Урок-практикум "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"

Разделы: Математика


Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы можно широко применять различные формы организации коллективной познавательной деятельности. Одной из таких форм – является групповая форма организации уроков-практикумов. При правильном педагогическом руководстве на таких уроках реализуются как учебные, так и воспитательные цели образовательного процесса, обеспечивающие:

  • высокий уровень усвоения учебного материала;
  • активность учебного процесса;
  • развитие обучающихся через совместную коллективную деятельность.

На уроках-практикумах учащиеся рассаживаются за столом по 4–6 человек друг против друга, “глаза в глаза”. Исходя из целей, задач урока и уровня класса, группы могут формироваться, как одноуровневые, так и разноуровневые. Консультанта в каждой группе может назначать учитель или сама группа. Карточки – задания для групп могут быть разных вариантов с разным уровнем требований к математической подготовке. В группах идет обсуждение и поиск путей решения, работа с информационными источниками (учебники, справочники, конспекты уроков).

Проверка выполнения работы может выполняться по разному:

  • представители от групп работают за закрытой доской;
  • каждой группе дается образец решении для самопроверки.

Самоконтроль и взаимоконтроль с последующей самооценкой своих знаний и умений играет важную роль в развитии ребенка, формировании положительной “Я-концепции”.

Учитель имеет возможность формировать характер общения в процессе взаимодействия “учитель и учащийся”, “учащийся и учащийся”, развивать коммуникативность и толерантность, умение и желание сотрудничать с другими людьми.

Цель:

  1. Обобщить, систематизировать и сформировать прочные знания и умения учащихся по данной теме используя задания разного уровня сложности.

Формировать:

  • навыки коллективной деятельности;
  • умение выполнять взаимопроверку, самопроверку;
  • объективную самооценку своих знаний.

Проверить:

  • степень усвоения темы;
  • умение применять знания по данной теме для решения как стандартных, так и нестандартных задач.

Развивать:

  • умение объяснять, аргументировать свое решение, убедительно и обосновано доказывать свою точку зрения;
  • умение строить аналогии, обобщать и систематизировать;
  • умение рефлексировать;
  • интерес к предмету.

Воспитывать:

  • Ответственность и трудолюбие;
  • Коммуникативность и толерантность;
  • Уважительное отношение друг к другу.

План урока

  1. Организационный момент (5 мин.).
  2. Повторение теоретического материала (10 мин.).
  3. Работа в группах (45–70 мин.).
  4. Тестирование (15 мин.).
  5. Домашнее задание (2 мин.).
  6. Итог урока (3 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент:

  • сообщение темы, цели и плана урока;
  • правила работы в группах;
  • критерии самооценки.

II. Повторение теоретического материла:

  1. Решая, тригонометрическое уравнение или неравенство, к чему мы стремимся в конечном итоге?
  2. Какие частные случаи мы выделяем среди простейших тригонометрических уравнений?
  3. Какие виды тригонометрических уравнений мы рассмотрели и каковы способы их решения?

III. Работа в группах:

Уровень 1:

А) № 1 проверяется устно;

Б) № 2 и № 3 проверяются по образцу каждой группой индивидуально, по мере выполнения заданий.

Уровень 2:

А) выполняется № 1–4;

Б) решаются № 1–4 за закрытой доской;

В) проверка заданий.

Выставление итоговой самооценки. (Приложение 1)

Тестирование (Приложение 2)

Домашнее задание (Приложение 2)

Итог урока

Литература:

  1. Ю.А. Конаржевский “Анализ урока”, М., изд. “Педагогический поиск”, 2000 г.
  2. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа под редакцией Л.О. Денищевой.
  3. Дидиктические материалы по алгебре и началам анализа под редакцией М.И. Шабунина.
  4. И.Т. Бородуля “Тригонометрические уравнения и неравенства”.
  5. П.И. Алтынов. Тесты “Алгебра и начала анализа”, 10–11.