Тема урока: «Буква Ю, ю».
Цели урока:
- познакомить с новой буквой и обучать чтению слов с буквой Ю, ю;
- совершенствовать навыки чтения;
- обогащать словарный запас; развивать речь, мышление;
- воспитывать мотивацию обучения, создавать ситуации доверия и успеха.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
а) «Лишняя буква»
В К Е Р Х
Называем буквы. Теперь прочтём их. Какая буква лишняя и почему?
б) О каких ещё гласных можем сказать, что они в начале слова и после гласной образуют мягкое слияние, два звука?
III. Изучение нового материала
а) Предлагаю отгадать загадку.
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто жучок.
Захочет – вскачь пройдёт немножко,
Захочет – ляжет на бочок.
б) Слого-звуковой анализ слова юла,
закрашивание схемы слова цветными мелками.
Называем и считаем звуки.
Сколько гласных звуков, и какие? Находим их место
в схеме и закрашиваем.
Какие согласные звуки? Обозначаем их в схеме
нужными цветами.
Произносим первый слог. Эти два звука в начале
слова и после гласной на письме будем обозначать
буквой Ю, ю (карточки).Чтобы прочитать букву ю в
начале слова или после гласной, достаточно
просто назвать её - ю. Набираем слово юла. Читаем.
IV. Физкультминутка
в) Рассматривание букв Ю, ю.(Прикрепление на доску карточки с образцами печатных и письменных букв). На что похожи? Почему их две? Когда применяем заглавную Ю? А строчную?
г) Конструирование буквы.
Достаём содержимое конвертов. Называем геометрические фигуры. Что это за детали?
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква (хором) Ю.
Берём клей-карандаш и собираем рассыпавшуюся букву. (По окончании работы вытираем пальцы влажными салфетками.)
V. Закрепление
Ребята, выполнившие работу, выходят к доске и красным мелом в места пропусков печатают букву ю, называя её. Читают, что получилось.
… …р …рк …ркий
… …ж …жный
… о… ро… ро…т
а) Чтение с наращиванием.
(хором) ю юр юрк юркий
Как понимаете юркий? Обратимся к словарю. Находим страницу с буквой Ю и нужное слово. Толковый словарь русского языка поясняет нам: «Юркий, быстрый, увёртливый». О ком можно сказать, что он юркий?
(хором) ю юж
южный.
Как это южный?
(хором) ю ою
рою роют.
Встаньте. Покажите действием рою. Продолжаем работу.
б) Работа в парах Чтение слов. Рассматривание рисунков.
На каждой парте лист с рисунками и пять карточек со словами.
(на карточках) Юля, Юра, юрта юнга, юла.
Соотнесение слов (на карточках) и рисунков. Надо разложить все карточки со словами к рисункам.
Проверка выполненной работы. Чтение слов под каждым рисунком.
Чтение с доски:
Юнга – будущий матрос
Южных рыбок нам привёз.
Возможен вариант, что кто-то из детей прочтёт стихотворение наизусть.
VI. Физкультминутка
в) Работа с текстом.
Дети рисуют. У Юры ….
– Дай мне, …, пожалуйста, юлу, – просит ….
– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...» … юла.
Слова для справок: юла, Юра, Юля, юркая (на карточках).
Чтение слов для справок, определение их места в тексте. Прикрепление карточек со словами в текст. Чтение текста (цепочкой).
Дети рисуют. У Юры юла.
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Юля.
– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла:
«Ю-ю-ю...» Юркая юла.
Работа над содержанием.
Чем заняты дети? Что у Юры? Что делает Юля? Что предложил Юра? Что узнали о юле?
Если позволяет время, четверым учащимся
раздаются листочки с текстом для чтения по ролям.
Слова автора – чёрными буквами, слова Юли
напечатаны синими буквами, слова Юры напечатаны
зелёными буками, а юлы – красными. У автора самый
разноцветный листок, на остальных буквы чёрные и
одного из трёх цветов.
Текст читающего за автора:
Дети рисуют. У Юры юла.
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу,
– просит Юля.
– Будем вместе играть, –
сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...»
Юркая юла.
Текст читающего за Юлю:
Дети рисуют. У Юры юла.
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу,
– просит Юля.
– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела
юла: «Ю-ю-ю...» Юркая юла.
Текст читающего за Юру:
Дети рисуют. У Юры юла.
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Юля.
– Будем вместе играть, –
сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...» Юркая юла.
Текст читающего за юлу:
Дети рисуют. У Юры юла.
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит
Юля.
– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела
юла: «Ю-ю-ю...» Юркая юла.
VII. Итог урока
Чему научились? Что нового узнали? Какой вид
работы очень понравился? Когда было трудно?
Благодарность за активность, за старание и
хорошую работу.