Задачи:
- Уточнить знания о глаголе.
- Формировать орфографическую зоркость.
- Формировать элементарные навыки учебного исследования на основе языкового материала.
- Учить осознавать противоречивость мнений о фактах языка.
- Учить планировать собственную деятельность.
- Совершенствовать умение обобщать, делать выводы.
- Формировать умение выделять опорные слова урока.
- Совершенствовать навыки работы в группе.
Определение типа урока.
- Рассмотрите рисунок.
- Чем занят ученик? Скажите об этом одним словом. (Смотрит, рассматривает, изучает, исследует.)
- Давайте запишем эти слова. (Один ученик работает у доски.) На какие орфограммы следует обратить внимание при записи?
Смотрит, рассматривает, изучает, исследует.
- Какая орфограмма присутствует во всех словах? (Буква безударного гласного в окончаниях.)
- Как может называться урок, на котором что-то исследуют? (Урок-исследование.)
- Учитель назначает одного ученика составителем словаря урока и дает ему словарные карточки для этого словаря.
- Ты будешь заведующим "Словаря урока".
СЛОВАРЬ УРОКА |
- Как только на уроке появится новое слово, которое есть на твоих карточках, ты его сразу вывешиваешь на доску. Какую карточку ты уже можешь вывесить? (Урок – исследование.)
- Итак, сегодня мы проводим урок-исследование. Кем вы будете на таком уроке? (Исследователями – карточка в "Словарь урока".)
Определение предмета исследования
- У нас урок русского языка. Что можно исследовать на уроке русского языка? (Звук, букву, слог, слово, предложение, текст.)
- Видите, как много возможностей для исследования. Верно, исследовать можно любую языковую единицу (карточка). Давайте остановимся на слове.
- Что вам известно о слове?
? | ? | ? | ? |
значение | звуки ударение слоги |
буквы | правила письма |
- Ученые-языковеды изучают слово с разных сторон, потому что слово живет в разных разделах языка. (Разделы языка – карточка в " Словарь урока"). Прочитайте, как называются эти разделы. (Учитель вывешивает эту таблицу над предыдущей.)
Разделы языка | Фонетика |
Лексика | |
Орфография | |
Графика |
(Лексика, графика, фонетика, орфография – карточка в "Словарь урока").
- Как вы думаете, что может скрываться под знаками вопроса? (Названия разделов языка).
- В каком столбике таблицы какая карточка должна стоять?
Лексика | Фонетика | Графика | Орфография |
значение | звуки ударение слоги |
буквы | правила письма |
- Итак, в разных разделах науки о языке слово может быть предметом изучения, предметом исследования. Но слов в языке очень много. Слова какой части речи вы записали? (Глаголы.)
- Давайте определим, ЧТО именно мы будем исследовать у глагола? Рассмотрите записи.
- Что вы можете сказать об этих записях? (Интересно. 1 – похоже на начало загадки: "А и В сидели на трубе, А упала, В пропала. Кто остался на трубе?" 2 – получается слово бабочка; это какая-то буквенно-рисуночная математика. 3 – Саша + Галя. 4 и 5 – что-то из химии. 6- математическая формула (сумма квадратов).
- Как можно назвать все это одним словом? (Формулы – карточка в "Словарь урока").
- Что может представлять собой формула С + Г в русском языке? Названия каких понятий в русском языке начинаются на эти буквы? (Слог: согласный + гласный – карточка в "Словарь урока").
- Что же это такое: согласный + гласный? (Слог).
- Кто теперь может назвать предмет нашего исследования? (Слоги в глаголах).
- Как бы вы обозначили это на схеме слова? (Вертикальными линиями разделим слово на слоги).
- А слово к какой части речи будет относиться? (Глагол).
- Обозначьте и это на схеме так, как делаете всегда.
гл. ____|_____|_____ | | |
- Что вам хотелось бы узнать по теме "Слоги в глаголах"? С каких сторон можно рассматривать слоги в глаголах? (Молчат).
Вопросы-подсказки:
Вариант 1
- Может быть, можно посчитать слоги? На какой вопрос мы этим ответим? (Сколько слогов может быть в словах-глаголах?)
- И сколько же? (2, 3, 4, 5.)
- Мнения разделились. Как провести такое исследование? (Надо взять глаголы.)
- Приведите пример.
- Что ты будешь делать с этим глаголом? (Разделю на слоги.)
- Каким будет следующий шаг? (Считаю слоги.)
- Каким будет вывод из такого исследования? (В глаголах может быть ____ слогов.)
- Итак, у нас есть один вариант исследования: количество слогов в глаголах.
Вариант 2.
- С какой еще стороны можно посмотреть на слоги в глаголах? (Молчат.)
