Цель:
- формирование и развитие учащихся умения формулировать вывод по результатам анализа, развертывать алгоритм в пошаговую программу, развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие математически грамотной речи;
- формирование у учащихся умений и навыков умножения и деления десятичной дроби на разрядную единицу;
- воспитание познавательной активности, культуры общения и труда.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Педагогические технологии: укрупнение дидактических единиц (УДЕ), элементы технологии проблемного обучения.
Оборудование: оценочный лист, листочки с копиркой, карточки, мультимедийный проектор, презентация.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и фронтальная.
Приемы и методы обучения: частично-поисковая работа, беседа, наглядные пособия, опорная схема.
Структура урока:
- Мотивация урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Восприятие и осмысление нового материала.
- Закрепление. Применение знаний в стандартной ситуации.
- Первичная проверка усвоения нового материала.
- Применение знаний в новой ситуации.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Мотивация урока.
Пусть девизом нашего урока станут слова Алексея Марушкевича: “Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”. <Слайд 1>. Приложение 2
Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке мы вместе с вами откроем для себя правило умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. Но прежде чем приступить к математическим исследованиям, проверим свои знания. У каждого есть оценочный лист № 1 <Приложение 1>, в который вы по ходу урока будете фиксировать свои достижения. Возьмите листочки и положите копирку, подпишите имя, фамилию. <Слайд 2>. Считаем устно, на листочек записываем только номер задания и ответ. Время работы ограничено. Сдайте листочек, на котором писали ручкой. Обменяйтесь листочками – копиями в парах. Проверяем и ставим оценку в оценочный лист. За правильный ответ “+”, за неправильный ответ или нерешенный пример “– ”. <Слайд 3>.
Вопрос учителя:
Какими правилами вы пользовались в вычислениях? (Учащиеся формулируют правила умножения и деления десятичных дробей на натуральное число.)
Восприятие и осмысление нового материала.
Запишем в тетрадях тему урока <Слайд 4> и вместе выстроим алгоритм действий при умножении и делении десятичных дробей на 10, 100, 1000.
Умножьте по правилу умножения десятичной дроби на натуральное число
6,387• 10 = 63, 870 = 63, 87
6, 387 •100 = 638, 700 = 638, 7
6, 387 •1000 = 6387, 000 = 6387
Постановка проблемного вопроса и выдвижение гипотезы:
Как изменилось положение запятой в ответе по отношению к первому числу? На сколько цифр вправо переместилась запятая в результате? Сколько нулей в разрядной единице? Сделайте вывод. (Учащиеся самостоятельно формулируют правило умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.)
Учитель подводит итог: Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую вправо на столько цифр, сколько нулей стоит в разрядной единице. <Слайд 5 >.
Если при умножении в десятичной дроби после запятой не хватает цифр, добавляем нули.
Лишние нули впереди числа наоборот убираем. <Слайд 6>.
Разделим 96, 1 на 10.
96, 1 : 10
В частном должно получиться такое число, при умножении которого на 10 получится 96, 1.
? • 10 = 96, 1
Постановка проблемного вопроса и выдвижение гипотезы:
Какое это число? (9, 61)
При умножении на 10 запятую переносим вправо на одну цифру. А как изменилось положение запятой в частном?
Вывод: При делении на 10 запятую нужно переносить на одну цифру влево.
Разделите 856, 3 на 100.
Сколько нулей в разрядной единице? На сколько цифр влево перенесете запятую?
Сформулируйте самостоятельно правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
Учитель подводит итог: Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., нужно перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит в разрядной единице. <Слайд 7> .
При этом иногда приходится дописать перед целой частью несколько нулей. <Слайд 8>.
Давайте попробуем объединить эти два правила в одну программу действий. Что у нас должно получиться? (Алгоритм.) Как вы думаете, на что необходимо обратить внимание прежде всего? <Слайд 9>.
Закрепление. Применение знаний в стандартной ситуации.
Используя алгоритм, вычислите, объясняя каждый шаг:
6, 24 • 10
5, 387 • 100
317, 6 : 100
12, 5 : 10
0,7 • 10
3,4 : 10
7, 8 • 1000
0, 01 • 100
14, 7 : 1000
0,9 : 100
Устные упражнения
Найди ошибку. <Слайд 10>.
На какое число можно умножить дробь, чтобы результат оказался натуральным числом? 7,1; 0, 5; 3, 52? <Слайд 11>.
Проверка усвоения нового материала.
- Самостоятельная работа.
- Проверка работы <Слайд 12> Приложение 2
Применение знаний в новой ситуации.
Как же наше пусть еще маленькое математическое открытие поможет нам в жизни? Где применить полученные знания? Умение умножать и делить на 10, 100, 1000 и т.д. поможет вам на уроках географии, истории, биологии.
Задание. Запишите цифрами число.
- Знаменитая Александрийская библиотека насчитывала до 675, 4 тысяч папирусных свитков. <Слайд 13>.
- Численность населения нашего города составляет 15, 7 тысяч человек. <Слайд 14>.
- На одном гектаре земли может быть до 1, 5 миллионов дождевых червей. <Слайд 15>.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Задание учащимся:
- Продолжите фразы: “Сегодня на уроке я узнал…”, “Сегодня на уроке я научился…”.
- Заполните лист самооценки 2 <Приложение 1>.
Домашнее задание. Стр. 204,209, №1311, 1375 (и-м). <Слайд 16>.
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет
тебе удача.Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже
трудная задача.
Спасибо за работу. <Приложение 2>