Цели:
- Познакомить с историей появления светофора и дорожных знаков, жестами регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора.
- Закрепить знания учащихся о дорожных знаках; проверить понимание учащимися их схематичное изображение.
- Развивать навыки практического выполнения правил уличного движения.
- Формировать привычку переходить улицу только на зелёный сигнал светофора.
- Выработать у ребенка алгоритм безопасного поведения в тех или иных дорожных ситуациях и закрепить его через игровую форму.
- Снятие неоправданного чувства страха перед дорогой и транспортом.
- Воспитывать уважение к правилам дорожного движения, чувство дружбы, взаимовыручки.
Оборудование.
- Презентация.
- Дорожные знаки.
- Плакаты, таблицы.
- Жезл, свисток.
- Песня из к/фильма “Про Красную Шапочку”.
- Карта района школы на доске. Светофорчики.
- Машинки с дистанционным управлением, коврик с дорожной разметкой.
- Раздаточные листы с тестом.
Ход занятия
- Орг. момент.
- Сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь ребята. Начинаем занятие.
- Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
- Ребята, к вам в гости спешат сказочные герои.
1-й Ведущий:
Давайте вспомним сказку,
А может, и не сказку,
Простой типичный случай
Из жизни городской,
О том, что помнить нужно,
О правилах дорожных,
Когда шагаешь в школу
Или идёшь домой.
Возьмём сюжет известный,
Из сказки интересной:
Кто раньше доберётся
До бабушки больной?
(Звучит песня из к/фильма “Про Красную Шапочку”, входят герои сказки “Красная Шапочка”, музыка выключается)
1-й Ведущий:
Вот Шапочка Красная,
Девочка умная, прекрасная,
Достойна вашего уважения,
Соблюдает правила движения.
2-й Ведущий:
И серый волк зубастый.
Себя крутым считает.
Волк: Я не крутой, а суперклассный.
Куда идёшь ты, Шапочка?
Прилежная девочка, лапочка?
Красная Шапочка:
Я к бабушке своей иду,
Маслице и пирожки несу.
К ней напрямик лежит дорога,
Но опасностей там много.
А есть ещё одна: по ней
Путь безопасней, но длинней.
Пойду по длинной я дороге.
Волк:
Иди, иди. Устанут ноги.
Я ж покороче дорогу найду.
К бабке твоей побыстрей добегу.
Красная Шапочка:
Смотри, осторожней,
Не попасть бы в беду.
Волк:
Подумаешь, дорога!
Подумаешь, машины!
Чего боятся люди?
Машины ведь не мины.
Вон на бугорочке
Уже видна избушка.
Там за перекрёстком
И живёт старушка.
2-й Ведущий: Волк побежал наискосок… (Вдруг раздаётся визг тормозов)
Волк:
Ой, еле ноги уволок.
Не пойму, где перейти,
Где дорогу мне найти.
Волк: А это что за истукан трёхглазый? Я не видал его ни разу.
1-й Ведущий:
Три глаза есть у светофора.
Подчиняйся им без спора.
Красный свет (показывает)-прохода нет,
Жёлтый – будь готов к пути,
А зелёный свет - иди.
Волк:
Пусть другие люди ждут,
Пока зелёный свет дадут.
Я не буду ждать напрасно,
Проскочу-ка я на красный.
(Визг тормозов, грохот. Волк, прячась за участниками, очень быстро надевает на руку заранее подготовленный “реквизит” - небольшой кусок картонной трубы, обёрнутый бинтом, и тут же появляется со “сломанной” рукой).
2-й Ведущий:
Он на красный свет бежал
И в аварию попал.
Хорошо, что жив остался.
Волк (шепелявя):
Лишь зубов недосчитался.
Хоть и раньше прибегу я,
Нечем будет есть бабулю.
Учитель: Почему с Волком случилась беда? (Он не знает ПДД, не знает, что такое светофор)
- Сообщение темы и целей занятия.
Учитель: Ребята, вот, что происходит с теми, кто не знает правил дорожного движения. Пусть сегодня герои сказки останутся на нашем занятии, а Волку нужно научиться правильно, переходить дорогу на зелёный сигнал светофора. Вы поможете ему? Сегодня вы узнаете новое о светофоре и о дорожных знаках, встретитесь с “хозяином дороги”.
Ученица.
У любого перекрёстка
Вас встречает светофор,
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Презентация. Слайд 1.
- Работа по теме занятия.
Учитель: Встречайте нашего маленького помощника Светофорчика.
Светофорчик: Ребята! Где стоят светофоры?
Дети: На наиболее оживлённых перекрёстках.
Светофорчик: Для чего ставят на дорогах светофоры?
Дети: Они регулирует движение транспорта и пешеходов.
