ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям
Цель программы: создание условий для развития к народным играм через включения детей в совместную деятельность.
Задачи:
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- содействовать взаимодействию взаимопониманий;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
- активизировать двигательную деятельность детей.
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр
- Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
- Формирования у детей и уверенности в своих силах.
- Умение применять игры в самостоятельных занятиях.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки
Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребенка.
Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая двигательная деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условнорефлекторным путем, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.
Группировка подвижных игр.
- С элементами общеразвивающих упражнений.
- С бегом на ловкость.
- С бегом на скорость.
- С прыжками на месте и с места.
- С прыжками в высоту.
- С прыжками длину с разбега.
- С метанием на дальность.
- С лазанием и перелазанием.
- Игры подготовительные к волейболу.
- Игры подготовительные к баскетболу.
- Игры на местности.
Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.
Игры, в которых преимущественно проявляются | Характеристика игровых действий | Игры |
Ловкость | Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием) |
|
Быстрота | Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением расстояний в кротчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях. |
|
Сила | Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера |
|
Выносливость | Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим |
|
Подвижные игры в младших, средних, старших классах.
№ | Название игр по классам | № занятий |
1 | 5-й класс. Игры с
элементами общеразвивающих упражнений.
|
|
Игры сбегом на скорость.
|
||
Игры с прыжками в высоту с места. | ||
|
||
Игры с метанием на дальность. | ||
|
||
Эстафеты с лазанием и перелазанием. | ||
Игры подготовительные к баскетболу
|
||
Эстафеты с малыми и большими мячами. | ||
2 | Подвижные игры на уроках в 6–8-х классах. Игры с предметами, мячами. С использованием гимнастических снарядов. | |
|
||
3 | Игры на улице. | |
|
||
4 | Игры для учащихся 9–11-х классов. Воспитание физических качеств. Игры для технической, тактической подготовки. Подвижные игры в различных периодах спортивной тренировки. | |
|
ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ ДЛЯ 6-го КЛАССА
№ уроков | Учебный материал | Примечание |
1урок | История народных игр. Эстафеты сбегом. | Домашнее задание. Описать игры своих родителей, бабушек, дедушек. |
2урок | Разбор и проигрывание принесенных игр .Правила игры. | Мои любимые игры. |
3урок | Разбор и проигрывание принесенных игр. | Мои любимые игры. |
4урок | Игры на свежем воздухе. Салки. Эстафеты по кругу. | Принести эстафетные палочки. |
5урок | Салки, эстафета встречная. Догони мяч. | |
6урок | Зайцы без логова. Обучение игре “лапта” Правила игры | Мальчикам сделать биты. |
7урок | Обучение игре в “лапту”. Встречная эстафета. | Учет знание правила игры. |
8урок | Обучение игре в “ лапту”. Падающая палка. | |
9урок | Эстафеты сбегом и прыжками. | Принести личные скакалки. |
10урок | Упражнения с короткими скалками. | О. Р .У-. разучивание |
11урок | Прыжковые упражнения с короткими скалками. Охотники и утки. | Различные прыжки. |
12урок | Прыжковые упражнения со скалкой. Перестрелка. | |
13урок | Эстафеты со скакалкой. Перестрелка. | |
14урок | Обучение прыжкам через длинную скалку. Эстафеты. | |
15урок | Обучение прыжкам через скалку. | |
16урок | Совершенствование прыжка через длинную скалку. | |
17урок | Совершенствование прыжка через длинную скалку. Подвижные игры с малыми мячами | Учет техники выполнения прыжков. |
16урок | Бег командами. Мяч в центр. Правила игры. | |
17урок | Подвижная цель. Эстафеты малыми и большими мячами. | |
18урок | Мяч капитану. Борьба за мяч. Правила игры. | Учет владения мячом. |
19урок | Город за городом. Колесо. Правила игры. | |
20урок | Любимые игры. | |
21урок | Эстафеты с преодолением препятствий. | |
22урок | Совершенствование игры в “лапту” | Учет - лучший игрок. |
23урок | Эстафеты с бегом и прыжками. | |
24урок | Совершенствование народной игры “лапта” | |
25урок | Прыжки через длинную скалку. | |
26урок | Парные, групповые прыжки через длинную скалку. | |
27урок | Прыжки через длинную скалку (в группе 8 человек) Рекорд------------ | Количество раз. |
28урок | Теоретические сведения о народных играх . Игра. | |
29урок | Применение народных игр, в спортивных тренировках. | |
30урок | Применение народных игр, в спортивных тренировках. | |
31урок | Проигрывание разученных игр. | Д.з. описать новые игры |
Чем мы занимаемся на занятиях:
- Разучиваем народные игры;
- Ведем исследовательскую работу: "Игры своих родителей, бабушек и дедушек."
- Проводим конкурсы: самый сильный, быстрый, выносливый, меткий, ловкий;
- Проводим конкурс плакатов на тему : Мы болеем за наших мальчиков, девочек, "День защитников отечества"
- Проводим соревнование: "Мама, Папа, Я, дружная семья". Участвуем в районных, областных соревнованиях "Мама, Папа, Я. "1 место в районных, 3 место в областных соревнованиях
- Участвуем в соревнованиях "Лыжня России", “Кросс Наций”;
- Ведем альбомы, дневники, мои спортивные достижения, куда вносятся: знание истории развития спорта района, области, России, лучшие спортсмены.
- Проводим конкурс "Я, самый-самый", “Обаятельные и привлекательные”
За участие во всех мероприятиях учащиеся получают игровые, спортивные БОНУСЫ
В конце учебного года выявляются победители, набравшие наибольшее: количество бонусов и награждаются медами, грамотами школы. Спортивные БОНУСЫ даются за хорошую игру, за сообразительность, дисциплину во время игры, взаимовыручка, активная помощь команде, за хорошую посещаемость, а также за конкурсы, плакаты, участие в школьных и районных, соревнованиях.
На занятиях:
- Развиваем силу. (Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий).
- Развиваем быстроту и скоростно-силовые способности. (Под быстротой понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени).
- Развиваем выносливость. (Под выносливостью понимают, способность к длительному выполнению какой - либо работы без заметного снижения работоспособности).
- Развиваем координационные способности. (Это возможность оптимально управлять сложными двигательными действиями и регулировать их).
- Развиваем гибкость. (Гибкость- способность человека выполнять движения с большой амплитудой).
- Все физические качества, умение, и навыки учащиеся показывают в туристических походах.
В походах проводим:
- туристические навыки: установка палатки, правильно разжечь костер, как правильно приготовить на костре пищу,
- фестиваль народных игр; “Совершенствуем разученные игры”; игры на местности;
- экологический десант (очищение родников, посадка деревьев, очистка берега реки от мусора)
- экономические способности: проводится аукцион. Бонусы превращаем в рубли, которые используются в покупке спортивного инвентаря “Спонсоры бывшие учащиеся школы”