- А если обратить внимание на ударение? Что узнаем в таком исследовании? (Какой по счету слог может быть в глаголе ударным?)
- И какой же? (1, 2, 3, 4.)
- Опять нет единого мнения, значит, можно вести исследование. Кто расскажет порядок такого исследования? (Взять глагол, поставить ударение, разделить на слоги, определить порядковый номер ударного слога.)
- Что нового в таком исследовании мы узнаем для себя? (Узнаем, какой по счету слог в глаголе может быть ударным; будем лучше знать правильное место ударения, т.к., может быть, придется обращаться к словарю.)
Вариант 3.
- И наконец... Давайте обратимся к таблице формул. Вспомните, какая из этих формул нас интересовала больше всего? (С+Г.)
- В словах русского языка встречаются только слоги такого состава: согласный + гласный? (Да, нет.)
- Видите, опять разные мнения.
- Открыть вопросы на доске:
- Согласитесь, это очень интересные предложения для исследования. Прочитай, ___, их с доски.
1. Сколько слогов бывает в глаголах? 2. Какой по счету слог может быть ударным? 3. Какие формулы слогов можно встретить в глаголах? |
ПОРЯДОК |
КАЧЕСТВО | |
КОЛИЧЕСТВО |
- В одном из исследований мы узнаем о порядке, в другом – о количестве, в третьем – о качестве слога. Соедините стрелками вопрос исследования и его итог.
1. Сколько слогов бывает в глаголах? 2. Какой по счету слог может быть ударным? 3. Какие формулы слогов можно встретить в глаголах? |
ПОРЯДОК | 2 |
КАЧЕСТВО | 3 | |
КОЛИЧЕСТВО | 1 |
Формулировка темы урока
- Как вы думаете, какое из этих исследований будет вам более интересным? О чем вы знаете меньше всего? (О формулах слога).
- Уточните тему нашего исследования. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Какие слоги встречаются в глаголах? Формулы слогов в глаголах).
- Учитель вывешивает плакатик с темой урока на доску.
Планирование деятельности
- Что нужно сделать, чтобы провести такое исследование?
План работы
- Выбрать группу глаголов.
- Разделить глаголы на слоги.
- Составить их формулы.
- Сделать вывод.
- Как вы поступите, если встретятся слоги одной и той же формулы? (Можно их вычеркивать, можно обводить в кружок нужные, можно отмечать другим каким-то знаком.)
- Чтобы вывод был правильным и точным, обведите неповторяющиеся формулы.
- Организация групповой работы
- Эту работу вы будете выполнять в группе. Давайте повторим правила работы в группе. Прочитайте их вслух.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
|
- Как вы понимаете правило № 2? (Нужно быть инициативным, не ждать, что кто-то другой сделает работу.)
- Познакомьтесь с плакатами для групповой работы. Вдумайтесь в их содержание.
Плакаты для групповой работы
Глаголы | 1 слог | 2 слог | 3 слог | 4 слог |
1 группа Вскрикивать |
||||
Глаголы | 1 слог | 2 слог | 3 слог | 4 слог |
2 группа Вздрагивать |
||||
Глаголы | 1 слог | 2 слог | 3 слог | 4 слог |
3 группа Тявкнуть |
- Что в плакате уже дано? (Глаголы.)
- Прочитайте про себя глаголы в 1 графе.
- Вторая группа, вопросы к вам. Что обозначает глагол искрить? (Давать искры при недостаточном электрическом контакте (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
- Найдите в своем столбике глагол, не похожий на другие. (Стройте. Все остальные – в неопределенной форме.)
- Третья группа, вам задание. Покажите действия, которые обозначают глаголы тявкнуть, охать, всплеснуть.
- Как вы думаете, для чего в таблице 2, 3, 4 графы? (Здесь нужно будет составить формулы слогов.)
- Какие буквы нам будут в этом помогать? (С и Г.)
- Что обозначает буква С? Г?
- Проба деятельности
- Итак, первый пункт плана у нас уже выполнен: группа глаголов у нас уже есть. Давайте попробуем вместе поработать над глаголом думать.
Коллективная работа (один ученик у доски).
- Запиши глагол думать. Рассуждай, что и как будешь делать дальше? (Делить слово на слоги вертикальными линиями.)
- Что представляет собой 1 слог в глаголе думать? (СГ.)
- Из каких звуков состоит 2 слог? (СГС.)
Ду-мать | СГ* | СГС* | – | – |
- Какой вывод можно сделать о глаголе думать? (Молчат.)
- На какой вопрос мы ищем ответ? (Какие формулы слогов есть в глаголах?)
- Какие формулы слогов встретились в этом глаголе? (СГ и СГС.)
- Они повторяются? (Нет.)
