Жанр элегии в творчестве М.И. Глинки (на примере романса "Не искушай меня без нужды")

Разделы: Музыка


ЦЕЛЬ УРОКА: развитие музыкального мышления в неразрывной связи с аналитической работой на примере романсов М.И. Глинки.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Учебный аспект:
  • развитие навыков слухового восприятия информации и работы по нотам;
  • развитие навыков “перевода” внутренних представлений музыкальных образов на язык слов, расширение активного словарного запаса;
  • укрепление связей с ранее пройденным материалом.
  1. Познавательный аспект:
  • познакомиться с историческим значением творчества М.И.Глинки;
  • закрепить словарные понятия: жанр, романс, жанровые разновидности романсов, элегия;
  1. Развивающий аспект:
  • развитие способностей к сравнению, анализу, обобщению, к восприятию музыкальной речи;
  • развитие мыслительной деятельности, способности логически излагать;
  • способствовать возникновению интереса к музыке русского композитора;
  1. Воспитательный аспект:
  • воспитывать положительное отношение к классической музыке;
  • воспитывать познавательные потребности и интересы, приобретать основы музыкально-исторических знаний;
  • привить вкус к музыкально-аналитической деятельности.

“В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны…” М.И. Глинка

“Каждое сочинение Глинки из числа вокальных – это страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей или печалей”. В.В. Стасов.

Основная часть урока

Вопросы и некоторые тезисы для работы с учащимися Материал для преподавателя
  1. Вспомните, что такое жанр?
  2. Какие бывают жанры по способу исполнения?
  3. Что такое вокальная музыка?
  4. Виды вокальных произведений?
  5. Какие бывают жанры по литературно-поэтическим признакам, указывающим на содержание?
  6. Что такое романс? Где он возник?
  7. Какие бывают жанровые разновидности романсов? Вспомните их на основе пройденных романсов Ф. Шуберта и М.И.Глинки.

Педагог играет романсы, которые дети должны определить.

  1. Жанр (в переводе с франц. – род, вид) - многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условием исполнения и восприятия.
  2. Жанры по способу исполнения: вокальные и инструментальные.
  3. Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения.
  4. Вокальные произведения делятся на
  • Сольные (песня, романс, ария)
  • Ансамблевые (дуэт, трио)
  • Хоровые (хор, кантата, оратория)
  1. Жанры по литературно-поэтическим признакам:
  • драматический – основан на раскрытии конфликтности действия;
  • комический – основан на смешной интриге, добродушно или едко высмеивающей;
  • эпический – основан на повествовании о событиях прошлого;
  • лирический – основан на раскрытии чувств и переживаний героев.
  1. Романс - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин “романс” возник в Испании. В 19 в. романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма черту - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психологических тонкостях.
  2. Некоторые жанровые разновидности романсов в творчестве Шуберта и Глинки
  • Элегия - Глинка “Я помню чудное мгновенье”
  • “Русская песня” М.И.Глинка “Жаворонок”, “Ах ты, душечка”, Алябьев “Соловей”
  • Жанровая сценка (картинка) - Шуберт “Форель”, Глинка “Попутная песня”
  • Народно-жанровый (в народном духе) - Шуберт “В путь”
  • Серенада – Шуберт “Серенада”
  • “Испанский романс” - Глинка “Я здесь, Инезилья”
  • “Восточный романс” - Глинка “Не пой, красавица, при мне”
  • “Итальянский романс” - Глинка “Венецианская ночь”
Михаил Иванович Глинка (1804-1857).

Что вам известно о значении его творчества в русской музыке?

Глинка также является основоположником русской вокальной школы. Какие известны вокальные жанры Глинки? На чьи тексты он писал романсы?

Известно ли вам, что Глинка был замечательным певцом-исполнителем, хотя пел только в кругу друзей?

Значительное место в вокальном наследии Глинки занимает разновидность лирического романса – элегия.

Ранние романсы (“Бедный певец”, “Разочарование”) пронизаны настроениями русской элегической поэзии 20-х гг. Вспомните, что такое элегия?

Михаил Иванович Глинка русский композитор-классик 19 века. “Светлый гений”, “Солнце русской музыки”. Глинка совершил гигантский сдвиг в развитии русской музыки: дал новый поворот всему её развитию. С его творчества начинается классический период русского музыкального искусства.

Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души — в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви.

Вокальные жанры М.И. Глинки

Для голоса с фортепиано Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов “Прощание с Петербургом”, романсы на слова А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, А. Мицкевича, Е.Баратынского, Н.Кукольника и др.

Глинка сам обладал хорошим голосом, обучал молодых певцов искусству пения, постигал тайны мастеров bel canto в Италии.

Элегия - вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

Среди элегий Глинки выделяется романс “Не искушай меня без нужды”, в нём сконцентрированы главные стилистические признаки жанра элегии.

Послушайте романс по нотам. Определите его форму, характер музыки.

Подготавливает ли вступление интонации, которые главенствуют в музыке романса?

