Урок окружающего мира в 3-м классе "Вода прекрасная или опасная?"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить наблюдать, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Показать: Значение экологически чистой воды для всего живого на Земле.
Расширить: Представления о разных состояниях воды.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Каждый человек рождается исследователем. Маленький ребёнок исследует новый для него мир и познаёт его с помощью глаз, рук, языка.

Мы растём, но не перестаём познавать окружающий мир с помощью исследований. Только используя новые способы: подумать, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, использовать компьютер (таблички со способами на доске).

Мы можем поделиться полученной информацией. Чтобы знать окружающий мир, надо уметь исследовать и уметь объяснять, что мы делаем.

Познакомимся с важными для исследователя словами:

Тема – это наш вопрос урока «Вода прекрасная или опасная?»
Цель – зачем мы это делаем (больше знать о воде)
Объект – окружающий мир, наука «экология»
Предмет – вода в разных видах: пар, туман, облако, ручей, водопад, река, озеро, море, роса, океан, водохранилище, болото, дождь, ливень, наводнение, шторм, изморось, цунами, подземные воды, родник, ледник, снег, сосулька, морозный узор, иней, изморозь, гололёд, град, гололедица, лавина, метель, айсберг, туча (таблички со словами на стенде).
Участники – мы, ученики 3 класса
Гипотеза – предположение. Одни предполагают, что вода прекрасна, другие, что она опасна.
Методы – способы исследования у нас на доске.
Выводы – попробуем сформулировать в конце урока.

Поделимся своими знаниями, найденной информацией о воде, чтобы ответить на вопрос, проверить гипотезу и сделать вывод.

II. Выступления учащихся в форме круглого стола с защитой или обвинением воды

Темы приготовленных выступлений: общие сведения о воде; вода в жизни растений, животных; водопады; подземные воды; родники; ледники; град; цунами; айсберги; наводнения.

Примеры некоторых выступлений учащихся.

Светлана Б.

2/3 поверхности Земли покрыты водой. Вода – второе по важности вещество на Земле, после кислорода. Без воды, человек может прожить всего три дня. Во взрослом человеке примерно 78 % жидкости. Вода   необходима для развития растений, воспроизводящих кислород, животных, которые этот кислород потребляют. Вода – это жизнь, т.к. без воды не может быть жизни на Земле. Науке ещё не известно такое живое существо, которое могло бы обходиться без воды. Мировой океан, как колоссальное скопление воды, способствует жизни на Земле. Тем более, что основной процент кислорода на Земле воспроизводят не леса, а сине-зеленые водоросли – обитающие в океане.

Анна Г.

Вода существует повсюду – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и над землей, в почве, в растениях, а также в организме человека. Вода – одно из самых важных для человека веществ.

Александра П.

Вода – основа всего живого. На 70% наше тело состоит из воды. Вода является ценным полезным ископаемым. Без неё человек может прожить всего несколько дней. Вода незаменима в сельском хозяйстве и промышленности. На гидроэлектростанциях энергия падающей воды преобразуется в электрическую. Используют энергию подземных горячих источников – гейзеров.

Илья И.

Водяные валы или по-японски цунами – это морские волны большой длины и высоты, возникающие от подводных землетрясений, извержений вулканов. Эти подземные толчки вызывают на поверхности океана волны до 5 метров высотой. Скорость движения этих волн достигает 800-1000 километров в час. При подходе к суше эти волны образуют водяные стены до 50 метров высотой, сметающие все на своем пути. Цунами опасен для жителей прибрежных стран и островов. При обрушении на берег они уносят десятки тысяч человеческих жизней, разрушают строения на несколько километров вглубь суши.

Дарья П.

Цунами – это огромные волны, возникающие в результате сдвигов участков морского дна при подводных землетрясениях. Цунами перемещаются со скоростью реактивного самолёта. В открытом море они двигаются глубоко под водой и почти незаметны. Но у берега каждая волна поднимается в полный рост и может превышать 50 метров. Цунами обрушиваются на побережье, круша всё на своём пути, а потом отступают так же быстро, как и пришли, издавая при этом ужасный свистящий звук.

Пётр Л.

Наводнения – грозные и опасные природные явления, которые иногда бывают такие грандиозные, что становятся государственным бедствием. Наводнения остав­ляют без жилья тысячи и даже сотни тысяч людей. О некоторых больших наводне­ниях складывались легенды и сказания. Большие разливы люди называли потопами. В апреле 1908 года в Коломне случилось большое наводнение. Вода поднялась так высоко, что пароходы свободно плавали над полями. Сейчас об этом наводнении в Коломне напоминает отметка на доме на улицы Зайцева на высо­те второго этажа.

Ольга Н.

Подземными называются воды, содержащиеся в земной коре. Они могут быть в виде пара, жидкости или льда. Благодаря подземным водам реки не мелеют летом, когда выпадает мало дождей, и не пересыхают подо льдом зимой. Под землей содержится драгоценные запасы пресной воды. Они велики, но возобновляются очень медленно. Просачиваясь через толщу горных пород, подземные воды очищаются, поэтому они являются ценным источником чистой пресной воды.

Юлия Ф.

В Северном Ледовитом океане плавает огромная льдина. На Южном полюсе находится покрытая снегом и льдом земля. Учёные подсчитали: если лёд на полюсах растает, то уровень воды в морях и океанах поднимется более чем на 33 метра. Этого будет достаточно, чтобы полностью затопить Нью-Йорк, Лондон и Париж.

Андрей З.

Я обвиняю воду, так как в ней могут раствориться вредные вещества, и, выпив такой воды, можно отравиться. Часто, выйдя из берегов реки, вода может затопить целые сёла. Во время шторма вода может потопить большой корабль. Замёрзнув в бутылке, вода разбивает её. Если человек не умеет плавать, он может утонуть в воде.

Григорий З.

Вода – это самое главное вещество на нашей планете. Оно входит в состав всего живого. В воде растворяется много разных других веществ. Растения, животные и человек не могут жить без воды, они используют её для питья. А летом мы очень любим купаться в воде.

III. Подведение итогов

– Мы выслушали мнения выступающих. Попробуем сделать выводы по вопросу урока.

Дети высказывают своё мнение, в том числе звучит мнение и о том, что вода и прекрасная, и опасная.

– Независимо от того, что мы решим, главный результат – знания о положительных и отрицательных сторонах воды. Мы убедились, что вода – это жизнь, питание, красота, чистота, обитание (таблички со словами на доске). Но вода – это и стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, опасное природное явление (таблички со словами на доске).
Проведём голосование о том, чтобы решить для себя: прекрасное или опасное вещество вода.
В центре класса находятся весы, под одной чашей чёрный фон, под другой – белый. Каждый из вас получает «капельку» (стеклянный шарик), которую можете положить на любую половину. Вы можете взять две «капельки», если считаете, что вода и прекрасная, и опасная.

Дети голосуют, подсчитывается количество «капелек» на каждой половине.
В результате голосования класса на 2 голоса перевесила чаша с «опасной водой».

– Благодарим всех за подготовку к нашему уроку. И в память о нём и о том исследовании, которое мы провели возьмите «капельку», которая будет напоминать вам о том, какое многогранное вещество – вода.