Цели урока: - познакомить детей с писателем и драматургом Е. Шварцем, с его сказкой;
-развивать навыки работы с текстом, таблицами, умение анализировать свою работу, делать выводы, используя свои знания;
-воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, бережное отношение ко времени;
-научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
-сформировать уверенность в том, что он способен справиться с этими проблемами;
-формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.
Ход урока.
Актуализация знаний
1. Кроссворд
1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки?
2. Во что превратилась карета золушки, когда часы пробили 12?
3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы?
4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю?
5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки?
2. - О каких сказках идёт речь в кроссворд?
- Кто автор этих замечательных сказок?
- Прочитайте фамилию писателя, драматурга и подумайте, что может объединять его с этими произведениями?
3. Поможет ответить на этот вопрос сообщение об авторе Е. Шварце приготовленное обучающимся (по ходу рассказа на доске появляется портрет автора, журналы «Чиж» и «Ёж», иллюстрации сказок)
- Что же объединяет Е. Шварца со сказками «Золушка», «Снежная Королева»? (Пересказал их по – новому и написал сценарии для фильмов)
Постановка цели урока.
- Сегодня мы прочитаем одну из сказок Е. Шварца и попытаемся ответить на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально? (вопрос записывается на доске)
- Прочитайте название произведения.
- Как отличить сказку от других жанров литературы? (волшебные предметы, зачин, концовка, троекратный повтор, использование числа три)
- Как вы думаете, что подразумевал писатель пол «потерянным временем»?
Работа над новым материалом.
Чтение сказки по цепочке по 2 предложения в режиме сидя-стоя.
(При необходимости провести зарядку для глаз)
2. Анализ произведения.
- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)
- Какую проблему поставил автор?
- Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята,
которые не ценят время, а теряют его даром)
- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов?
- Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов)
- Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники)
- Почему им удалось превратить детей в стариков? Найдите ответ в тексте. ( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. С. 109)
- Имеет ли главный герой цель, и какую? (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)
- Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)
- Давайте ответим на главный вопрос урока.
Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки. (с. 115)
Закрепление изученного материала
- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)
-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время.
1. Индивидуальная работа с карточками №1
Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.
- почерк стал хуже - буквы бывают неровными, кривыми - трудно учить уроки - много ошибок и исправлений - долго собираюсь делать уроки - быстро отвлекаюсь - трудно выучить стихотворение - трудно решить задачу - трудно запомнить условие задачи - быстро устаю - мне бывает трудно усидеть на одном месте |
- Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка - МОЛОДЦЫ!
Если больше 3, нужно попросить родителей помочь тебе изменить режим дня!
Физминутка
2 . Давайте попытаемся выяснить, в чём причина ваших проблем и трудностей.
Индивидуальная работа с карточками №2
Выбери нужный ответ и поставь напротив него +
- Сколько времени ты спишь? | |
10,5-11 часов 9-10 часов меньше 9 часов |
|
- Сколько времени ты делаешь уроки? | |
1-1,5 часа 1,5-2 часа больше 2 часов |
|
- Сколько времени ты играешь или занимаешься любимым делом? | |
1-1,5 часа 1,5-2часа больше 2 часов |
|
- Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях? | |
1-1,5часа 2-2,5часа больше 2,5 часов |
|
- Сколько времени ты гуляешь? | |
3-3,5 часа 1-2 часа меньше 1 часа |
|
- Сколько времени ты смотришь телевизор? | |
20-40 минут 40минут-1 час больше 1 часа |
|
- Сколько времени ты играешь на компьютере? | |
15-20 минут 20-40 минут больше 40 минут |
|
- Сколько времени ты помогаешь взрослым? | |
30 минут-1 час 1-2 часа больше 2 часов |
- Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ, что вы делаете не совсем правильно.
- Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.
3 . Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?
Работа в группах.
1 группа
Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.
- целеустремлённость |
- рассеянность |
2 группа
Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
- быть настойчивым
- быть решительным
- не расстраиваться при неудаче, ошибке
- не торопиться
- не ждать быстрого результата
- верить в успех
- верить в то, что всему можно научиться
- поддерживать друзей в трудную минуту
- не унывать
- не сдаваться
- не посовать перед неудачей или трудностями
- не стесняться попросить помощи
- не бросать начатое дело
3 группа
Выберите подходящие к уроку пословицы.
- Всякому дню подобает забота своя.
- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без дела жить - только небо коптить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- После дела гулять хорошо.
- Работе время, досугу час.
Зачем нужно соблюдать режим дня? Запиши ответ.
4 группа работает у доски
Используя карточки составить режим дня.
Подъём | 7.00 |
Гимнастика, водные процедуры | 7.00-7.30 |
Завтрак | 7.30-8.00 |
Дорога в школу | 8.00-8.30 |
Занятия в школе | 8.30-12.30 |
Дорога домой | 12.30-13.00 |
Обед | 13.00-14.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 14.00-15.00 |
Подготовка домашнего задания | 15.00-16.00 |
Полдник | 16.00-16.30 |
Занятия в кружках, помощь по дому, прогулка | 16.30-19.00 |
Ужин | 19.00-19.30 |
Свободное время | 19.30-20.30 |
Подготовка ко сну | 20.30-21.00 |
Сон | 21.00-7.00 |
Итог урока и домашнее задание.
Обсуждение работ в гриппах заканчивается ответом на вопрос: Зачем нужно соблюдать режим дня?
К следующему уроку приготовить на оценку
«3» прочитать выразительно сказку
«4» приготовить чтение по ролям
«5»составить план или подготовить выступление о В. Драгунском.