,7 |
3,8 |
3,7 |
3,0 |
3,0 |
21,1 |
3,5 |
Наши наблюдения
5-й "в" класс
В 11-13 лет безопасно переносить массу не более 3 килограммов, а из нашей таблицы видно, что ни один портфель наших исследуемых учеников не выдерживает норму. Только в субботу портфели наших школьников чуть стали легче, так как в субботу всего 4 урока по расписанию. В 5 в классе особенно тяжелый портфель носит Лебедева Г. Во вторник 5-го февраля портфель весит 4,5 кг, что тяжелее нормы на 2 килограмма, также портфель Степанова И на 2 килограмма превышает и в понедельник, и в среду. Здесь мы еще не учитывали спортивную форму.
Теперь посмотрим и оценим портфели учеников 6-го "в" класса.
|
понед. |
вторн. |
среда |
четв. |
пятн. |
субб. |
Сумма |
Ср. масса |
Комисарова А. |
3,2 |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
4,0 |
3,2 |
21,4 |
3,6 |
Леонтьев В. |
2,5 |
2,0 |
2,5 |
4,0 |
4,9 |
2,6 |
18,5 |
3,1 |
Фомин А. |
3,5 |
4,2 |
4,0 |
5,0 |
4,5 |
3,5 |
24,2 |
4,1 |
Смирнов А. |
3,2 |
3,5 |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
2,5 |
19,2 |
3,2 |
Гогонов Д. |
4,2 |
5,0 |
3,5 |
4,5 |
4,5 |
3,0 |
24,7 |
4,1 |
Костицин Е. |
4,5 |
4,2 |
4,5 |
3,5 |
3,5 |
2,5 |
22,7 |
3,8 |
Ср. масса |
3,5 |
3,7 |
3,5 |
4,1 |
4,2 |
2,9 |
21,8 |
3,6 |
Из таблицы видно в шестых классах также норма « поднятия тяжести» нарушается. Нарушается более, чем на 2 килограмма у таких учеников, как Фомин А., Костицин Е., Гогонов Д., т.е. у 50 % учащихся. Множество учебников в жестких переплетах, а также к ним добавляются рабочие тетради.
Госсанэпиднадзор советует:
В целом портфель школьника должен весить:
- для учащихся начальных классов- 2 кг
- для учащихся 5-6 классов-2,5 кг
- для учащихся 7-9 классов-3,5 кг
- для старшеклассников-4,5 кг.
Родители должны знать: вес переносимых тяжестей не должен превышать 10% от его собственного веса, т.е. для школьника весом 25 килограммов допустим портфель не тяжелее 2,5 килограммов.
Современные дети чаще всего носят портфели, сумки или рюкзаки на одном плече, особенно когда одеты в куртки или пальто, когда едут в транспорте, поэтому лучше всего носить ранец с жесткой спинкой.
Выводы:
- состояние здоровья наших детей требует принятия срочных мер по охране и укреплению срочных мер по охране и укреплению здоровья, обучению детей здоровому образу жизни, соблюдению режима дня, исключению негативного влияния на здоровье следующих факторов риска:
- нерациональной организации учебного процесса;
- устранение перегрузок;
Рассматривая предельно допустимые нормы ношения тяжести нашими школьниками можно сделать следующие выводы:
- пересмотреть содержимое портфелей;
- освободить от «лишнего» груза;
- носить только необходимые принадлежности для определенного дня.
Физкультминутка. Провести простейшие упражнения для глаз.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.Повторить 5 раз.
- Крепко зажмурить глаза, считая до 3, открыть их посмотреть вдаль, считая до 5.Повторить 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх и вниз. Повторить 5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабьте глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
5. Самостоятельная работа по вариантам. Задания подбираются с учетом индивидуальных способностей, чтобы каждый ученик получил чувство удовлетворенности (работа по карточкам).
Первый уровень
1. Составьте выражение по условию задачи: « В одной бригаде х человек, а в другой на 5 человек больше. Сколько человек во второй бригаде?»
2. За два дня мастер изготовил 172 детали, причем во второй день он изготовил в 3 раза больше деталей, чем в первый. Сколько деталей он изготовил в первый день?
Второй уровень.
1. Составьте выражение по условию задачи: « В одном мешке имеется х кг картофеля. Сколько килограммов картофеля в другом мешке, если известно, что в нем по сравнению с первым мешком на 5 кг больше».
2. На верхней полке в 3 раза больше книг, чем на нижней. После того, как с верхней полки сняли 16 книг и поставили их на нижнюю, то на полках стало поровну. Сколько книг было на каждой полке первоначально?
Третий уровень
1. Составьте уравнение по условию задачи: «Моторная лодка шла 40 минут по течению реки и один час против течения и за все это время прошла 37 километров. Найдите скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки 1,5 км в час.
2. Одна сторона прямоугольника больше стороны квадрата на 12 см, а другая равна ей. Площадь прямоугольника на 72 см2 больше площади квадрата. Найдите стороны прямоугольника.
6. Итог урока.
Учащиеся должны знать, что решение задачи начинается с анализа ее условия, вспомнить пословицы о здоровье, а также обратить внимание на здоровый образ жизни.
7. Домашнее задание.
Строгая дозировка домашнего задания, учитывать индивидуальные способности каждого ученика.
№№98(2,4),100(2) для более подготовленных учащихся №104 (дополнительно)
8. Рефлексия . Ответьте на вопросы:
- Что понравилось вам на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Какими словами ты можешь выразить свое настроение?