Проектная деятельность учащихся старших классов на примере проекта "Золотое сечение" в архитектуре посёлка городского типа Кильмезь

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В последнее время внимание педагогов все чаще привлекает такая новая педагогическая технология как проектная деятельность. Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.

Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике. Проектная деятельность как правило имеет межпредметную направленность. Таким образом, учащиеся видят связь между различными дисциплинами, у них формируется целостное восприятие окружающего мира. Все эти особенности делают проектную деятельность наиболее актуальной педагогической технологией.

Наш проект посвящен теме «Золотое сечение». Работа подготовлена учащимся 11 класса Григорием Сайфуллиным в течение полугодия. Тема работы раскрывается на примере архитектуры поселка городского типа Кильмезь Кировской области.  

Цель проектной деятельности как педагогической технологии: развитие познавательного интереса к математическим дисциплинам путем применения полученных знаний по теме «Золотое сечение» на практике.

Задачи проектной деятельности:

  • Обобщение и систематизация знаний по теме «Золотое сечение»;
  • развитие самостоятельности у учащихся;
  • формирование умения по сбору информации на заданную тему и ее применению на практике;
  • развитие воображения и творческого мышления.

Тип проекта: индивидуальный, исследовательский, межпредметный, в рамках городского поселения.
При создании проекта использовались знания из различных областей знаний: математики, черчения, истории, мировой художественной культуры, музыкальной литературы, биологии, скульптуры, физики, астрономии, фото- и киноискусства, информатики, архитектуры, зодчества и градостроительства.   

Оборудование: компьютер, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, проектор, экран.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.
2. Теоретический.
3. Исследовательский.
4. Обобщающе-рефлекторный.

Ход проекта (курсивом отмечена работа учителя на каждом из этапов):

1. Подготовительный этап. Ученик формулирует тему проекта, определяет цели и задачи, обозначает гипотезу, планирует результаты и составляет план работы.

Цель, сформулированная учащимся, – исследовать применение принципов золотого сечения в архитектуре родного поселка.

Задачи будущего проекта он определил так:

а) Повторить понятие «золотое сечение», познакомиться с алгебраическим нахождением, способом практического построения золотого сечения.
б) Изучить историю золотого сечения.
в) Разобрать понятия, связанные с золотым сечением («второе золотое сечение», «числа Фибоначчи», «золотые треугольники» и «пентаграммы»).
г) Исследовать применение золотого сечения в разных областях знаний: в математике, искусстве, естественных науках и т.д.
д) Рассмотреть применение золотого сечения в архитектуре зданий пгт Кильмезь.

Исходя из этих целей, был составлен план работы.

На этом этапе роль учителя состоит в организации деятельности учащегося и его  мотивации. Важно заинтересовать ученика темой. В нашем случае мотивом для работы над проектом стало факультативное занятие в 11 классах, где речь шла о широком применении золотого сечения в различных областях знаний: архитектуре, скульптуре, живописи и т.д.
На подготовительном этапе  учитель помогает ученику сформулировать цели, задачи проекта и сформировать гипотезу – предположение, которое ученик будет подтверждать или опровергать в своей работе.
В нашем случае гипотезой стало предположение о том, что в архитектуре пгт. Кильмезь применение золотого сечения довольно распространено.
Скорее всего, формулирование гипотезы вызовет у учащегося некоторые затруднения, роль учителя здесь – направить ученика в нужное русло, но ни в коем случае не формулировать за него.

2. На теоретическом этапе учащийся собирает информацию, в том числе данные из Кильмезского муниципального архива, ищет иллюстрации по теме, повторяет и пополняет свои знания по теории вопроса.

Сбор информации и ее систематизация идет по следующему плану:

1. Золотое сечение в математике.

  • Второе золотое сечение.
  • Золотой треугольник.

2. История золотого сечения.

  • Ряд Фибоначчи.

3. Золотое сечение в живописи.

  • Рафаэль.
  • Леонардо да Винчи.
  • Иван Иванович Шишкин.

4. Золотое сечение в музыке.
5. Золотое сечение в биологии.

  • ритм сердца
  • ритм мозга
  • бабочки
  • росток
  • яйцо
  • ящерица
  • анатомия человека.

6. Золотое сечение в скульптуре.

  • статуя Аполлона Бельведерского
  • статуя «Дорифор».

7. Золотое сечение в киноискусстве. Зрительные центры.
8. Золотое сечение в фотографии.
9. Золотое сечение в физике.
10. Золотое сечение в архитектуре.
11. Золотое сечение и симметрия.
12. Золотые пропорции в космическом пространстве.
13. Золотое сечение в строении снежинок.
14. Золотое сечение в шрифтах и бытовых предметах.

На этом этапе роль учителя сводится к минимуму, так как  эта работа хорошо знакома ученику. Учитель может помочь в подборе литературы, других источников информации, подсказать способы и приемы ее обработки.

3. Исследовательский этап. Учащийся подбирает объекты архитектуры поселка, которые соответствуют критериям золотого сечения, фотографирует их и исследует архитектурные особенностей этих зданий.

На рисунках приведены примеры зданий пгт. Кильмезь, которые изучал ученик.

Жилой дом по адресу: ул. Больничная, 11 <Рисунок 1>,
здание магазина ОРСа по ул. Советская, 52 <Рисунок 2>,
здание ОСБ №4420, ул. Советская, 75 <Рисунок 3>,
здание отделения федерального казначейства по ул. Советская, 77 <Рисунок 4>,
здание ОСБ №4420, ул. Советская, 75 <Рисунок 5>,
здание редакции газеты «Сельская трибуна», ул. Советская, 59 <Рисунок 6>,
жилой дом по адресу: ул. Советская, 61 <Рисунок 7>.

К этому моменту ученик должен уже очень хорошо знать всю теорию, так как ему необходимо «видеть» золотое сечение на практике, анализировать полученные данные и формулировать выводы исследования.

Учитель проводит индивидуальные консультации, направляет мысль ученика в нужное русло при поиске объектов архитектуры и их анализе.

4. Обобщающе-рефлекторный этап предполагает оформление результатов в виде проектной работы и презентации.

Учащийся готовится к защите проекта и защищает его. На защиту работы приглашаются учителя и старшеклассники. После представления проекта его автор отвечает на вопросы ребят.

Учитель помогает составить презентацию и текст выступления, сформулировать выводы по работе. После презентации в беседе с учащимся педагог подводит его к рефлексии, сопоставлению целей и результатов работы, гипотезы и выводов.

Итоги проекта

В процессе подготовки проектной деятельности учащийся с большой долей самостоятельности исследует и применяет на практике теоретический материал, пройденный на уроках математики и изученный во внеурочное время. Это не только расширяет и закрепляет его знания по теме, но и способствует личностному росту учащегося, формирует его самостоятельность, внутренне организует, заставляет ученика сталкиваться с трудностями и преодолевать их. Таким образом, цели и задачи, которые мы ставили перед началом проектной деятельности, выполнены.

Литература:

  1. Белянин В., Романова Е. Золотая пропорция. / / Наука и жизнь. 2003. №6.
  2. Бердукидзе А. Д. Золотое сечение. / / Квант. 1973. №8.
  3. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Вергазова О.Б. Золотая пропорция: от древнерусских саженей до современного дизайна. // Математика в школе. 2007. №8.
  5. Щетников А. Золотое сечение в античной математике. // Математика. 2006. №18.