В последнее время внимание педагогов все чаще привлекает такая новая педагогическая технология как проектная деятельность. Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.
Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике. Проектная деятельность как правило имеет межпредметную направленность. Таким образом, учащиеся видят связь между различными дисциплинами, у них формируется целостное восприятие окружающего мира. Все эти особенности делают проектную деятельность наиболее актуальной педагогической технологией.
Наш проект посвящен теме «Золотое сечение». Работа подготовлена учащимся 11 класса Григорием Сайфуллиным в течение полугодия. Тема работы раскрывается на примере архитектуры поселка городского типа Кильмезь Кировской области.
Цель проектной деятельности как педагогической технологии: развитие познавательного интереса к математическим дисциплинам путем применения полученных знаний по теме «Золотое сечение» на практике.
Задачи проектной деятельности:
- Обобщение и систематизация знаний по теме «Золотое сечение»;
- развитие самостоятельности у учащихся;
- формирование умения по сбору информации на заданную тему и ее применению на практике;
- развитие воображения и творческого мышления.
Тип проекта: индивидуальный,
исследовательский, межпредметный, в рамках
городского поселения.
При создании проекта использовались знания из
различных областей знаний: математики, черчения,
истории, мировой художественной культуры,
музыкальной литературы, биологии, скульптуры,
физики, астрономии, фото- и киноискусства,
информатики, архитектуры, зодчества и
градостроительства.
Оборудование: компьютер, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, проектор, экран.
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Теоретический.
3. Исследовательский.
4. Обобщающе-рефлекторный.
Ход проекта (курсивом отмечена работа учителя на каждом из этапов):
1. Подготовительный этап. Ученик формулирует тему проекта, определяет цели и задачи, обозначает гипотезу, планирует результаты и составляет план работы.
Цель, сформулированная учащимся, – исследовать применение принципов золотого сечения в архитектуре родного поселка.
Задачи будущего проекта он определил так:
а) Повторить понятие «золотое сечение»,
познакомиться с алгебраическим нахождением,
способом практического построения золотого
сечения.
б) Изучить историю золотого сечения.
в) Разобрать понятия, связанные с золотым
сечением («второе золотое сечение», «числа
Фибоначчи», «золотые треугольники» и
«пентаграммы»).
г) Исследовать применение золотого сечения в
разных областях знаний: в математике, искусстве,
естественных науках и т.д.
д) Рассмотреть применение золотого сечения в
архитектуре зданий пгт Кильмезь.
Исходя из этих целей, был составлен план работы.
На этом этапе роль учителя состоит в
организации деятельности учащегося и его
мотивации. Важно заинтересовать ученика
темой. В нашем случае мотивом для работы над
проектом стало факультативное занятие в 11
классах, где речь шла о широком применении
золотого сечения в различных областях знаний:
архитектуре, скульптуре, живописи и т.д.
На подготовительном этапе учитель помогает
ученику сформулировать цели, задачи проекта и
сформировать гипотезу – предположение, которое
ученик будет подтверждать или опровергать в
своей работе.
В нашем случае гипотезой стало предположение о
том, что в архитектуре пгт. Кильмезь применение
золотого сечения довольно распространено.
Скорее всего, формулирование гипотезы вызовет
у учащегося некоторые затруднения, роль учителя
здесь – направить ученика в нужное русло, но ни в
коем случае не формулировать за него.
2. На теоретическом этапе учащийся собирает информацию, в том числе данные из Кильмезского муниципального архива, ищет иллюстрации по теме, повторяет и пополняет свои знания по теории вопроса.
Сбор информации и ее систематизация идет по следующему плану:
1. Золотое сечение в математике.
- Второе золотое сечение.
- Золотой треугольник.
2. История золотого сечения.
- Ряд Фибоначчи.
3. Золотое сечение в живописи.
- Рафаэль.
- Леонардо да Винчи.
- Иван Иванович Шишкин.
4. Золотое сечение в музыке.
5. Золотое сечение в биологии.
- ритм сердца
- ритм мозга
- бабочки
- росток
- яйцо
- ящерица
- анатомия человека.
6. Золотое сечение в скульптуре.
- статуя Аполлона Бельведерского
- статуя «Дорифор».
7. Золотое сечение в киноискусстве. Зрительные
центры.
8. Золотое сечение в фотографии.
9. Золотое сечение в физике.
10. Золотое сечение в архитектуре.
11. Золотое сечение и симметрия.
12. Золотые пропорции в космическом пространстве.
13. Золотое сечение в строении снежинок.
14. Золотое сечение в шрифтах и бытовых предметах.
На этом этапе роль учителя сводится к минимуму, так как эта работа хорошо знакома ученику. Учитель может помочь в подборе литературы, других источников информации, подсказать способы и приемы ее обработки.
3. Исследовательский этап. Учащийся подбирает объекты архитектуры поселка, которые соответствуют критериям золотого сечения, фотографирует их и исследует архитектурные особенностей этих зданий.
На рисунках приведены примеры зданий пгт. Кильмезь, которые изучал ученик.
Жилой дом по адресу: ул. Больничная, 11 <Рисунок 1>,
здание магазина ОРСа по ул. Советская, 52 <Рисунок 2>,
здание ОСБ №4420, ул. Советская, 75 <Рисунок
3>,
здание отделения федерального казначейства по
ул. Советская, 77 <Рисунок 4>,
здание ОСБ №4420, ул. Советская, 75 <Рисунок
5>,
здание редакции газеты «Сельская трибуна», ул.
Советская, 59 <Рисунок 6>,
жилой дом по адресу: ул. Советская, 61 <Рисунок
7>.
К этому моменту ученик должен уже очень хорошо знать всю теорию, так как ему необходимо «видеть» золотое сечение на практике, анализировать полученные данные и формулировать выводы исследования.
Учитель проводит индивидуальные консультации, направляет мысль ученика в нужное русло при поиске объектов архитектуры и их анализе.
4. Обобщающе-рефлекторный этап предполагает оформление результатов в виде проектной работы и презентации.
Учащийся готовится к защите проекта и защищает его. На защиту работы приглашаются учителя и старшеклассники. После представления проекта его автор отвечает на вопросы ребят.
Учитель помогает составить презентацию и текст выступления, сформулировать выводы по работе. После презентации в беседе с учащимся педагог подводит его к рефлексии, сопоставлению целей и результатов работы, гипотезы и выводов.
Итоги проекта
В процессе подготовки проектной деятельности учащийся с большой долей самостоятельности исследует и применяет на практике теоретический материал, пройденный на уроках математики и изученный во внеурочное время. Это не только расширяет и закрепляет его знания по теме, но и способствует личностному росту учащегося, формирует его самостоятельность, внутренне организует, заставляет ученика сталкиваться с трудностями и преодолевать их. Таким образом, цели и задачи, которые мы ставили перед началом проектной деятельности, выполнены.
Литература:
- Белянин В., Романова Е. Золотая пропорция. / / Наука и жизнь. 2003. №6.
- Бердукидзе А. Д. Золотое сечение. / / Квант. 1973. №8.
- Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Вергазова О.Б. Золотая пропорция: от древнерусских саженей до современного дизайна. // Математика в школе. 2007. №8.
- Щетников А. Золотое сечение в античной математике. // Математика. 2006. №18.