Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы можно широко применять различные формы организации коллективной познавательной деятельности. Одной из таких форм – является групповая форма организации уроков-практикумов. При правильном педагогическом руководстве на таких уроках реализуются как учебные, так и воспитательные цели образовательного процесса, обеспечивающие:
- высокий уровень усвоения учебного материала;
- активность учебного процесса;
- развитие обучающихся через совместную коллективную деятельность.
На уроках-практикумах учащиеся рассаживаются за столом по 4–6 человек друг против друга, “глаза в глаза”. Исходя из целей, задач урока и уровня класса, группы могут формироваться, как одноуровневые, так и разноуровневые. Консультанта в каждой группе может назначать учитель или сама группа. Карточки – задания для групп могут быть разных вариантов с разным уровнем требований к математической подготовке. В группах идет обсуждение и поиск путей решения, работа с информационными источниками (учебники, справочники, конспекты уроков).
Проверка выполнения работы может выполняться по разному:
- представители от групп работают за закрытой доской;
- каждой группе дается образец решении для самопроверки.
Самоконтроль и взаимоконтроль с последующей самооценкой своих знаний и умений играет важную роль в развитии ребенка, формировании положительной “Я-концепции”.
Учитель имеет возможность формировать характер общения в процессе взаимодействия “учитель и учащийся”, “учащийся и учащийся”, развивать коммуникативность и толерантность, умение и желание сотрудничать с другими людьми.
Цель:
- Обобщить, систематизировать и сформировать прочные знания и умения учащихся по данной теме используя задания разного уровня сложности.
Формировать:
- навыки коллективной деятельности;
- умение выполнять взаимопроверку, самопроверку;
- объективную самооценку своих знаний.
Проверить:
- степень усвоения темы;
- умение применять знания по данной теме для решения как стандартных, так и нестандартных задач.
Развивать:
- умение объяснять, аргументировать свое решение, убедительно и обосновано доказывать свою точку зрения;
- умение строить аналогии, обобщать и систематизировать;
- умение рефлексировать;
- интерес к предмету.
Воспитывать:
- Ответственность и трудолюбие;
- Коммуникативность и толерантность;
- Уважительное отношение друг к другу.
План урока
- Организационный момент (5 мин.).
- Повторение теоретического материала (10 мин.).
- Работа в группах (45–70 мин.).
- Тестирование (15 мин.).
- Домашнее задание (2 мин.).
- Итог урока (3 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент:
- сообщение темы, цели и плана урока;
- правила работы в группах;
- критерии самооценки.
II. Повторение теоретического материла:
- Решая, тригонометрическое уравнение или неравенство, к чему мы стремимся в конечном итоге?
- Какие частные случаи мы выделяем среди простейших тригонометрических уравнений?
- Какие виды тригонометрических уравнений мы рассмотрели и каковы способы их решения?
III. Работа в группах:
Уровень 1:
А) № 1 проверяется устно;
Б) № 2 и № 3 проверяются по образцу каждой группой индивидуально, по мере выполнения заданий.
Уровень 2:
А) выполняется № 1–4;
Б) решаются № 1–4 за закрытой доской;
В) проверка заданий.
Выставление итоговой самооценки. (Приложение 1)
Тестирование (Приложение 2)
Домашнее задание (Приложение 2)
Итог урока
Литература:
- Ю.А. Конаржевский “Анализ урока”, М., изд. “Педагогический поиск”, 2000 г.
- Дидактические материалы по алгебре и началам анализа под редакцией Л.О. Денищевой.
- Дидиктические материалы по алгебре и началам анализа под редакцией М.И. Шабунина.
- И.Т. Бородуля “Тригонометрические уравнения и неравенства”.
- П.И. Алтынов. Тесты “Алгебра и начала анализа”, 10–11.