Урок экономики по теме "Конкуренция и рыночные структуры"

Разделы: Экономика


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Формы работы: индивидуальная, работа в группах

Цели урока:

  • Обучающие: научиться выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур на примере рынков товаров и услуг нашего села.
  • Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.
  • Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, самоконтролю, умению работать в группе.

Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, , раздаточный материал (тесты), ведомости для оценок.

Оформление кабинета: парты стоят парами, учащиеся сидят группами по 4-5 человек, на партах лежат списки учащихся, в котором помечена фамилия старшего.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Сообщение (3 мин)

- Прочитайте высказывание “Экономическая конкуренция - это не война, а соперничество в интересах друг друга” Эвин Кэннан (Приложение 1) (слайд 1).  Как вы понимаете значение этого высказывания?

- Сегодня мы повторим всё о конкуренции, а также проанализируем рынки товаров и услуг нашего села. (Приложение 1) (слайд 2)

  1. Актуализация (5 мин)
  • Какие рыночные структуры существуют в экономике? (Приложение 1) (слайд 3)
  • Какими признаками они обладают?
  • Всё, что было вами сказано можно представить в виде таблицы. (Приложение 1) (слайд 4)
  • Определите истинность и ложность высказываний.

(Приложение 2) (тест 1)

  1. Взаимопроверка (2 мин)

(Приложение 1) (слад 5)

(Оценку выставляет проверяющий в ведомость) (Приложение 4)

  1. Практическая работа (10 мин) (работа в группах)

-Рынок товаров и услуг нашего села представлен большим количеством. Сейчас вам предстоит определять в своей группе к какой структуре относится тот или иной рынок.

(Приложение 5) (жребий)

Представленные рынки:

  • рынок кирпича;
  • рынок украшений из золота;
  • рынок телевизоров;
  • рынок семян;
  • рынок компьютеров;
  • рынок молоко;
  • рынок детской одежды;
  • рынок фото услуг;
  • рынок телефонов.
  1. Проверка практической работы (12 мин) (выступления групп)

Порядок выступления:

  • название рынка;
  • рыночная структура;
  • признаки;
  • вопросы других групп. (Приложение 1) (слайд 6)

(Старший, назначенный учителем, выставляет оценки, вносит их в ведомость)

  1. Самостоятельная работа (7 мин)

- Найдите правильный ответ из правого столбика, являющийся дополнением к левому столбику. (Приложение 3) (тест 2)

  1. Самопроверка (2 мин) (Приложение 1) (слайд 7)

(Оценку выставляет в ведомость сам ученик)

  1. Подведение итогов (3 мин)

-Заполните ведомости, поставьте итоговые оценки.

  • Признаком какой экономической системы является конкуренция?
  • Кому выгодна конкуренция?
  • Кто больше всего страдает от конкуренции?
  1. Домашнее задание

-Напишите эссе на тему: “Чтобы было, если не было конкуренции?”

Используемая литература:

  1. Практикум по основам экономической теории под редакцией доктора экономических наук, профессора С.И. Иванова