Использование веб-технологий на уроках информатики

Разделы: Информатика


Современные компьютерные телекоммуникационные технологии на основе сети Интернет, способны качественным образом изменить формы взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса, обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные формы обучения, позволяют конструировать персональные образовательные траектории и осуществлять личностно-ориентированный процесс обучения.
Чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог  их оценить – непростая задача. Помочь  в этом может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Web-технологии позволяют подойти к любой проблеме абсолютно по-новому. 
Web-технологии обладают рядом особенностей, которые делают привлекательными их применении для создания образовательных ресурсов. В первую очередь, это возможность:

  • публикации хорошо структурированных документов с заголовками, текстом, таблицами ит.д.
  • организации гипертекстовых ссылок, позволяющих осуществлять переход от одного электронного  документа к другому;
  • включения «непосредственно» в документы изображений, звуковых фрагментов, видеоклипов и другой информации.

Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний.
Сейчас в связи с бурным развитием персональных компьютеров и глобальной сети Интернет широкое распространение получило понятие гипертекста.
Гипертекст – это представление информации как связанной сети гнезд, в которых читатели свободны прокладывать путь нелинейным образом. Он допускает возможность  множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения.
В настоящее время элементы технологии создания Web-сайтов даже включены во многие школьные программы и учебники. Именно это обусловило широкую популярность создания Web –ресурсов как систематично организованного материала для работы учителя-предметника. Накапливается большое количество материала по каждой теме как в печатном, так и в электронном виде. Данный материал можно систематизировать и представить его на сайте.
Web-сайт – это совокупность веб-страниц, объединенных обычно темой, может быть и авторством. Web-сайт – это отличная возможность для систематизации и  хранения информации в электронном виде, а в Интернете и организации общения  on-line.
Использование тематических веб-сайтов позволяет:

  • организовать деятельность учащихся по самостоятельному изучению материала, особенно это актуально, когда ученик пропустил занятия по какой-либо причине.
  •  диагностировать уровень знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретной теме или занятию.
  •  применять интерактивный диалог
  • использовать возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых систем.

После обучения  на курсах стала применять Web-a        SFRCDWS657YGтехнологии на уроках информатики. Первая проба – это тематический сайт «Устройство современного компьютера», включающий в себя как теоретический материал, так и тестовые задания (Приложение 1). Наиболее удобен оказался вариант, позволяющий делать переходы на страницы сайта, созданные как отдельные документы, например, даже в текстовом редакторе. Интересные сайты можно найти сейчас в Интернете, которые можно использовать в работе  целиком или брать за основу. При использовании учебных сайтов есть возможность не только систематизировать накопленный материал, но с использованием гиперссылки перейти на документы с последними новостями по данной теме или на исторические документы, или on-line  тесты. В данном случае такой веб-сайт представляет собой не что иное, как своеобразный электронный учебник, но только с более широкими возможностями и удобный для внесения изменений (Приложение 2). Использование веб-сайтов позволяет:

  • самостоятельно осваивать материал учащимся в удобном режиме
  • работать с различными источниками информации
  • осуществлять контроль знаний

Традиционные методы тестирования, зачетов посредством бумажных форм не позволяют обеспечить массовость и оперативность контроля и обработки результатов. Решение этой проблемы – применение современных информационных технологий для диагностики образовательного процесса.
Применение на уроках компьютерных тестов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения материала у всех учащихся и своевременно его корректировать. Важно то, что каждый ученик получает сразу же объективный результат с указанием ошибок, что невозможно при проведении обычного теста. Использование  тестов на тематическом сайте позволяет ученику сразу же себя проконтролировать по данной теме, а в случае затруднения вернуться к ней еще раз: материал структурирован, есть возможность свободного перехода внутри тем.
Во многих используемых учителями тестовых оболочках легко можно просмотреть ответ. При создании тестов с помощью веб-технологий это сложнее, так как требуются специальные знания и ответ, как правило, расположен в другом документе. Кроме того, новизна оформления тестов, близкая оформлению тестов по ЕГЭ.
Я проводила  для сравнения тесты по одной и той же  теме  в 9 классе разными способами: бумажный вариант и компьютерный. Результаты бумажного тестирования требуют время для проверки, а поэтому можно будет разобрать ошибки только на следующем уроке. При компьютерном тестировании сразу известны ошибки, а значит, можно провести коррекцию на уроке «по горячим следам». 
Электронный учебник, конечно, не заменит традиционный, но в состоянии дополнить его теми элементами, которые трудно реализовать в рамках традиционного обучения. В электронном учебнике можно быстрее найти нужную информацию, работать с разными ресурсами, проверить свои знания с помощью тестирования, то есть оно может частично взять на себя функции учителя и книги, дает наглядность, что повышает мотивацию и интерес к учению.
Информационные технологии в образовании сейчас становятся одними из самых востребованных и наиболее применяемых. Спектр их  использования постоянно расширяется.