Светофорчик:
Светофор добр не всегда
Кто подскажет мне
Когда?
Изменив в окошке свет,
Говорит:
Прохода нет?!
Дети: Когда горит красный свет.
Светофорчик:
А когда скажите мне,
Изменив свой цвет
В окне,
Светофор нам говорит:
- Скоро будет путь
Открыт?!
Дети: Когда горит жёлтый.
Светофорчик: Что обозначает этот свет? (Дети рассказывают о жёлтом свете светофора)
Свет зеленый на пути –
Значит, можете идти!
Свет зеленый – каждый знает –
Вам дорогу открывает!
Светофорчик: И что тогда делают пешеходы?
Дети: Они переходят улицу.
Светофорчик: А вы, ребята, знаете, какие машины могут свободно проехать при зелёном сигнале для пешеходов?
Слайд 2.
Ученик: Вы сразу их узнаете по тревожному громкому сигналу, который они издают, и синим или жёлтым маячкам на крыше. Это машины скорой медицинской помощи, милиции, пожарной охраны и аварийной службы, они спешат спасти людей, попавших в беду, поэтому на дорогах для них всегда “зелёный свет”. И если, переходя дорогу по зебре, ты увидел вдали такие машины, остановись и пропусти их. Не беги и не пугайся.
Светофорчик: А теперь я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я проведу с вами игру “Светофор”. Правила простые:
- если я покажу красный сигнал, вы делаете шаг назад,
- Если жёлтый – стоите на месте,
- Если зелёный – делаете один шаг вперёд. (КЖЗКЖЗКЖЗ)
Учитель: Спасибо тебе, Светофорчик, садись к ребятам и послушай, что они ещё про тебя знают.
Ученик: Первый светофор появился в 1868 году в Англии в Лондоне. А в нашей стране первый светофор установили в1929 году в Москве. (Слайд 3.) Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделённым на секторы красного, жёлтого и зелёного цвета. Стрелку-указатель регулировщик поворачивал вручную. Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они и изменились. Но всегда цвета в светофоре идут в таком порядке: для лучшей видимости наверху размещён красный сигнал как самый важный и опасный, потом жёлтый, а внизу – зелёный.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему выбраны именно эти цвета?
Слайд 4.
- Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.
- Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.
- Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым. На светофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете.
Бывают чрезвычайные ситуации, или когда светофор не работает по какой-нибудь причине. Кто помогает соблюдать правила движения?
Здесь на посту в любое время
Дежурный - ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Учитель: Давайте сейчас вспомним, какие сигналы пешеходам подаёт регулировщик.
(Выходит инспектор ГИБДД)
Инспектор ГИБДД: Добрый день, ребята! Как называется предмет у меня в руках? (Жезл). Для чего он нужен?
- Ещё у регулировщика есть свисток. Как вы думаете, для чего он нужен? (Регулировщик показывает предметы). Дети отвечают. Регулировщик рассказывает.
- Для лучшей видимости часто применяется жезл или диск с красным сигналом. Для того чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или световозвращающее покрытие. Сигнал свистком служит, чтобы привлечь внимание участников движения: водителей транспортных средств и пешеходов.
- Регулировщик “разговаривает” только жестами. Поворачивается налево и направо, взмахивает жезлом - то поднимет его, то опустит. Давайте разберемся, что означают жесты “хозяина дороги”.
Для пешеходов, сигналов немного.
- Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной - это то же самое, что красный сигнал светофора.
- Поднял регулировщик жезл вверх - можно считать, что на светофоре зажегся желтый свет. Движение транспорта во всех направлениях запрещено.
- Если регулировщик повернулся к вам боком, руки опустил вниз или развел в стороны, то можно переходить дорогу. Это как зеленый сигнал светофора.
Если при работающем светофоре на перекресток выйдет регулировщик, то все участники движения - водители транспортных средств и пешеходы должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора. Поэтому жесты регулировщика надо хорошо знать и помнить.
Учитель: А сейчас давайте поиграем в игру “Регулировщик”. Кто хочет исполнить роль регулировщика? (Ребёнку вручается жезл). Приглашаются 2-3-х желающих на роль пешеходов. (Пешеходы выполняют сигналы регулировщика)
Инспектор ГИБДД: Молодцы! Вы хорошо справились. Желаю вам быть грамотными пешеходами и всегда соблюдать правила дорожного движения.
(Инспектор занимает своё место).
Учитель:
- Посмотрите на доску. Вы догадались, что это за
карта? (Район школы)
- Назовите знакомые объекты. (Школа, почта,
магазины “Фантазия”, “Флагман”). На доску
вывешиваются таблички.
- Вспомните, где находятся светофоры и
поставьте их в нужные места.
- Молодцы! Проверьте себя.
Слайд 5.
