Роль классов здоровья в формировании ЗОЖ ребенка. Особенности организации учебного процесса

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Проблема здоровья детей встает особенно остро в последнее время. Данные статистики говорят о том, что за 10 лет обучения здоровье ухудшается в 4–5 раз.

Каковы данные по НТСШ за 2008 учебный год?

Из 713 учащихся, обследованных ЦРБ:

– 95 чел. с ослабленным зрением (13,5%).

– 49 чел. с заболеваниями нервной системы (6,8 %).

– 58 человек с заболеваниями желудочно–кишечного тракта (8,1%).

– 81 уч-ся с заболеваниями эндокринной системы (11,3 % ), в т. ч “зоб” у 81 учащихся (11,3%) .

–3 0 – с нарушениями опорно–двигательной системы (5 %).

– 71 чел – с заболеваниями органов дыхания (9,6 %).

Допущено к занятиям физической культурой 685 человек (96 %).

Заболевания часто являются причиной неуспешности обучения. Пропуски по болезни, отклонения в физическом развитии ведут к пробелам в знаниях и возникают проблемы с успеваемостью. Количество больных детей из года в год увеличивается, увеличивается и количество учащихся, испытывающих трудности в обучении. Поэтому по согласованию с РОО в школе с 1999 года функционируют классы здоровья. В этих классах собраны ЧБД, дети с хроническими заболеваниями, дети–инвалиды.

При комплектовании класса учитывается диагноз заболевания, рекомендации врачей ЦРБ, личное желание родителей. Наполняемость таких классов 18–20 человек. Это позволяет учителю вести индивидуальную работу с детьми, пропустившими занятия по болезни, своевременно ликвидировать пробелы.

Главная задача классов здоровья заключается в укреплении здоровья школьников.

Залогом здоровья является, с одной стороны как можно более раннее выявление физических отклонений в здоровье детей, а с другой стороны устранение причин, вызывающих эти нарушения.

В школе составлена программа “В здоровом теле – здоровый дух”, где на 1 место поставлены вопросы, связанные с пропагандой ЗОЖ, предупреждением вредных привычек; вопросы совместной работы семьи и школы, учитывающие уровень здоровья каждого ученика, его склонности, привычки, взаимоотношения в школьном коллективе.

Создан оргкомитет, которым предусмотрены:

– методическая работа;

– оздоровительные мероприятия;

– медицинский контроль.

Периодически вопросы программы рассматриваются на методсовете школы, на совещании при директоре.

Какие задачи ставим перед собой?

  1. Вооружить: знаниями о ЗОЖ.
  2. Научить: говорить, мыслить, слушать, оказывать ПМП.
  3. Воспитывать: культуру мышления, культуру общения, культуру самообразования.
  4. Формировать: достоинство, нравственные убеждения, мировоззрение.

Программа “Здоровье” охватывает весь школьный коллектив. Особое место в ней отведено классам здоровья.

Работа в КЗ ведется в 5 направлениях:

1) УВР

– Введение 1 часа валеологии интегрировано с физкультурой;

– Система классных часов, направленных на оздоровление;

– организация Дней здоровья;

– использование и пропаганда здоровьесберегающих технологий.

2) Диагностическая:

– мероприятия на выявление уровня здоровья детей, сбор анализов, медосмотры, обследования. (Врачи ЦРБ, медсестра школы.)

3) Профилактическая:

– проводится в целях предупреждения заболеваний.

Сюда входят:

– оптимальный режим обучения и воспитания;

– использование медицинских средств профилактики,

– витамипотерапия;

– фитотерапия;

– зарядка для глаз;

– двигательная гимнастика.

4) Коррекционная работа

включает в себя меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы. Это индивидуальная работа специалиста ЛФК, медсестры, соцпедагогов.

5) Консультативная проводится в трех направлениях:

– с педагогами,

– с родителями,

– с детьми.

Вся работа в КЗ проводится в тесном сотрудничестве школы, родителей, внешкольных организаций: ЦРБ, ДШИ.

Чем занимается школа?

Как она создает условия для гармоничного развития ребенка?

Администрация школы организует работу КЗ, комплектует эти классы, контролирует их деятельность, координирует взаимодействие школы, ДШИ, родителей.

Педагоги – это наши неутомимые труженики. Они используют в работе здоровьесберегающие технологии: предусматривают строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение уроков, строгую регламентацию разных видов деятельности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и др.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  1. Построение урока на основе закономерностей УВП с использованием последних достижений педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности уч-ся с учетом их здоровья, особенностей развития, интересов , наклонностей и потребностей.
  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, установление связи с ранее изученными ЗУ.
  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
  6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
  8. Формирование практически необходимых ЗУН, рациональных приемов мышления и деятельности.
  9. Обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ в зависимости от конкретных условий проведения урока.
  10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

Каждый урок, каждое мероприятие включает в себя элементы ЗОЖ:

– дают знания о ЗОЖ;

– учат говорить, мыслить, оказывать ПМП;

– воспитывает культуру мышления, общения;

– формирует достоинство, нравственные убеждения, мировоззрение.

На уроках проводятся динамические паузы, точечный массаж, упражнения на профилактику сколиоза и миопии, минуты релаксации.

В учебный план за счет часов индивидуально– групповых занятий включен 1 час валеологии.

