ЦЕЛЬ УРОКА: развитие музыкального мышления в неразрывной связи с аналитической работой на примере романсов М.И. Глинки.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Учебный аспект:
- развитие навыков слухового восприятия информации и работы по нотам;
- развитие навыков “перевода” внутренних представлений музыкальных образов на язык слов, расширение активного словарного запаса;
- укрепление связей с ранее пройденным материалом.
- Познавательный аспект:
- познакомиться с историческим значением творчества М.И.Глинки;
- закрепить словарные понятия: жанр, романс, жанровые разновидности романсов, элегия;
- Развивающий аспект:
- развитие способностей к сравнению, анализу, обобщению, к восприятию музыкальной речи;
- развитие мыслительной деятельности, способности логически излагать;
- способствовать возникновению интереса к музыке русского композитора;
- Воспитательный аспект:
- воспитывать положительное отношение к классической музыке;
- воспитывать познавательные потребности и интересы, приобретать основы музыкально-исторических знаний;
- привить вкус к музыкально-аналитической деятельности.
“В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны…” М.И. Глинка
“Каждое сочинение Глинки из числа вокальных – это страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей или печалей”. В.В. Стасов.
Основная часть урока
Вопросы и некоторые тезисы для работы с учащимися | Материал для преподавателя |
Педагог играет романсы, которые дети должны определить. |
|
Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Что вам известно о значении его творчества в русской музыке? Глинка также является основоположником русской вокальной школы. Какие известны вокальные жанры Глинки? На чьи тексты он писал романсы? Известно ли вам, что Глинка был замечательным певцом-исполнителем, хотя пел только в кругу друзей? Значительное место в вокальном наследии Глинки занимает разновидность лирического романса – элегия. Ранние романсы (“Бедный певец”, “Разочарование”) пронизаны настроениями русской элегической поэзии 20-х гг. Вспомните, что такое элегия? |
Михаил Иванович Глинка русский
композитор-классик 19 века. “Светлый гений”,
“Солнце русской музыки”. Глинка совершил
гигантский сдвиг в развитии русской музыки: дал
новый поворот всему её развитию. С его творчества
начинается классический период русского
музыкального искусства. Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души — в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви. Вокальные жанры М.И. Глинки Для голоса с фортепиано Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов “Прощание с Петербургом”, романсы на слова А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, А. Мицкевича, Е.Баратынского, Н.Кукольника и др. Глинка сам обладал хорошим голосом, обучал молодых певцов искусству пения, постигал тайны мастеров bel canto в Италии. Элегия - вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера. |
Среди элегий Глинки выделяется романс
“Не искушай меня без нужды”, в нём
сконцентрированы главные стилистические
признаки жанра элегии. Послушайте романс по нотам. Определите его форму, характер музыки. Подготавливает ли вступление интонации, которые главенствуют в музыке романса? Тип мелодии? Основные интонации, которые мы слышим? Какой характер музыки они создают? Обратите внимание на детализированность фразировки. Посмотрим в нотах каков тональный и гармонический план. Тип фактуры? Сколько разделов в строфе? Как 1-й раздел строфы соотносится со вступлением? Основная тональность? Назовите эпитеты, подчёркивающие настроение и характер музыки. Какую роль играет фортепианное сопровождение? (Проиграть басовую линию). Меняется ли настроение, экспрессия во 2-й строфе? Каковы особенности мелодии, гармонии, фактуры? Если сравнить характер музыки 1-го и 2-го разделов, то что можно отметить? (подробный анализ нотного текста). Как можно трактовать окончание строфы? Что можно сказать о фортепианном заключении? На примере этого романса мы можем обобщить черты жанра элегии. |
Романс “Не искушай меня без
нужды” М.И. Глинки - одна из жемчужин
камерной вокальной классики. Элегия “Не искушай меня без нужды”, написанная на слова Евгения Баратынского (1835 г.), относится к ранним романсам Глинки. Она проникнута настроениями русской сентиментальной поэзии I половины XIX века – лирики раздумья и созерцания, которой композитор увлекался в молодые годы. Форма данного романса – строфическая, со вступлением и кодой. Вступление содержит в себе своеобразный интонационный и тонально-гармонический конспект романса. Давайте его выявим. Гибкая, пластичная, кантиленного склада мелодия. Выразительно звучащие - восходящая малосекстовая интонация (потом плавно заполняется) и интонации задержаний - наполняют музыку чувствительными вздохами. Многократные отклонения, тональные блуждания (a moll, C dur, d moll, a moll), гармонии с задержаниями, прерванный каданс создают образ сомнений и неуверенности. Хотя разложенные фигурации фактуры подчёркивают мягкость, душевность, поэтичность. В строфе – 2 раздела. Структура: а а1 в в1 – пара периодичностей (связь с песней). 1-я половина строфы – полностью интонационный склад вступления, главенствование ля минора. Господствует настроение тоски и печали. Ощущение разочарованности (“…разочарованному чужды…”) усиливается декламационностью мелодии, музыкальными “вздохами”. Важную художественную роль играет здесь бас фортепианного сопровождения. Ведя свою самостоятельную напевную линию, он поддерживает вокальную партию, вступая с ней в выразительный музыкальный диалог. Во 2-й строфе – с одной стороны, отклонение в C dur высветляет экспрессию, с другой – в гармонии слышится напряжённость (УмVII7 на словах “не верю увереньям”), в мелодии - большая опора на декламационный склад. Этот раздел эмоционально противопоставлен I. На смену спокойному, статическому состоянию, приходит активное динамическое: увеличивается диапазон мелодии, в ней появляются энергичные восходящие ходы, хроматизмы. Учащенные пульсации аккомпанемента, широкие скачки в басу, красочные смены тональностей и яркие обороты гармоний, придают музыке то взволнованность, возбуждённость, страстность, то полнокровность, то ощущение сбивчивого, неровного дыхания. Этот рост экспрессии подтверждается интонационным возрастанием хроматики, опеваниями, допеваниями. В целом образуется (хотя и на короткое время) уверенно движущийся эмоциональный подъём, за которым следует волна спада, в гармонии которой - движение от прерванного каданса к совершенному кадансу, окончание – на группетто. Может быть, это уход в себя, а может – стремление забыться в романтических мечтах, иллюзиях… Завершает романс небольшая фортепианная постлюдия, построенная на материале вступления. Она придает всему произведению завершенность и уравновешивает форму. Во всех своих произведениях М.Глинка оставался верным пушкинской эстетике, где лирика, в равной мере, захватывает и силой чувств, и прекрасной стройностью и ясностью мысли. Черты элегии:
Русская вокальная школа и её крупнейшие представители всегда придавали огромное значение интонации, правдивой и выразительной передаче характера интонируемой музыки. Они своим искусством подтверждали, что тончайшие психологические оттенки рождаются не только из слов и фраз, но и из того состояния души, которым вызваны эти слова и фразы. А.Серов так охарактеризовал исполнение Глинкой своих произведений: “Он… погружался в самую глубину исполняемого, заставляя слушателя жить той жизнью, дышать тем дыханием, которое веет в идеале исполняемой пьесы, оттого увлекал каждою фразой, каждым словом”. И если исполнителям романсов удастся не только спеть красиво вок. партию, но и согреть её своим чувством и обогатить творческой фантазией, то худ. цель будет достигнута. |