Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Проблема здоровья детей встает особенно остро в последнее время. Данные статистики говорят о том, что за 10 лет обучения здоровье ухудшается в 4–5 раз.
Каковы данные по НТСШ за 2008 учебный год?
Из 713 учащихся, обследованных ЦРБ:
– 95 чел. с ослабленным зрением (13,5%).
– 49 чел. с заболеваниями нервной системы (6,8 %).
– 58 человек с заболеваниями желудочно–кишечного тракта (8,1%).
– 81 уч-ся с заболеваниями эндокринной системы (11,3 % ), в т. ч “зоб” у 81 учащихся (11,3%) .
–3 0 – с нарушениями опорно–двигательной системы (5 %).
– 71 чел – с заболеваниями органов дыхания (9,6 %).
Допущено к занятиям физической культурой 685 человек (96 %).
Заболевания часто являются причиной неуспешности обучения. Пропуски по болезни, отклонения в физическом развитии ведут к пробелам в знаниях и возникают проблемы с успеваемостью. Количество больных детей из года в год увеличивается, увеличивается и количество учащихся, испытывающих трудности в обучении. Поэтому по согласованию с РОО в школе с 1999 года функционируют классы здоровья. В этих классах собраны ЧБД, дети с хроническими заболеваниями, дети–инвалиды.
При комплектовании класса учитывается диагноз заболевания, рекомендации врачей ЦРБ, личное желание родителей. Наполняемость таких классов 18–20 человек. Это позволяет учителю вести индивидуальную работу с детьми, пропустившими занятия по болезни, своевременно ликвидировать пробелы.
Главная задача классов здоровья заключается в укреплении здоровья школьников.
Залогом здоровья является, с одной стороны как можно более раннее выявление физических отклонений в здоровье детей, а с другой стороны устранение причин, вызывающих эти нарушения.
В школе составлена программа “В здоровом теле – здоровый дух”, где на 1 место поставлены вопросы, связанные с пропагандой ЗОЖ, предупреждением вредных привычек; вопросы совместной работы семьи и школы, учитывающие уровень здоровья каждого ученика, его склонности, привычки, взаимоотношения в школьном коллективе.
Создан оргкомитет, которым предусмотрены:
– методическая работа;
– оздоровительные мероприятия;
– медицинский контроль.
Периодически вопросы программы рассматриваются на методсовете школы, на совещании при директоре.
Какие задачи ставим перед собой?
- Вооружить: знаниями о ЗОЖ.
- Научить: говорить, мыслить, слушать, оказывать ПМП.
- Воспитывать: культуру мышления, культуру общения, культуру самообразования.
- Формировать: достоинство, нравственные убеждения, мировоззрение.
Программа “Здоровье” охватывает весь школьный коллектив. Особое место в ней отведено классам здоровья.
Работа в КЗ ведется в 5 направлениях:
1) УВР
– Введение 1 часа валеологии интегрировано с физкультурой;
– Система классных часов, направленных на оздоровление;
– организация Дней здоровья;
– использование и пропаганда здоровьесберегающих технологий.
2) Диагностическая:
– мероприятия на выявление уровня здоровья детей, сбор анализов, медосмотры, обследования. (Врачи ЦРБ, медсестра школы.)
3) Профилактическая:
– проводится в целях предупреждения заболеваний.
Сюда входят:
– оптимальный режим обучения и воспитания;
– использование медицинских средств профилактики,
– витамипотерапия;
– фитотерапия;
– зарядка для глаз;
– двигательная гимнастика.
4) Коррекционная работа
включает в себя меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы. Это индивидуальная работа специалиста ЛФК, медсестры, соцпедагогов.
5) Консультативная проводится в трех направлениях:
– с педагогами,
– с родителями,
– с детьми.
Вся работа в КЗ проводится в тесном сотрудничестве школы, родителей, внешкольных организаций: ЦРБ, ДШИ.
Чем занимается школа?
Как она создает условия для гармоничного развития ребенка?
Администрация школы организует работу КЗ, комплектует эти классы, контролирует их деятельность, координирует взаимодействие школы, ДШИ, родителей.
Педагоги – это наши неутомимые труженики. Они используют в работе здоровьесберегающие технологии: предусматривают строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение уроков, строгую регламентацию разных видов деятельности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и др.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
- Построение урока на основе закономерностей УВП с использованием последних достижений педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
- Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности уч-ся с учетом их здоровья, особенностей развития, интересов , наклонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, установление связи с ранее изученными ЗУ.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся.
- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
- Формирование практически необходимых ЗУН, рациональных приемов мышления и деятельности.
- Обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ в зависимости от конкретных условий проведения урока.
- Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Каждый урок, каждое мероприятие включает в себя элементы ЗОЖ:
– дают знания о ЗОЖ;
– учат говорить, мыслить, оказывать ПМП;
– воспитывает культуру мышления, общения;
– формирует достоинство, нравственные убеждения, мировоззрение.
На уроках проводятся динамические паузы, точечный массаж, упражнения на профилактику сколиоза и миопии, минуты релаксации.
В учебный план за счет часов индивидуально– групповых занятий включен 1 час валеологии.
Внеклассная работа тоже направлена на физическое и психическое оздоровление уч-ся. Много творчества, терпения, сил нужно приложить, чтобы в классе каждому было комфортно, чтобы в школу хотелось идти. Приятно отметить, что из 38 опрошенных детей 3–4 классов 37 с желанием ходят в школу и ни один не испытывает дискомфорта.
