Цели урока:
- Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве, о своем селе.
- Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой.
- Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.
- Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально - положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
- Воспитывать чувства патриотизма.
- Показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России
Подготовительная работа: подготовка выставки детских рисунков.
Материалы и оборудование:
- Мультимедиапроектор.
- Географическая карта России. Политическая карта современной России.
- Изображения ГЕРБА, ФЛАГА РОССИИ.
- Аудиозапись ГИМНА РОССИИ, песня “С чего начинается Родина”, слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
- Рисунки детей на тему “Моя Родина”.
- Учебник Мир вокруг нас. 1 класс. А. А. Плешаков, Просвещение 2000;
- Памятки (закладки для книг с государственной символикой).
- У каждого ученика три конверта: а) рисунок вертолета (самолета); б) три полоски цветной бумаги: красная, синяя, белая; в) вырезанные детали одежды (Приложение к Рабочей тетради, стр. 57).
- Иллюстрации с изображением оленя, белого медведя, тайги, гор, известных мест Москвы или соответствующие видеофрагменты, слайды.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда
Мы урок начнем тогда.
- Мотивационное начало урока
Звучит песня “С чего начинается Родина”. Презентация. (Показ 1-7 слайдов).
Знакома ли вам эта песня? Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
- Проверка домашнего задания
(Дети должны нарисовать рисунки на тему “Моя малая родина”, подобрать пословицы и поговорки о любви народа к своему родному краю).
Как замечательно вы показали красоту родного, милого вашему сердцу уголка.
Родился скворец в саду
Сад для птички – родина.
Родился карась в пруду
Пруд для рыбки – родина.
Перелески и леса,
Поле ржи или овса,
Куст, песчаная коса,
Для кого-то родина:
Есть на шаре, на зеленом
Разные края.
Только там, где отчий дом
Родина твоя!
Но не только в рисунках можно рассказать о красоте, об отношении к родному краю. Как относится народ к своему Отечеству, видно из такого жанра, как устное народное творчество.
Какие пословицы вы знаете о Родине и России?
(Проверка пословиц и поговорок о Родине, читают дети).
- Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
- Жить – Родине служить.
- Лучше нет родного края.
- На родной стороне и ворона родная.
- В родном краю, как в раю.
- Краше Родины нет ничего.
- На родной стороне и камушек знаком.
- С родной земли умри – не сходи.
- Своя земля и в горсти мила.
- Всякому мила своя сторона.
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Родная землица и во сне снится.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- Родину, как и родителей на чужбине не найдёшь.
- Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
- Кто Родиной торгует, того кара не минует.
- Смело иди в бой, Родина за тобой.
- Новая тема – вводная беседа
Учитель рассказывает о селе и стране, где мы живем. На доске (экране) 8 слайд.
Наша страна — ... |
- Прочитайте что написано на доске (экране) и назовите тему сегодняшнего урока. (Наша страна. Наше село).
- Цель нашего сегодняшнего урока выяснить “Что мы знаем о нашей стране и о своем селе?”.
- Как называется село, где мы живем? (Ответы детей)
На доске (экране) появляется табличка с названием села. (9 слайд)
Наше село — ... |
- Что вы о нём знаете? (Ответы детей)
Учитель, обобщая ответы детей, рассказывает о том, почему так названо родное село. На данном этапе урока можно показать видеофрагмент о достопримечательностях села.
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна.
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
– Как называется страна, где мы живем? (Россия). На доске (экране) на табличке появляется надпись (10 слайд):
Наша страна — |
– Что вы знаете о нашей стране? (Ответы детей)
Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа К.Ушинский называет нашу страну – Россию:
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов.… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина.
Какие же другие имена есть у нашей страны? (Отечество, Родина, Матушка)
- Работа по учебнику
На доске и на экране – карта России. (11 слайд).
Посмотрите в учебник (стр. 36, 37). Как велика наша Родина! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана. Откуда появилось такое название – “Россия”?
В стародавние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают некоторые ученые, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.
Что по вашему объединяет нас всех присутствующих в классе? (Все мы – Россияне).
Учитель показывает на карте республики, где прикреплены фигурки людей в национальных костюмах. (11 слайд)
Мы – это ханты, карелы, коми, башкиры, мордва, удмурты и другие. Большую часть населения нашей страны составляют русские. Всего 128 разных народов.
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по нашей стране. А на чём же мы будем путешествовать? Учитель показывает картинку: на вертолете. Каждый из детей достает из конверта картинку с изображением вертолета (самолета).
Давайте начнём путешествие с самого дальнего и холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима. Дети кладут картинку с изображением вертолета на соответствующую часть рисунка в учебнике (стр. 36, 37) и затем передвигают её по ходу путешествия. Учитель прикрепляет вертолет на карте в соответствующей части.
