Тип урока. Урок закрепления.
Образовательная цель:
- создать условия для формирования умений и навыков разложения многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.
Развивающие цели:
- развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез)
- развивать такие качества мышления, как убедительность, доказательность, гибкость, критичность.
Воспитательные цели:
- воспитывать чувство ценности интеллектуального труда, чувство удовлетворенности своей учебной работой.
Структура урока:
- Постановка учебных целей и задач.
- Актуализация прежних знаний.
- Устные упражнения.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Ход урока
- Постановка учебных целей и задач.
- Чему учимся на текущих уроках? Раскладывать многочлены на множители.
- Зачем необходимо это умение? Для преобразования выражений, для решения уравнений.
- Что как минимум необходимо знать? Формулы сокращенного умножения.
- Актуализация прежних знаний.
Работа фронтальная и в парах с карточками (формулы сокращенного умножения, разрезанные на две части)
- Устные упражнения.
Каждый ряд решает соответствующий столбик, находит в таблице ответ и выписывает букву, стоящую рядом. В результате каждый ряд получит название команды.
а²- в² | c²- d² | m²- n² | ||
p² - q² | x² - 1 | c² - 4 | ||
81 - a² | 144 - t² | 9b² - 1 | ||
36x² - 4 | 100m² - 16 | 64a² - 1 | ||
100 – 49b² | 4 – 36a² | 400 – 121c² | ||
225 – 144d² | a² - 9b² | c² - 16d² | ||
m² - 64n² | p² - 100q² | 9m² - 16n² | ||
a² - 5ab | a² - 25 | a² - 36 | ||
a³ - 125 | a² + 4ab | 64 + x³ | ||
64 - x³ | 8 - a³ | a³ - 25a |
a(a-5)(a+5) |
а |
(p-10q)(p+10q) |
л |
(6x-2)(6x+2) |
ы |
(2-a)(4+2a+a²) |
с |
(m-8n)(m+8n) |
о |
(3b-1)(3b+1) |
е |
(4-x)(16+4x+x²) |
з |
(c-4d)(c+4d) |
р |
(12-t)(12+t) |
н |
(4+x)(16-4x+x²) |
к |
(a-3b)(a+3b) |
к |
(9-a)(9+a) |
д |
a(a+4b) |
у |
(15-12d0(15+12d) |
м |
(c-2)(c+2) |
н |
(a-5)(a²+5a+25) |
о |
(10-11c)(10+11c) |
у |
(x-1)(x+1) |
а |
(a-6)(a+6) |
ч |
(2-6a)(2+6a) |
а |
(p-q)(p+q) |
е |
(a-5)(a+5) |
а |
(10-7b)(10+7b) |
ы |
(m-n)(m+n) |
с |
a(a-5b) |
р |
(8a-1)(8a+1) |
г |
(c-d)(c+d) |
с |
(3m-4n)(3m+4n) |
о |
(10m-4)(10m+4) |
т |
(a-b)(a+b) |
д |
Ответы: Деды морозы, Санта Клаус, Снегурочка.
- Закрепление.
№1. Распутайте волшебный клубок - вспомните крылатое выражение из древних мифов.
- х²-49=0
- у²-100=0
- z²-625=0
- t²-1=0
- 4x²-1=0
- 25y²-49=0
- 36a²-25=0
- 144z²-1=0
- x²-24x+144=0
- 25x²+60x+36=0
- x²+32x+256=0
Ответы записаны на доске полосой, свернутой в клубок:
-7и7/н, -0,5и0,5/а, -10и10/и, -1,4и1,4/р, -25и25/т, -5/6и5/6/и, -1и1/ь, -1/12и1/12/а, 12/д, -1,2/н, -16/ы.
Ответ: нить Ариадны.
№2. Каждая команда решает задание для своего ряда. После каждого верно разложенного многочлена открывается буква в слове на доске, содержащим информацию о новогоднем подарке.
216-m³ | 1000+m³ | 729+p³ | ||
64a³+1 | 27d³-8 | 512b³-125 | ||
a³b³-1 | 8+c³d³ | m³n³-27 | ||
8a³+b³ | 64a³-125c³ | 216x³-y³ | ||
(x+1)²-25 | (y-2)²-4 | (z+10)²-36 | ||
(t-7)²-100 | 49-(m-3)² | 400-(a+9)² | ||
625-(n+12)² | 121-(b-13)² | (y+2)²-4y² |
№3. Перестрелки снежками. Каждый ученик получает кружок из белой бумаги, придумывает свой многочлен, записывает, решает в тетради и передает следующему ученику. Проверка обязательна.
- Домашнее задание. Решив №33.46(Мордкович А.Г.), каждая команда в порядке очередности получает конверт со своим заданием:
- математику учить - ум точить.
- материал повторять, ничего не забывать.
- отдыхать активно, набираться сил.
- Итог урока. Анализируется работа каждой команды, выставляются оценки.
- Рефлексия. На столе у каждого ученика 3 цветных кружка – шары для украшения новогодней елки, изображенной на доске:
- Красный - материал понят.
- Желтый – возникали затруднения.
- Синий – плохо понят материал.