Внеклассная работа тоже направлена на физическое и психическое оздоровление уч-ся. Много творчества, терпения, сил нужно приложить, чтобы в классе каждому было комфортно, чтобы в школу хотелось идти. Приятно отметить, что из 38 опрошенных детей 3–4 классов 37 с желанием ходят в школу и ни один не испытывает дискомфорта.

Анализ АКР показывает, что дети КЗ успешно осваивают программу на достаточно высоком уровне. ОБО от 4,1 до 4,4; качество обучения от 75% до 90%.

Учителя ведут мониторинг обучения, оздоровления. Есть карты классов, индивидуальные карты развития уч–ся, где кроме здоровья отражены ЗУН и уровень формирования ОУУН.

Роль ЦРБ.

ЦРБ помогает школе скомплектовать классы, проводит тщательный медосмотр учащихся.

Т.к эти дети – хронические больные, то они находятся под постоянным наблюдением участковой службы ЦРБ.

В течение всего года ведется наблюдение за здоровьем уч-ся Волковой Р.И., медсестрой нашей школы. Она регулярно встречается с детьми, с родителями; организует профилактическую работу; выступает по вопросам здоровья перед учащимися; ведет личные карты уч-ся; является основным связующим звеном между школой и больницей.

В течение года в КЗ проводится лечебная физкультура. Инструктор – м/с высшей категории Сунцова З.А. Каждый ребенок охвачен оздоровительными мероприятиями. Класс делится на 2 группы по рекомендации медработников. Детям такие занятия нравятся, пользу они приносят немалую.

Родители – самые заинтересованные люди в улучшении здоровья детей. Помогают в осуществлении валеологического воспитания детей. Они – активные участники внеклассных мероприятий, занимаются сбором лекарственных растений для фиточайной. Оказывают посильную помощь в ремонте классных помещений, оснащении. Уют в классе – это забота и учителя и родителей.

Итоги работы КЗ: (презентация) <Приложение>

Наиболее результативной была работа первого набора КЗ (1999–2002 года Кл. руководитель Федорова Н.Н.)

№ п/п заболевания 1 класс

1999 год

4 класс

2002 год

% корреляции
1 ЖКТ 16% 6% 10%
2 ОДС 42% 12,5% 29,5%
3 Органы дыхания 10% 10% 0%
4 Нервно-психические 37% 37% 0%
5 Другие заболевания 37% 6% 31%
6 Полностью здоровы 3 чел. 19%  

Итоги 2004–2005, 2005–2006 , 2007–2008 уч. г.

Заболевание 1-а 4-а
Федорова Н.Н.
% кор. 1-а 4-а
Швецова Л.Г.
%
кор.
1-а 4-а
Косоротова Н.Н.
%
кор
Сердечно–сосудистые 5,2% 11% –5,8 5,5% +5,5% 5% 5,3% –0,3
Болезнь печени
Болезнь почек 5,2% +5,2 5,5% 9,5% – 4%
Болезнь ЖКТ 10,5% 16,6% – 6,1% 67% 9,5% +57,5 –5% 10,5% –5,5
Заболевания ОДС 5,5% –5,5 22% 9,5% +12,5 26% 10,5% +15,5
Болезнь органов дыхания 37% 11% +26% 39% 19% +20% 37% 5,3% +32,7
Нервно–психические заболевания 37% 22% +15% 50% 9,5% +40,5 10,5% 5,3% +5,2
Другие заболевания 10,5% +10,5% 22% 19% +3% 15% 0% +15
Нуждаются в коррекции зрения 21% 11% +10% 5% 19% –14% 0% 5,3% –5,3
Полностью здоровы 7ч.
38%
38% 3 чел.
14,3%
14,3 2чел.
10%
9чел.
47,4%
+37,4

В МОУ “НТСОШ” в 2007–08 г.

В течение года под контролем были посещаемость и успеваемость учащихся классов здоровья (КЗ). Таким образом , за 2007–2008 уч. год пропущено по болезни по начальной школе 1322 дня, 5871 урок , по классам здоровья – 1640 уроков:

  • В 1-а классе 364 урока (из 896 в параллели – 40,6%);
  • Во 2-а классе 681 урок (из 1978 в параллели – 34,4%);
  • В 4-а классе 595 уроков (из 1265 уроков – 47 %)

Выводы:

Для успешного решения задач по здоровьесберегающему направлению необходимо:

1. Взаимодействие органов образования и здравоохранения по выполнению программы “ Здоровье”, что включает в себя:

– медицинское сопровождение детей в ОУ;

– организация углубленного медосмотра детей при поступлении в школу, спустя 1 год после начальной школы и т.д.;

– в КЗ ежегодное проведение углубленного медосмотра с рекомендациями;

– оборудование при школе кабинетов ЛФК и массажа, физиотерапевтического кабинета;

– введение ставки врача, как штатной единицы ОУ;

– витаминизацию ОУ и контроль за наличием витаминных препаратов в ОУ.

2. Пропаганда по распространению знаний о ЗОЖ среди родителей.

3. Замена одномерной мебели на ростомерную.

4. Расширение двигательной активности учащихся (введение динамической паузы, 3-го урока физкультуры, занятий ЛФК).

5. Изменение БУП (сокращение количества изучаемых предметов в начальной школе).