Цели:
- Создать условия для ознакомления учащихся с текстом стихотворения С. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы…”. На материале данного текста способствовать формированию умений учащихся раскрывать образы, находить образные средства языка (олицетворение, сравнение). Создать условия для наблюдения за передачей настроения мастерами живописи и музыки. Способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения.
- Развивать речь учащихся через обогащение словаря, развивать эмоционально-чувствительное отношение к поэтическому слову.
- Воспитывать у учащихся любовь к природе, к поэзии.
Оборудование:
- портрет С. Есенина;
- таблицы с шифровкой;
- “Словарь настроений”;
- репродукции картин Ю.С. Подляского “Тишина” и И.И. Левитана “Золотая осень”;
- листочки красного и коричневого цвета;
- учебник “Литературное чтение”, 2 класс (авт. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.);
- аудиозапись романса “Нивы сжаты, рощи голы…” (трио “Реликт”, музыка В. Гаврилина).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой.
– Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
III. Работа по теме урока.
1. Формулирование темы и целей урока.
На доске таблицы с шифровкой.
– Какое слово зашифровано? (Есенин.)
– Знакомо ли оно?
– Почему появилось на нашем уроке?
– Сегодня мы прикоснемся к творчеству Сергея Есенина, со стихотворениями которого начали знакомиться в первом классе, и познакомимся еще с одним произведением.
2. Вхождение в тему.
– Сергей Есенин – исконно русский поэт. “Какой русский и какой чистый поэт”, – говорил о нем писатель Максим Горький. Есенин взял у русской природы характерные черты своей внешности. У бездонных озер и голубых небес – синеву глаз; мягкие кудри – у крон родных берез; золото волос – у пшеничных полей. А самое главное, он взял у Родины широкую русскую душу. Сергей Есенин воспевал в своих стихотворениях природу, не зря его называли певцов русской природы.
Как вы думаете, почему поэт изображен на портрете молодым? (Высказывания детей.)
– Поэт прожил на земле очень мало – всего тридцать лет. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
3. Первоначальное чтение учителем.
– Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.
4. Обмен впечатлениями.
– Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.
– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
– При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.
(Чтение учащимися про себя.)
6. Словарная работа.
– Какие слова требуют разъяснения?
Возможные варианты:
НИВА – засеянное поле
ДРЕМЛЕТ – находится в полусне, состоянии, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза
ЗАПРЯГАЛСЯ – соединялся с повозкой, санями упряжью
СЖАТЫ – срезаны под корень
7. Анализ лирического стихотворения.
– Какие строчки запомнились? Прочитайте без книги.
– Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.
– Какие настроения автора вы почувствовали?
(Карточки со словами прикреплены на доске. Работа со “Словарем настроений”. Высказывания учащихся.)
8. Физминутка.
Руки как ветки,
А мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Как ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Мы тоже покажем –
Крылья сложить мы должны.
9. Продолжение работы.
– О чем стихотворение Сергея Есенина?
– Какие образы создает поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени? (Образы солнца, дороги, месяца.)
– Перечитаем первую строфу.
– Какой образ раскрыл поэт? (Образ солнца.)
– Перечитаем вторую строфу.
– Какой образ создал Есенин? (Образ дороги.)
– Перечитаем третью строфу.
– Какой образ создал поэт? (Образ месяца.)
– Пометим эти слова в тексте.
– Какой образ кажется вам самым интересным и почему?
– К каким приемам прибегает автор, создавая эти образы? (Олицетворение, сравнение.)
– Найдите в тексте олицетворения; сравнения.
– Лирическому герою жалко, что прошло лето?
– Можно сказать, что лирический герой мечтает о том, чтобы лето вернулось?
– А может, он мечтает о том, чтобы наступила зима?
– Кто же мечтает о зиме: дорога или лирический герой?
– Обратите внимание на слова “примечталось”, “совсем – совсем немного ждать осталось” – они раскрывают образ дороги или мир ожиданий самого героя?
– Как понять такое восклицание “Ах, и сам я”?
– Почему месяц “запрягался в сани”, ведь Есенин говорит об осени?
10. Работа с репродукцией картины.
– Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихотворениях и его орудие – слово, а великие русские художники выражали свое восхищение в полотнах, с помощью красок и кисти.
Слушая стихотворения, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Тоже самое мы видим на полотнах художников.
(На доске репродукции картин Ю. С. Подляского “Тишина” и И. И. Левитана “Золотая осень”.)
– Какая из картин, на ваш взгляд, близка по настроению стихотворению Сергея Есенина? Почему?
(После обмена мнениями убираем репродукцию картины И. И. Левитана “Золотая осень”, оставляем репродукцию картины Ю. С. Подляского “Тишина”.)
– Каково общее впечатление от пейзажа?
(Высказывания учащихся. Возвращаемся к “Словарю настроений” и работаем с ним.)
– Художник так же, как и Есенин, изобразил позднюю осень – время увядания природы. Эта картина вызывает чувства печали, тоски и одиночества.
11. Прослушивание музыкальной записи.
– Давайте вновь вернемся к стихотворению Сергея Есенина. Попытайтесь напеть мелодию, подходящую, на ваш взгляд, по звучанию к этому стихотворению.
– Многие стихотворения Сергея Есенина композиторы переложили на музыку. Сейчас вы послушаете романс в исполнении вокального трио “Реликт”. Автор музыки В. Гаврилин.
(Прослушивание музыкальной записи.)
– Выразите возникшие у вас чувства.
– А каково настроение у композитора?
(Повторная работа со “Словарем настроений”.)
– Удалось ли композитору музыкой усилить настроение Есенина?
IV. Комментирование домашнего задания.
– Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?
– Предлагаю на выбор:
- подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение автора и ваше личное отношение;
- выучить наизусть;
- нарисовать иллюстрацию;
- сочинить музыку к стихотворению
V. Рефлексия.
– Если вы считаете, что вам удалось прочувствовать настроение поэта, прожить его ощущения, проникнуться в образы, созданные автором, то выложите на парте красный листок.
– Если вы недостаточно прочувствовали переживания поэта, не смогли представить образы, не слишком удовлетворены своей работой, то выложите листок коричневого цвета.
– В заключение урока мне хочется поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете томик любимых стихотворений С. Есенина.
Литература
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса. Часть 1. – 3-е изд., исправл. – Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”. – 2004.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Методические комментарии к учебнику. – Самара: Корпорация “Федоров”. – 2003.
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть II: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”. – 2000.