Учитель: Волк, ты понял, как важен светофор? Будешь выполнять его сигналы?
Волк:
Нужно слушаться, бесспорно
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья!
Слайд 6.
Учитель: Прочитайте вывод и запомните:
Пусть запомнят твёрдо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт!
Молодцы! Светофор стоит, подаёт сигналы и нам легко можно перейти улицу на зелёный свет. Это регулируемый пешеходный переход. А как быть пешеходу, когда нет светофора?
Дети рассказывают о нерегулируемом пешеходном переходе и о том, что нужно уметь читать дорожные знаки).
Учитель: Дорожные знаки имеют свою историю. Послушайте ребят.
Ученик: Самые старые из всех дорожных знаков - указатели расстояний, люди устанавливали каменные столбы, чтобы пометить дорогу; на перекрёстках ставили каменные или деревянные кресты, строили часовни.
Слайд 7.
Ученик: Более 300 лет назад в России появились высокие столбы на дороге через каждую версту (1 км 67 м) их стали называть верстовыми. Позднее стали устанавливать столбы на перекрёстках и делать на них надписи, куда какая дорога ведёт. Дороги, на которые ставили столбы, стали называть столбовыми, а на второстепенных дорогах столбов не было.
Слайд 8.
Ученик: Раньше каждая страна имела свои дорожные знаки. Попытка ввести единые дорожные знаки была предпринята в 1909 году в Париже. Были приняты четыре международных дорожных знака, эти знаки имели символы, которые почти полностью соответствуют современным дорожным знакам.
Слайд 9.
Ученик: В 1968 году были приняты 126 международных дорожных знаков,а в 1978 году был принят новый стандарт, который установи 7 групп дорожных знаков.
Учитель: Давайте вспомним группы дорожных знаков. Помогите знакам встать на место. (Игра “Найди своё место”. На доске хаотично расположены предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, предписывающие знаки и знаки сервиса. Их нужно распределить по смысловым группам.) -- Светофорчик проверит, хорошо ли вы справились с этим заданием.
Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.
Ролевая игра “Я – водитель!”
Участниками дорожного движения являются и пешеходы, и водители. Мы сейчас с вами поиграем, и вы попробуете себя в роли водителя.
(Используются машины – игрушки с дистанционным управлением. Выбирается водитель, который с помощью пульта движет машину к определенному пункту через указанные знаки и называет их смысл.)
В игре участвуют 2 – 3 человека. Знаки и водители меняются.
- Какие вы молодцы, ребята! Вы знаете не только те знаки, которые нужны пешеходу, но и знаки, необходимые водителю.
- Отгадывание загадок.
- А теперь послушайте, что могли бы рассказать знаки о себе, если бы ожили.
Слайд 17.
В городские наши дебри
Забежали чудо – зебры.
Зебра не лягнет копытом,
Зебра не мотнет хвостом,
Растянулась любопытным
Через улицу мостом. (Пешеходный переход)
Слайд 18.
На дорогах пешеходам
Стало проще с переходом.
Под землею даже площадь
Перейти гораздо проще. (Подземный переход)
Слайд 19.
Затихают все моторы
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
“Близко школа!”, “Детский сад!” (Дети)
Слайд 20.
Где увижу знак такой.
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая. (Движение пешеходов запрещено)
- Контрольная работа.
А теперь, вы, ученики Школы светофорных наук, должны проверить свои знания и выполнить контрольную работу. После каждого вопроса даётся три ответа. Надо выбрать один правильный ответ и подчеркнуть его.
1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов;
а) мостовая,
б) тротуар,
в) велосипедная дорожка?
2. Как пешеходы должны ходить по тротуару:
а) придерживаясь середины,
б) придерживаясь левой стороны,
в) придерживаясь правой стороны?
3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу:
а) при красном,
б) при жёлтом,
в) при зелёном?
4. При каком положении регулировщика можно начинать переход:
а) если он стоит к вам боком с вытянутой от плеча
к плечу рукой,
б) если он стоит к вам лицом,
в) если он стоит к вам спиной?
Правильные ответы: 1б, 2в, 3в, 4а.
- Игра “Это я, это я, это все мои друзья!”
Ведущий читает стихи, дети отвечают “Это я, это я, это все мои друзья!” или молчат.
Ведущий: Кто из вас идёт вперёд Только там, где переход?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Ведущий: Кто летит вперёд так скоро, Что не видит светофора?
Дети молчат
Ведущий: Кто из вас идя домой, Держит путь по мостовой?
Дети молчат
Ведущий: Знает кто, что красный свет - Это значит – хода нет?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
- Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята! Спасибо вам за работу. Понравилось ли вам занятие в “Школе светофорных наук”?
Светофорчик:
Будьте, дети, осторожны!
Уважайте каждый знак!
Знаки – важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.