На этой земле все время лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры, кружат метели. Эту землю так и зовут “Белая земля”. (12-13 слайды). Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Что можете сказать об этой части России? (Ответы детей)
- Каких животных вы видите? (Белый медведь, северный олень)
Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Если есть возможность можно показать видеофрагмент, диафильм, слайды. (14 слайд)
Белый медведь и северный олень хорошо приспособились к сильным морозам Крайнего Севера. Эти животные имеют густую длинную шерсть.
А теперь рассмотрите человека. Чем он занимается? (Ответы детей). Правильно, человек едет на оленях. Быстро мчатся нарты по глубокому снегу. Нарты – так называются специальные сани, в которые запрягают оленей. На нартах перевозят грузы. (15 слайд). А как одет человек? (Ответы детей). Человек одет тепло. Его одежда сшита из оленьего меха. Из шкур оленей жители севера собирают жилища. Эти жилища называются чумы. (16 слайд).
Но нам пора лететь дальше – я заметила рыбаков. А видите ли вы их? Я предлагаю совершить посадку. Вертолётик переставляется в район Дальнего Востока.
- Что вы можете сказать об этом крае?
- Чем он богат?
- Чем занимаются здесь люди? (Здесь много рыбы. Люди ловят рыбу).
В морях Дальнего Востока много рыбы. На кораблях рыбу привозят в порт. В порт приходят корабли из стран с различными товарами. (17 слайд). Но нам пора продолжать путешествие. Рассмотрите рисунок. Если мы полетим над нашей страной, какую природу мы увидим? (Ответы детей). Ребята, если с Дальнего Востока лететь в глубь страны, мы увидим тайгу. Что такое тайга? (Ответы детей). Правильно, тайга – это огромный хвойный лес.
Учитель показывает картину с изображением тайги.
Какие деревья растут в тайге? (Ель, сосна) (18 слайд).
- Физкультминутка.
Посмотрите, ребята, к нам из тайги вышел Лесовичок. Он предлагает отдохнуть на лесной поляне. Давайте на минутке отдыха мы попробуем изобразить деревья.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем
Все сели на свои места, вспомнили правило о правильной посадке. (Показать на таблицу). А пока у нас привал я предлагаю посмотреть видеофильм о тайге.
Видеофильм “Тайга”
- Каких животных можно встретить в тайге? (Волка, медведя, лису и других)
- Чем занимаются люди в этих краях? (Они охотятся) Ещё в этих краях люди добывают нефть. Найдите на рисунке нефтехранилища. (19 слайд).
Пролетая дальше, мы увидим реки, города, поля, луга, горы. (20-22 слайды). Учитель демонстрирует картину с изображением гор. Можно показать видеофрагмент или слайды.
В горах можно увидеть горца с отарой овец. Но наш вертолет летит дальше и делает посадку в главном городе нашей Родины. Где же мы остановились? Как называется главный город России? (Москва).
Учитель показывает картины с изображением Кремля.
Рассмотрите рисунок в учебнике (стр. 36) Назовите знакомые объекты. Учитель показывает картины с изображением соответствующих объектов. Если есть возможность можно показать видеофрагмент. (23 слайд).
- Знакомство с государственной символикой России: флагом, гербом, и гимном.
Родина начинается с символов страны. Что такое символы? Из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”.
У каждого государства есть свои символы, присущие только ему. Кто знает, как выглядит Государственный флаг и герб современной России? (24 слайд). Рассматривание флага и герба России.
Описание флага России: “Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный. С 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос”. Все люди дорожат флагом и хранят как большую ценность. Такой флаг мы сконструируем из цветной бумаги.
- Практическая работа.
Дети работают в рабочей тетради. Учащимся раздаётся по три полоски бумаги: белого, красного, синего цветов.
Наклейте их в том порядке как на флаге России. У нас получился Российский флаг, флаг нашего государства. А ещё у нашего государства есть герб.
О гербе. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Показывается герб Российской Федерации.
О гимне. Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн звучит на торжественных собраниях, на спортивных аренах во время чествования победителей данной страны. Гимн исполняют и слушают стоя. Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. Как слушают гимн? (Звучит гимн Р.Ф.)
- Итог урока
Мы закончили наше путешествие. Прочитайте текст на страницах учебника (стр. 36, 37) под рисунком.
- Давайте скажем дружно как называется наша страна?
- Как называется столица нашей Родины?
- Как называется наше село?
- Что нового вы узнали?
- Понравилось ли вам наше путешествие? (Поднимают символы хорошего настроения).
Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
С.Синицын.
Литература:
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. +Азбука природы в стихах, загадки, считалки, подвижные игры. М.: “ВАКО”, 2004. – (В помощь школьному учителю).
- Г.В. Кузякина. Гражданственность – одна из нравственных черт школьника. “Характер – источник силы” № 3. Сборник учебно-методических материалов (из опыта работы общеобразовательных учреждений). – Барнаул: “День”, 2000.