Конспект урока русского языка по теме "Формулы слогов в глаголах" (4-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Задачи:

  1. Уточнить знания о глаголе.
  2. Формировать орфографическую зоркость.
  3. Формировать элементарные навыки учебного исследования на основе языкового материала.
  4. Учить осознавать противоречивость мнений о фактах языка.
  5. Учить планировать собственную деятельность.
  6. Совершенствовать умение обобщать, делать выводы.
  7. Формировать умение выделять опорные слова урока.
  8. Совершенствовать навыки работы в группе.

Определение типа урока.

  • Рассмотрите рисунок.

  • Чем занят ученик? Скажите об этом одним словом. (Смотрит, рассматривает, изучает, исследует.)
  • Давайте запишем эти слова. (Один ученик работает у доски.) На какие орфограммы следует обратить внимание при записи?

Смотрит, рассматривает, изучает, исследует.

  • Какая орфограмма присутствует во всех словах? (Буква безударного гласного в окончаниях.)
  • Как может называться урок, на котором что-то исследуют? (Урок-исследование.)
  • Учитель назначает одного ученика составителем словаря урока и дает ему словарные карточки для этого словаря.
  • Ты будешь заведующим "Словаря урока".

СЛОВАРЬ УРОКА

  • Как только на уроке появится новое слово, которое есть на твоих карточках, ты его сразу вывешиваешь на доску. Какую карточку ты уже можешь вывесить? (Урок – исследование.)
  • Итак, сегодня мы проводим урок-исследование. Кем вы будете на таком уроке? (Исследователями – карточка в "Словарь урока".)

Определение предмета исследования

  • У нас урок русского языка. Что можно исследовать на уроке русского языка? (Звук, букву, слог, слово, предложение, текст.)
  • Видите, как много возможностей для исследования. Верно, исследовать можно любую языковую единицу (карточка). Давайте остановимся на слове.
  • Что вам известно о слове?
? ? ? ?
значение звуки
ударение
слоги
буквы правила письма
  • Ученые-языковеды изучают слово с разных сторон, потому что слово живет в разных разделах языка. (Разделы языка – карточка в " Словарь урока"). Прочитайте, как называются эти разделы. (Учитель вывешивает эту таблицу над предыдущей.)
Разделы языка Фонетика
Лексика
Орфография
Графика

(Лексика, графика, фонетика, орфография – карточка в "Словарь урока").

  • Как вы думаете, что может скрываться под знаками вопроса? (Названия разделов языка).
  • В каком столбике таблицы какая карточка должна стоять?
Лексика Фонетика Графика Орфография
значение звуки
ударение
слоги
буквы правила письма
  • Итак, в разных разделах науки о языке слово может быть предметом изучения, предметом исследования. Но слов в языке очень много. Слова какой части речи вы записали? (Глаголы.)
  • Давайте определим, ЧТО именно мы будем исследовать у глагола? Рассмотрите записи.

  • Что вы можете сказать об этих записях? (Интересно. 1 – похоже на начало загадки: "А и В сидели на трубе, А упала, В пропала. Кто остался на трубе?" 2 – получается слово бабочка; это какая-то буквенно-рисуночная математика. 3 – Саша + Галя. 4 и 5 – что-то из химии. 6- математическая формула (сумма квадратов).
  • Как можно назвать все это одним словом? (Формулы – карточка в "Словарь урока").
  • Что может представлять собой формула С + Г в русском языке? Названия каких понятий в русском языке начинаются на эти буквы? (Слог: согласный + гласный – карточка в "Словарь урока").
  • Что же это такое: согласный + гласный? (Слог).
  • Кто теперь может назвать предмет нашего исследования? (Слоги в глаголах).
  • Как бы вы обозначили это на схеме слова? (Вертикальными линиями разделим слово на слоги).
  • А слово к какой части речи будет относиться? (Глагол).
  • Обозначьте и это на схеме так, как делаете всегда.
гл.
____|_____|_____

| |

  • Что вам хотелось бы узнать по теме "Слоги в глаголах"? С каких сторон можно рассматривать слоги в глаголах? (Молчат).

Вопросы-подсказки:

Вариант 1

  • Может быть, можно посчитать слоги? На какой вопрос мы этим ответим? (Сколько слогов может быть в словах-глаголах?)
  • И сколько же? (2, 3, 4, 5.)
  • Мнения разделились. Как провести такое исследование? (Надо взять глаголы.)
  • Приведите пример.
  • Что ты будешь делать с этим глаголом? (Разделю на слоги.)
  • Каким будет следующий шаг? (Считаю слоги.)
  • Каким будет вывод из такого исследования? (В глаголах может быть ____ слогов.)
  • Итак, у нас есть один вариант исследования: количество слогов в глаголах.