Тип мелодии? Основные интонации, которые мы слышим? Какой характер музыки они создают?

Обратите внимание на детализированность фразировки. Посмотрим в нотах каков тональный и гармонический план. Тип фактуры?

Сколько разделов в строфе?

Как 1-й раздел строфы соотносится со вступлением? Основная тональность?

Назовите эпитеты, подчёркивающие настроение и характер музыки.

Какую роль играет фортепианное сопровождение? (Проиграть басовую линию).

Меняется ли настроение, экспрессия во 2-й строфе? Каковы особенности мелодии, гармонии, фактуры? Если сравнить характер музыки 1-го и 2-го разделов, то что можно отметить? (подробный анализ нотного текста).

Как можно трактовать окончание строфы?

Что можно сказать о фортепианном заключении?

На примере этого романса мы можем обобщить черты жанра элегии.

Романс “Не искушай меня без нужды” М.И. Глинки - одна из жемчужин камерной вокальной классики.

Элегия “Не искушай меня без нужды”, написанная на слова Евгения Баратынского (1835 г.), относится к ранним романсам Глинки. Она проникнута настроениями русской сентиментальной поэзии I половины XIX века – лирики раздумья и созерцания, которой композитор увлекался в молодые годы.

Форма данного романса – строфическая, со вступлением и кодой.

Вступление содержит в себе своеобразный интонационный и тонально-гармонический конспект романса. Давайте его выявим.

Гибкая, пластичная, кантиленного склада мелодия. Выразительно звучащие - восходящая малосекстовая интонация (потом плавно заполняется) и интонации задержаний - наполняют музыку чувствительными вздохами. Многократные отклонения, тональные блуждания (a moll, C dur, d moll, a moll), гармонии с задержаниями, прерванный каданс создают образ сомнений и неуверенности. Хотя разложенные фигурации фактуры подчёркивают мягкость, душевность, поэтичность.

В строфе – 2 раздела. Структура: а а1 в в1 – пара периодичностей (связь с песней).

1-я половина строфы – полностью интонационный склад вступления, главенствование ля минора.

Господствует настроение тоски и печали. Ощущение разочарованности (“…разочарованному чужды…”) усиливается декламационностью мелодии, музыкальными “вздохами”.

Важную художественную роль играет здесь бас фортепианного сопровождения. Ведя свою самостоятельную напевную линию, он поддерживает вокальную партию, вступая с ней в выразительный музыкальный диалог.

Во 2-й строфе – с одной стороны, отклонение в C dur высветляет экспрессию, с другой – в гармонии слышится напряжённость (УмVII7 на словах “не верю увереньям”), в мелодии - большая опора на декламационный склад.

Этот раздел эмоционально противопоставлен I. На смену спокойному, статическому состоянию, приходит активное динамическое: увеличивается диапазон мелодии, в ней появляются энергичные восходящие ходы, хроматизмы. Учащенные пульсации аккомпанемента, широкие скачки в басу, красочные смены тональностей и яркие обороты гармоний, придают музыке то взволнованность, возбуждённость, страстность, то полнокровность, то ощущение сбивчивого, неровного дыхания. Этот рост экспрессии подтверждается интонационным возрастанием хроматики, опеваниями, допеваниями. В целом образуется (хотя и на короткое время) уверенно движущийся эмоциональный подъём, за которым следует волна спада, в гармонии которой - движение от прерванного каданса к совершенному кадансу, окончание – на группетто.

Может быть, это уход в себя, а может – стремление забыться в романтических мечтах, иллюзиях…

Завершает романс небольшая фортепианная постлюдия, построенная на материале вступления. Она придает всему произведению завершенность и уравновешивает форму.

Во всех своих произведениях М.Глинка оставался верным пушкинской эстетике, где лирика, в равной мере, захватывает и силой чувств, и прекрасной стройностью и ясностью мысли.

Черты элегии:

  • Преобладание в мелодии – кантиленного типа в сочетании с декламационностью, опеваний, хроматизмов, секстовых, секундовых интонаций.
  • Мягкость гармоний, в развитии возможно обострение гармонии (задержания, альтерация).
  • Фактура в виде разложенных фигураций.
  • Вступление – обрамление - предвосхищает тематизм, даёт эмоциональную краску.
  • Строфическая форма.

Русская вокальная школа и её крупнейшие представители всегда придавали огромное значение интонации, правдивой и выразительной передаче характера интонируемой музыки. Они своим искусством подтверждали, что тончайшие психологические оттенки рождаются не только из слов и фраз, но и из того состояния души, которым вызваны эти слова и фразы.

А.Серов так охарактеризовал исполнение Глинкой своих произведений: “Он… погружался в самую глубину исполняемого, заставляя слушателя жить той жизнью, дышать тем дыханием, которое веет в идеале исполняемой пьесы, оттого увлекал каждою фразой, каждым словом”.

И если исполнителям романсов удастся не только спеть красиво вок. партию, но и согреть её своим чувством и обогатить творческой фантазией, то худ. цель будет достигнута.