Пояснительная записка:
Ребенок приходит в этот мир беззащитный и чистый, как лист бумаги, и то, каким он станет, зависит от взрослых, которые его окружают.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях.
Для реализации задачи повышения педагогической грамотности родителей педагоги МДОУ д/с № 3 разработали проект “Информационный журнал для родителей “Радуга””
Проект является результатом творческого сотрудничества педагогов МДОУ №3 “Подсолнушек”
Данный проект рассчитан на 1 год.
Каждый выпуск журнала предваряет анонс, который помещается на стенде, расположенном на улице перед центральным входом в ДОУ.
Темы статей журнала обусловлены социальным заказом педагогов и родителей, результатами изучения семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада, использование наблюдения за детьми в сюжетно-ролевых играх, где дошкольники воспроизводят привычные для них формы поведения и общения, изучение взаимоотношений воспитанников в группе детского сада.
Сам журнал представляет собой настольную перекидную систему, состоящую из 10 информационных панелей формата А4. Для предоставления возможности всем родителям ознакомиться с материалами журнала, он поочередно располагается в приемной каждой группы детского сада.
- Главный редактор-Петрова Е.Б.
- Заведующая редакцией-Щенова С.Г.
- Редакторы отделов:
- Авдонина Г.А.
- Меркушина Е.Л.
- Тарнопольская Е.И.
- Редакционная коллегия- все педагоги МДОУ.
Проблема: формирование активной позиции родителей в воспитании и образовании дошкольников.
Актуальность:
Первым внесемейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение является детское дошкольное учреждение. Именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут устанавливать с ними контакт.
Новизна: журнал – это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МДОУ, на популяризацию работы МДОУ. Журнал отражает воспитательно-образовательную работу всего детского сада, тогда, как групповые информационные родительские уголки освещают проблемы определенной возрастной категории. Кроме того, в журнале работает “Родительская рубрика”, в которой сами родители делятся положительным педагогическим опытом, высказывают свою точку зрения по некоторым аспектам работы учреждения, рассказывают о своем сотрудничестве с педагогами МДОУ.
Цели: заложены в самом названии “Радуга”. “Радуга” - дуга, мостик от детского сада к семьям воспитанников и обратно, обозначая взаимодействие всех участников педагогического процесса. Многоцветие радуги символизирует множество задач, которые дошкольное учреждение может решать совместно с родителями воспитанников:
- повышение авторитета педагогов, работающих в ДОУ;
- формирование педагогической грамотности родителей;
- установление единства средств воспитания и обучения ребенка.
Задачи:
- стимулировать у родителей интерес к работе ДОУ
- максимально информировать родителей, бабушек, дедушек, тетей и т. д., т.е. всех взрослых, оказывающих влияние на развитие личности ребенка.
- побудить родителей к совместной деятельности, к сотрудничеству с педагогами;
- знакомить родителей с задачами образования и воспитания дошкольников, дать представление о том, каким путем эти задачи реализовывать;
- трансляция положительного образа ребенка.
- создание позитива в отношениях детский сад-ребенок-семья
Практическая значимость.
Данный вид работы направлен на информирование достаточно большой аудитории. Далеко не всегда родители могут посещать родительские собрания, либо присутствовать на каких-либо других мероприятиях, журнал в этом случае идеальный выход из положения. Информационный журнал – это внешне пассивная форма работы с родителями, направленная на развитие их активной позиции как участников педагогического процесса.
Принципы, по которым работает журнал:
- гуманизация – главный принцип “Не навреди!”;
- преемственность – обмен удачным опытом воспитания и образования дошкольников;
- дифференциация – учет интересов, социального статуса, уровня образования родителей;
- единство методов воздействия, целей и задач воспитания и образования в работе ДОУ и семей.
Механизмы реализации проекта:
Аналитический:
- изучение семей с целью выяснения их возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
- наблюдения за детьми в сюжетно-ролевых играх, где дошкольники воспроизводят привычные, для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
- сбор информации о конкретных проблемах, которые хотели бы решить родители совместно с педагогами. Для этого проводились беседы с родителями, анкетирование, также информация собиралась в процессе повседневного наблюдения за детьми, их взаимоотношениях с родителями, со сверстниками
- изучение взаимоотношений воспитанников в группе детского сада.
Внешняя среда:
- Изучение новых научных концепций и теорий
- сбор информации об опыте работы с родителями других ДОУ.
- микро социальный заказ (родители и окружающий социум)
Внутренняя среда:
- социальный заказ педагогов ДОУ
- творческий потенциал педагогов ДОУ
- сведения о воспитанниках ДОУ
- сведения о здоровье детей, посещающих ДОУ
Основной:
- Работа над практической частью проекта
- Открытые занятия для родителей
- Привлечение родителей к проведению мероприятий, которые организуют педагоги ДОУ
- Создание творческой группы педагогов, реализующих выпуск журнала
- Разработка рубрик журнала
- Интервьюирование родителей по вопросам работы ДОУ
- Подключение родителей к написанию статей о работе ДОУ
- Самообразование педагогов в процессе работы над созданием журнала
- Составление перспективного тематического плана работы журнала
Заключительный:
- Внедрение проекта в работу ДОУ (выпуск журнала “Радуга”)
- Презентация проекта в рамках ДОУ
- Презентация проекта на районном конкурсе проектов по созданию новых форм работы ДОУ с семьями воспитанников
Ожидаемые результаты:
- Повысится авторитет работников ДОУ
- Станет на порядок выше уровень педагогической грамотности родителей
- Установится тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ
- Воспитательно - образовательный процесс будет осуществляться на более высоком уровне.
Перспектива:
Реализация задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия, формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, узкими специалистами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.