Вариант 2.

  • С какой еще стороны можно посмотреть на слоги в глаголах? (Молчат.)
  • А если обратить внимание на ударение? Что узнаем в таком исследовании? (Какой по счету слог может быть в глаголе ударным?)
  • И какой же? (1, 2, 3, 4.)
  • Опять нет единого мнения, значит, можно вести исследование. Кто расскажет порядок такого исследования? (Взять глагол, поставить ударение, разделить на слоги, определить порядковый номер ударного слога.)
  • Что нового в таком исследовании мы узнаем для себя? (Узнаем, какой по счету слог в глаголе может быть ударным; будем лучше знать правильное место ударения, т.к., может быть, придется обращаться к словарю.)

Вариант 3.

  • И наконец... Давайте обратимся к таблице формул. Вспомните, какая из этих формул нас интересовала больше всего? (С+Г.)
  • В словах русского языка встречаются только слоги такого состава: согласный + гласный? (Да, нет.)
  • Видите, опять разные мнения.
  • Открыть вопросы на доске:
  • Согласитесь, это очень интересные предложения для исследования. Прочитай, ___, их с доски.
1. Сколько слогов бывает в глаголах?

2. Какой по счету слог может быть ударным?

3. Какие формулы слогов можно встретить в глаголах?

ПОРЯДОК
КАЧЕСТВО
КОЛИЧЕСТВО
  • В одном из исследований мы узнаем о порядке, в другом – о количестве, в третьем – о качестве слога. Соедините стрелками вопрос исследования и его итог.
1. Сколько слогов бывает в глаголах?

2. Какой по счету слог может быть ударным?

3. Какие формулы слогов можно встретить в глаголах?

ПОРЯДОК 2
КАЧЕСТВО 3
КОЛИЧЕСТВО 1

Формулировка темы урока

  • Как вы думаете, какое из этих исследований будет вам более интересным? О чем вы знаете меньше всего? (О формулах слога).
  • Уточните тему нашего исследования. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Какие слоги встречаются в глаголах? Формулы слогов в глаголах).
  • Учитель вывешивает плакатик с темой урока на доску.

Планирование деятельности

  • Что нужно сделать, чтобы провести такое исследование?

План работы

  1. Выбрать группу глаголов.
  2. Разделить глаголы на слоги.
  3. Составить их формулы.
  4. Сделать вывод.
  • Как вы поступите, если встретятся слоги одной и той же формулы? (Можно их вычеркивать, можно обводить в кружок нужные, можно отмечать другим каким-то знаком.)
  • Чтобы вывод был правильным и точным, обведите неповторяющиеся формулы.
  • Организация групповой работы
  • Эту работу вы будете выполнять в группе. Давайте повторим правила работы в группе. Прочитайте их вслух.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

  1. Делу – время.
  2. Если не я, то кто же.
  3. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  4. Уважай чужое мнение, и к тебе прислушаются.
  • Как вы понимаете правило № 2? (Нужно быть инициативным, не ждать, что кто-то другой сделает работу.)
  • Познакомьтесь с плакатами для групповой работы. Вдумайтесь в их содержание.

Плакаты для групповой работы

Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог

1 группа

Вскрикивать
Ухватиться
Размышлять
Исследовать
Заблудиться
ИТОГ

       
         
Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог
2 группа

Вздрагивать
Смотреть
Искрить
Стройте
Сгребать
ИТОГ

       
         
Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог
3 группа

Тявкнуть
Охать
Властвовать
Всплеснуть
Взвизгнуть
ИТОГ

       
  • Что в плакате уже дано? (Глаголы.)
  • Прочитайте про себя глаголы в 1 графе.
  • Вторая группа, вопросы к вам. Что обозначает глагол искрить? (Давать искры при недостаточном электрическом контакте (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
  • Найдите в своем столбике глагол, не похожий на другие. (Стройте. Все остальные – в неопределенной форме.)
  • Третья группа, вам задание. Покажите действия, которые обозначают глаголы тявкнуть, охать, всплеснуть.
  • Как вы думаете, для чего в таблице 2, 3, 4 графы? (Здесь нужно будет составить формулы слогов.)
  • Какие буквы нам будут в этом помогать? (С и Г.)
  • Что обозначает буква С? Г?
  • Проба деятельности
  • Итак, первый пункт плана у нас уже выполнен: группа глаголов у нас уже есть. Давайте попробуем вместе поработать над глаголом думать.

Коллективная работа (один ученик у доски).