Анализ АКР показывает, что дети КЗ успешно осваивают программу на достаточно высоком уровне. ОБО от 4,1 до 4,4; качество обучения от 75% до 90%.
Учителя ведут мониторинг обучения, оздоровления. Есть карты классов, индивидуальные карты развития уч–ся, где кроме здоровья отражены ЗУН и уровень формирования ОУУН.
Роль ЦРБ.
ЦРБ помогает школе скомплектовать классы, проводит тщательный медосмотр учащихся.
Т.к эти дети – хронические больные, то они находятся под постоянным наблюдением участковой службы ЦРБ.
В течение всего года ведется наблюдение за здоровьем уч-ся Волковой Р.И., медсестрой нашей школы. Она регулярно встречается с детьми, с родителями; организует профилактическую работу; выступает по вопросам здоровья перед учащимися; ведет личные карты уч-ся; является основным связующим звеном между школой и больницей.
В течение года в КЗ проводится лечебная физкультура. Инструктор – м/с высшей категории Сунцова З.А. Каждый ребенок охвачен оздоровительными мероприятиями. Класс делится на 2 группы по рекомендации медработников. Детям такие занятия нравятся, пользу они приносят немалую.
Родители – самые заинтересованные люди в улучшении здоровья детей. Помогают в осуществлении валеологического воспитания детей. Они – активные участники внеклассных мероприятий, занимаются сбором лекарственных растений для фиточайной. Оказывают посильную помощь в ремонте классных помещений, оснащении. Уют в классе – это забота и учителя и родителей.
Итоги работы КЗ: (презентация) <Приложение>
Наиболее результативной была работа первого набора КЗ (1999–2002 года Кл. руководитель Федорова Н.Н.)
№ п/п | заболевания | 1 класс 1999 год |
4 класс 2002 год |
% корреляции |
1 | ЖКТ | 16% | 6% | 10% |
2 | ОДС | 42% | 12,5% | 29,5% |
3 | Органы дыхания | 10% | 10% | 0% |
4 | Нервно-психические | 37% | 37% | 0% |
5 | Другие заболевания | 37% | 6% | 31% |
6 | Полностью здоровы | – | 3 чел. 19% |
Итоги 2004–2005, 2005–2006 , 2007–2008 уч. г.
Заболевание | 1-а 4-а Федорова Н.Н. |
% кор. | 1-а 4-а Швецова Л.Г. |
% кор. |
1-а 4-а Косоротова Н.Н. |
% кор |
|||
Сердечно–сосудистые | 5,2% | 11% | –5,8 | 5,5% | – | +5,5% | 5% | 5,3% | –0,3 |
Болезнь печени | |||||||||
Болезнь почек | 5,2% | – | +5,2 | 5,5% | 9,5% | – 4% | |||
Болезнь ЖКТ | 10,5% | 16,6% | – 6,1% | 67% | 9,5% | +57,5 | –5% | 10,5% | –5,5 |
Заболевания ОДС | – | 5,5% | –5,5 | 22% | 9,5% | +12,5 | 26% | 10,5% | +15,5 |
Болезнь органов дыхания | 37% | 11% | +26% | 39% | 19% | +20% | 37% | 5,3% | +32,7 |
Нервно–психические заболевания | 37% | 22% | +15% | 50% | 9,5% | +40,5 | 10,5% | 5,3% | +5,2 |
Другие заболевания | 10,5% | – | +10,5% | 22% | 19% | +3% | 15% | 0% | +15 |
Нуждаются в коррекции зрения | 21% | 11% | +10% | 5% | 19% | –14% | 0% | 5,3% | –5,3 |
Полностью здоровы | – | 7ч. 38% |
38% | – | 3 чел. 14,3% |
14,3 | 2чел. 10% |
9чел. 47,4% |
+37,4 |
В МОУ “НТСОШ” в 2007–08 г.
В течение года под контролем были посещаемость и успеваемость учащихся классов здоровья (КЗ). Таким образом , за 2007–2008 уч. год пропущено по болезни по начальной школе 1322 дня, 5871 урок , по классам здоровья – 1640 уроков:
- В 1-а классе 364 урока (из 896 в параллели – 40,6%);
- Во 2-а классе 681 урок (из 1978 в параллели – 34,4%);
- В 4-а классе 595 уроков (из 1265 уроков – 47 %)
Выводы:
Для успешного решения задач по здоровьесберегающему направлению необходимо:
1. Взаимодействие органов образования и здравоохранения по выполнению программы “ Здоровье”, что включает в себя:
– медицинское сопровождение детей в ОУ;
– организация углубленного медосмотра детей при поступлении в школу, спустя 1 год после начальной школы и т.д.;
– в КЗ ежегодное проведение углубленного медосмотра с рекомендациями;
– оборудование при школе кабинетов ЛФК и массажа, физиотерапевтического кабинета;
– введение ставки врача, как штатной единицы ОУ;
– витаминизацию ОУ и контроль за наличием витаминных препаратов в ОУ.
2. Пропаганда по распространению знаний о ЗОЖ среди родителей.
3. Замена одномерной мебели на ростомерную.
4. Расширение двигательной активности учащихся (введение динамической паузы, 3-го урока физкультуры, занятий ЛФК).
5. Изменение БУП (сокращение количества изучаемых предметов в начальной школе).