Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения. Урок алгебры в 7-м классе

Разделы: Математика


Тип урока. Урок закрепления.

Образовательная цель:

  • создать условия для формирования умений и навыков разложения многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.

Развивающие цели:

  • развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез)
  • развивать такие качества мышления, как убедительность, доказательность, гибкость, критичность.

Воспитательные цели:

  • воспитывать чувство ценности интеллектуального труда, чувство удовлетворенности своей учебной работой.

Структура урока:

    1. Постановка учебных целей и задач.
    2. Актуализация прежних знаний.
    3. Устные упражнения.
    4. Закрепление.
    5. Домашнее задание.
    6. Итог урока.
    7. Рефлексия.

Ход урока

  1. Постановка учебных целей и задач.

- Чему учимся на текущих уроках? Раскладывать многочлены на множители.

- Зачем необходимо это умение? Для преобразования выражений, для решения уравнений.

- Что как минимум необходимо знать? Формулы сокращенного умножения.

  1. Актуализация прежних знаний.

 Работа фронтальная и в парах с карточками (формулы сокращенного умножения, разрезанные на две части)

  1. Устные упражнения.

Каждый ряд решает соответствующий столбик, находит в таблице ответ и выписывает букву, стоящую рядом. В результате каждый ряд получит название команды.

а²- в²      c²- d²    m²- n²
p² - q²   x² - 1   c² - 4
81 - a²    144 - t²    9b² - 1
36x² - 4   100m² - 16   64a² - 1
100 – 49b²    4 – 36a²   400 – 121c²
225 – 144d²   a² - 9b²    c² - 16d²
m² - 64n²    p² - 100q²   9m² - 16n²
a² - 5ab    a² - 25    a² - 36
a³ - 125   a² + 4ab    64 + x³
64 - x³    8 - a³    a³ - 25a

a(a-5)(a+5)

а

(p-10q)(p+10q)

л

(6x-2)(6x+2)

ы

(2-a)(4+2a+a²)

с

(m-8n)(m+8n)

о

(3b-1)(3b+1)

е

(4-x)(16+4x+x²)

з

(c-4d)(c+4d)

р

(12-t)(12+t)

н

(4+x)(16-4x+x²)

к

(a-3b)(a+3b)

к

(9-a)(9+a)

д

a(a+4b)

у

(15-12d0(15+12d)

м

(c-2)(c+2)

н

(a-5)(a²+5a+25)

о

(10-11c)(10+11c)

у

(x-1)(x+1)

а

(a-6)(a+6)

ч

(2-6a)(2+6a)

а

(p-q)(p+q)

е

(a-5)(a+5)

а

(10-7b)(10+7b)

ы

(m-n)(m+n)

с

a(a-5b)

р

(8a-1)(8a+1)

г

(c-d)(c+d)

с

(3m-4n)(3m+4n)

о

(10m-4)(10m+4)

т

(a-b)(a+b)

д

Ответы: Деды морозы, Санта Клаус, Снегурочка.

  1. Закрепление.

№1. Распутайте волшебный клубок - вспомните крылатое выражение из древних мифов.

  • х²-49=0                                     
  • у²-100=0                                   
  • z²-625=0                                   
  • t²-1=0                                        
  • 4x²-1=0
  • 25y²-49=0
  • 36a²-25=0
  • 144z²-1=0
  • x²-24x+144=0
  • 25x²+60x+36=0
  • x²+32x+256=0

Ответы записаны на доске полосой, свернутой в клубок:

-7и7/н, -0,5и0,5/а, -10и10/и, -1,4и1,4/р, -25и25/т, -5/6и5/6/и, -1и1/ь, -1/12и1/12/а, 12/д, -1,2/н, -16/ы.

Ответ: нить Ариадны.

№2. Каждая команда решает задание для своего ряда. После каждого верно разложенного многочлена открывается буква в слове на доске, содержащим информацию о новогоднем подарке.

216-m³     1000+m³   729+p³
64a³+1   27d³-8    512b³-125
a³b³-1    8+c³d³   m³n³-27
8a³+b³   64a³-125c³   216x³-y³
(x+1)²-25    (y-2)²-4   (z+10)²-36
(t-7)²-100   49-(m-3)²    400-(a+9)²
625-(n+12)²    121-(b-13)²    (y+2)²-4y²

№3. Перестрелки снежками. Каждый ученик получает кружок из белой бумаги, придумывает свой многочлен, записывает, решает в тетради и передает следующему ученику. Проверка обязательна.

  1. Домашнее задание. Решив №33.46(Мордкович А.Г.), каждая команда в порядке очередности получает конверт со своим заданием:
    • математику учить - ум точить.
    • материал повторять, ничего не забывать.
    • отдыхать активно, набираться сил.
  2. Итог урока. Анализируется работа каждой команды, выставляются оценки.
  3. Рефлексия. На столе у каждого ученика 3 цветных кружка – шары для украшения новогодней елки, изображенной на доске:
  • Красный - материал понят.
  • Желтый – возникали затруднения.
  • Синий – плохо понят материал.