Возможности использования результатов внеклассной проектной деятельности на уроках географии

Разделы: География, Внеклассная работа


Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности становится все более популярным  методом организации самостоятельной работы. Этот метод делает возможным использование разнообразных форм работы и привлечение различных источников знаний, а также позволяет объединять различные группы учащихся, работающих над отдельными составляющими проекта. Это прекрасная возможность для интегрирования отдельных  учебных предметов различных циклов, широкий спектр деятельности для учащихся, средство повышения их учебной мотивации. Практическая направленность проекта делает работу над ним более привлекательной.

Идея реализации проекта возникла в связи с приближением плановой переписи населения Российской Федерации.

Цели и задачи проекта:

  • познакомиться с половозрастным составом населения отдельных поселков Калининградской области, выявить сходства и различия;
  • определить занятость экономически активного  населения по отраслям;
  • рассмотреть распределение экономически активного населения по предприятиям разных форм собственности;
  • составить прогноз и определить тенденции изменения численности населения населенных пунктов на ближайшее время;
  • сравнить общие показатели, характеризующие население со средними статистическими данными по области и Российской Федерации в целом;
  • научиться проводить социологические опросы населения, производить расчеты, строить различные  диаграммы и графики.

Переписной лист (Приложение 1.) составлялся с учетом интересующих учащихся вопросов. В переписи населения приняли участие учащиеся, проживающие в шести населенных пунктах Калининградской области, всего девять человек (в населенном пункте Грачевка Зеленоградского района перепись проводили три человека).

Второй этап работы составление таблиц, характеризующих пол, возраст,  сферу деятельности жителей и количество занятых на предприятиях разных форм собственности отдельно по населенным пунктам и суммарно; в работе приняло участие шесть человек (Приложения 2–6).

Третий этап: подбор материалов, характеризующих население других территорий по вопросам  сходным с вопросами переписного листа, подбором занимались три человека.

Четвертый этап составление графиков и диаграмм (Приложение 7) для сравнения полученных данных между исследуемыми населенными пунктами и другими территориями: Калининградской областью, Российской Федерацией и Европой, графики и диаграммы выполняли три человека.

Пятый этап выводы на основании проделанной работы.

Шестой этап – подготовка видео-презентации (Приложение 8) и демонстрационных материалов на бумажных носителях.

Материалы, собранные и обработанные учащимися можно использовать на уроках географии по темам «Население» и «География своего региона» в 8–11-х классах, уроках обществознания и краеведения, а так же при проведении внеклассных мероприятий и классных часов с целью успешной социализации учащихся.

Подобная проектная работа может быть реализована  в городских общеобразовательных учреждениях и сельских малокомплектных школах.