- Значит, оставляем обе формулы.
- Вы заметили, в ваших таблицах есть итоговая строка. Для чего? (Посчитать неповторяющиеся формулы.)
Самостоятельная работа в группе.
- Теперь вы сами продолжите работу на плакатах. Сразу обсудите, кто будет отчитываться о работе группы.
Вид плакатов после групповой работы
Глаголы | 1 слог | 2 слог | 3 слог | 4 слог |
1 группа | ||||
Вскри-ки-вать | ССССГ* | СГ* | СГС* | – |
У-хва-тить-ся | Г* | ССГ* | СГС | СГ |
Раз-мыш-лять | СГС | СГС | СГС | – |
Ис-сле-до-вать | ГС* | ССГ | СГ | СГС |
За-блу-дить-ся | СГ | ССГ | СГС | СГ |
ИТОГ | 3 | 2 | 1 | 0 |
Глаголы | 1 слог | 2 слог | 3 слог | 4 слог |
2 группа | ||||
Вздра-ги-вать | ССССГ* | СГ* | СГС* | – |
Смот-реть | ССГС* | СГС | – | – |
Иск-рить | ГСС* | СГС | – | – |
Строй-те | СССГС* | СГ | – | – |
Сгре-бать | СССГ* | СГС | – | – |
ИТОГ | 5 | 1 | 1 | 0 |
Глаголы | 1 слог | 2 слог | 3 слог | 4 слог |
3 группа | ||||
Тявк-нуть | СГСС* | СГС* | – | – |
О-хать | Г* | СГС | – | – |
Власт-во-вать | ССГСС* | СГ* | СГС | – |
Всплес-нуть | ССССГС* | СГС | – | – |
Взвизг-нуть | СССГСС* | СГС | – | – |
ИТОГ | 5 | 2 | 0 | 0 |
Обсуждение итогов групповой работы
- Приготовились слушать отчеты групп. 1 группа, вывешивайте плакат на доску, слушаем ваш отчет. (Аналогично 2 и 3.)
- Можно ли сделать вывод по теме, сложив все результаты ваших плакатов? (Нет, в плакатах есть формулы, которые повторяются.)
- Давайте сделаем так, чтобы в ваших плакатах остались только неповторяющиеся формулы. Как это сделать? (Вычеркнуть.)
1 группа | ||||
Вскри-ки-вать | ССССГ* | СГ* | СГС* | – |
У-хва-тить-ся | Г* | ССГ* | ||
Раз-мыш-лять | ||||
Ис-сле-до-вать | ГС* | |||
За-блу-дить-ся | ||||
2 группа | ||||
Вздра-ги-вать | – | |||
Смот-реть | ССГС* | |||
Иск-рить | ГСС* | |||
Строй-те | СССГС* | |||
Сгре-бать | СССГ* | |||
3 группа | СГСС* | – | – | |
Тявк-нуть | ||||
О-хать | ||||
Власт-во-вать | ССГСС* | – | ||
Всплес-нуть | ССССГС* | – | – | |
Взвизг-нуть | СССГСС* | – | – | |
ИТОГ | 14 |
- Какой теперь общий вывод о формулах слогов можно сделать по вашим отчетам? (В глаголах этой группы встречаются 14 разных типов слогов. ИЛИ Глаголы этой группы имеют 14 разных формул слогов.)
- Таблица позволяет сделать только один этот вывод? Или можно сделать еще какие-то обобщения для глаголов данной группы? (Молчат.)
- Какая формула слога встречается наиболее часто?
- Наиболее частым является слог формулы СГС.
– Какое количество слогов встретилось в глаголах?
- В группе встретились глаголы из 2, 3, 4 слогов.
– Какое самое большое количество звуков может содержать слог?
- Самое большое количество звуков в слоге равно 6.
- Видите, как замечательно, что мы выбрали исследование качества слога. Эта работа помогла сделать и другие важные выводы.
Итог урока
- А теперь подготовьтесь сделать обобщение по уроку. Составьте связное высказывание на тему "Как мы исследовали глагол".
На доске:
Как мы исследовали глагол
Мы решили узнать __________________.
Для этого мы _______________________.
Выводы оказались очень интересными:
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- О чем вам напомнит "Словарь урока"?
- Какого важного слова в нем нет? (Глагол.)
- Почему это слово важно? (Исследовали именно эту часть речи.)
- В таблице дана лишь небольшая часть глаголов. Представьте себе, что вам захотелось проверить справедливость сделанных вами выводов на других глаголах. как вы будете это делать?
Оценка деятельности
- На столах у вас лежат оценки – рожицы с разным настроением. Поднимите их два раза:
- Как вы оцените свою деятельность на уроке?
- Каким было ваше настроение?