  • Запиши глагол думать. Рассуждай, что и как будешь делать дальше? (Делить слово на слоги вертикальными линиями.)
  • Что представляет собой 1 слог в глаголе думать? (СГ.)
  • Из каких звуков состоит 2 слог? (СГС.)
Ду-мать СГ* СГС*
  • Какой вывод можно сделать о глаголе думать? (Молчат.)
  • На какой вопрос мы ищем ответ? (Какие формулы слогов есть в глаголах?)
  • Какие формулы слогов встретились в этом глаголе? (СГ и СГС.)
  • Они повторяются? (Нет.)
  • Значит, оставляем обе формулы.
  • Вы заметили, в ваших таблицах есть итоговая строка. Для чего? (Посчитать неповторяющиеся формулы.)

Самостоятельная работа в группе.

  • Теперь вы сами продолжите работу на плакатах. Сразу обсудите, кто будет отчитываться о работе группы.

Вид плакатов после групповой работы

Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог
1 группа        
Вскри-ки-вать ССССГ* СГ* СГС*
У-хва-тить-ся Г* ССГ* СГС СГ
Раз-мыш-лять СГС СГС СГС
Ис-сле-до-вать ГС* ССГ СГ СГС
За-блу-дить-ся СГ ССГ СГС СГ
ИТОГ 3 2 1 0
Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог
2 группа        
Вздра-ги-вать ССССГ* СГ* СГС*
Смот-реть ССГС* СГС
Иск-рить ГСС* СГС
Строй-те СССГС* СГ
Сгре-бать СССГ* СГС
ИТОГ 5 1 1 0
Глаголы 1 слог 2 слог 3 слог 4 слог
3 группа        
Тявк-нуть СГСС* СГС*
О-хать Г* СГС
Власт-во-вать ССГСС* СГ* СГС
Всплес-нуть ССССГС* СГС
Взвизг-нуть СССГСС* СГС
ИТОГ 5 2 0 0

Обсуждение итогов групповой работы

  • Приготовились слушать отчеты групп. 1 группа, вывешивайте плакат на доску, слушаем ваш отчет. (Аналогично 2 и 3.)
  • Можно ли сделать вывод по теме, сложив все результаты ваших плакатов? (Нет, в плакатах есть формулы, которые повторяются.)
  • Давайте сделаем так, чтобы в ваших плакатах остались только неповторяющиеся формулы. Как это сделать? (Вычеркнуть.)
1 группа        
Вскри-ки-вать ССССГ* СГ* СГС*
У-хва-тить-ся Г* ССГ*    
Раз-мыш-лять        
Ис-сле-до-вать ГС*      
За-блу-дить-ся        
2 группа        
Вздра-ги-вать      
Смот-реть ССГС*      
Иск-рить ГСС*      
Строй-те СССГС*      
Сгре-бать СССГ*      
3 группа СГСС*  
Тявк-нуть        
О-хать        
Власт-во-вать ССГСС*    
Всплес-нуть ССССГС*  
Взвизг-нуть СССГСС*  
ИТОГ 14      
  • Какой теперь общий вывод о формулах слогов можно сделать по вашим отчетам? (В глаголах этой группы встречаются 14 разных типов слогов. ИЛИ Глаголы этой группы имеют 14 разных формул слогов.)
  • Таблица позволяет сделать только один этот вывод? Или можно сделать еще какие-то обобщения для глаголов данной группы? (Молчат.)
  • Какая формула слога встречается наиболее часто?
  1. Наиболее частым является слог формулы СГС.

Какое количество слогов встретилось в глаголах?

  1. В группе встретились глаголы из 2, 3, 4 слогов.

Какое самое большое количество звуков может содержать слог?

  1. Самое большое количество звуков в слоге равно 6.
  • Видите, как замечательно, что мы выбрали исследование качества слога. Эта работа помогла сделать и другие важные выводы.

Итог урока

  • А теперь подготовьтесь сделать обобщение по уроку. Составьте связное высказывание на тему "Как мы исследовали глагол".

На доске:

Как мы исследовали глагол

Мы решили узнать __________________.

Для этого мы _______________________.

Выводы оказались очень интересными:

  1. _____________________________
  2. _____________________________
  3. _____________________________
  • О чем вам напомнит "Словарь урока"?
  • Какого важного слова в нем нет? (Глагол.)
  • Почему это слово важно? (Исследовали именно эту часть речи.)
  • В таблице дана лишь небольшая часть глаголов. Представьте себе, что вам захотелось проверить справедливость сделанных вами выводов на других глаголах. как вы будете это делать?

Оценка деятельности

  • На столах у вас лежат оценки – рожицы с разным настроением. Поднимите их два раза:
  1. Как вы оцените свою деятельность на уроке?
  2. Каким было ваше настроение?