Цель:
- рассказать детям о пионерах-героях, познакомить с судьбами некоторых из них;
- обратить внимание детей на нелегкие испытания, выпавшие на долю их родных в годы войны;
- воспитывать уважение к героическому прошлому нашей Родины.
Оформление:
- стенды с изображением и описанием боевых наград;
- выставка книг о пионерах-героях, портреты пионеров-героев;
- запись на доске .
“Никогда и никому не победить страну, где каждое новое поколение сохраняет и приумножает боевые традиции предшествующих поколений”.
Ход урока
1. Ученица читает стихотворение В. Суслова “Сыны полков”.
Горнили “К бою!” трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевыеНа левый фланг,
На левый фланг
В солдатский строй.Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать.
Но все равно в боях они умели
Не отставать,
Не отступать
И побеждать.Тянули связь военные мальчишки,
Катили в бой на танковой броне,
Валились с ног в минуты передышкиИ в час ночной
Неслись домой
В коротком сне.Жила в сердцах их глупая отвага.
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –Сыны полков,
Сыны полков
Своей страны.Где вы сейчас мальчишки боевые?
Вы по весне прислушайтесь порой:
Зовут героев трубы полковыеНа правый фланг,
На правый фланг
В солдатский строй!
2. Учитель произносит вступительное слово.
Сегодня мы поговорим о ваших сверстниках, для которых война была не игрой, а жестокой и суровой былью.
Дети военных, огненных лет! Вы познали горечь потерь и утрат. Родина делала все, чтобы оградить вас от беды, уберечь, спасти. Вас везли по ледовой трассе из осажденного Ленинграда. Вас выносили на руках из-под развалин. С вами делились последним бойцы, уходившие в бой. Даже во вражеском тылу вам давали учебники: учитесь, не век же быть войне.
Вы делили со страной и радость побед, и горечь поражений.
Вы познали тяжелую науку ненависти, она звала вас в бой! Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков.
Мы познакомимся с судьбами детей, проявивших мужество и стойкость, верность Родине и народу.
Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу. Пионеры трудились на полях и заводах, собирали металл и лекарственные травы. Шли по дорогам сражений пионерские танковые колонны и бились в грозном военном небе пионерские эскадрильи.
3. Ученик делает сообщение о Книге Почета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.
Книга Почета была учреждена 10 апреля 1954 года решением ЦК ВЛКСМ.
В нее занесено 108 имен пионеров, бесстрашно боровшихся с врагами Родины и совершивших героические поступки в борьбе с фашистами, проявивших лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, принципиальность, бдительность и находчивость (перечисляются имена отдельных пионеров).
4. Вокальная группа исполняет песню о пионерах-героях.
Песня о пионерах-героях.
Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!Припев:
Шли они сквозь бурю,
Шли они сквозь ветер,
И ветер песню, песню их сберег:
“у нас один, один лишь путь –
к победе!
И нету других дорог!”Шагают они на параде,
Равняя невидимый ряд,
Правофланговыми в каждом отряде
Ребята-герои стоят!Мы в жизни, мой друг и ровесник,
Дорогой героев пойдем.
Подвиги их мы запомним, как песню,
И сами ее допоем!
5. Учащиеся рассказывают о подвигах Вали Котика, Лени Голикова, Марата Казея.
6. Учитель знакомит детей с книгой “Подвигу жить” (Москва: молодая гвардия, 1975 год) о пионерах-героях, читает из нее рассказ о Наде Бондаренко – “Сожженная на костре”.
(Можно включить любое другое произведение по желанию учителя)
7. Беседа о прочитанном.
8. Великая Отечественная война подняла на борьбу с фашистами не только все взрослое население страны. Из многих семей подростки уходили на фронт, помогали партизанам, вступали в отряды народных мстителей. Дети тех лет рано и быстро взрослели. Вы провожали на фронт отцов и старших братьев. Вы делили со страной и радость побед, и горечь поражений… (ученики рассказывают о своих бабушках и дедушках, которые встретили войну, будучи детьми).
Рассказ Николаевой Таи
Великая Отечественная война подняла на борьбу с фашистами не только все взрослое население страны. Из многих семей подростки уходили на фронт, помогали партизанам, вступали в отряды народных мстителей. Дети тех лет рано и быстро взрослели. Вы провожали на фронт отцов и старших братьев. Вы делили со страной и радость побед, и горечь поражений…
Ярко светило летнее солнце. В маленьком, уютном хуторе Вертячем с утра все были заняты своими делами, никто не ждал беды и горя, как вдруг раздались выстрелы и взрывы: началась война.
В этом хуторе жила со своими родителями и бабушкой маленькая девочка Тая. Отца проводили на фронт и остались втроем. Жить приходилось в холодном погребе, потому что в доме к тому времени поселились немецкие офицеры.
Еды не хватало, жили впроголодь. Приходилось есть гнилую картошку с лебедой и крапивой. Многие умирали от голода. А фашисты придумали себе развлечение: в пустом доме на подоконник открытого окна клали булку хлеба, дразня оголодавших детей. Ребятишек, которые бросались к окну, на полпути настигала пуля.
Когда Тае исполнилось шесть лет, умерла бабушка, а вскоре и мама. Тая осталась одна. Своими детскими, исхудавшими ручками, она самостоятельно вырыла в замерзшей земле могилу и похоронила мать.
После окончания войны Таю увезли в Сталинград, в детский дом. В Сталинграде она пошла в школу, а затем поступила в педагогический техникум. По окончании его, девушку отправили работать в Читинскую область на станцию Хадабулак, где она вышла замуж и воспитала четверых детей. Сейчас у нее семь внуков, в том числе и я – маленькая Тая. Все мы очень любим свою бабушку – Арькову Таисию Андреевну.
Рассказ Уткиной Алевтины
Все дальше по времени уходит от нас война 1942–1945 гг. И все меньше остается участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое забывать нельзя, потому что мирное настоящее было завоевано ценой миллионов жизней, отданных в борьбе с захватчиками. Мы знаем войну по книгам и рассказам дедушек и бабушек.
О тех суровых годах в нашей семье разговаривают часто. Когда началась война, моему дедушке, Владимиру Александровичу, было девять лет, а бабушке, Галине Павловне, в то время исполнилось восемь. Дедушка помнит тот ужасный день, когда началась Великая Отечественная. Он рассказывает: “Ночью все спали, а я проснулся и услышал шум, голоса. Я спросил у матери, и она сообщила, что началась война. А утром в деревне остались одни женщины и дети”.
А бабушка со слезами вспоминает тот день, когда в машинах увозили мужчин, а матери, жены, сестры плакали, кричали и бежали за машинами.
В войну дети учились в школе, а после уроков ученики с учителями шли на работу в поле. Владимир Александрович в свои десять лет работал на тракторе, так как все мужчины были на фронте. Не было книг, тетрадей. Писали на газетах сажей или марганцовкой. На класс выдавали только один учебник, а в классе сидело по сорок учеников.
Питались плохо. В школе давали по 25 г. хлеба, печеную картофелину, кисель из свеклы и маленький кристаллик сахара (сахарин). Дома питались вареной крапивой, лебедой и жмыхом. Бабушка рассказывает, как ее мать варила муку с водой, куда бросала крапиву и дети ели такую кашу. В их семье было семеро братьев и сестер, и многие умерли от голода в раннем детстве. Зимой на всю семью были одни валенки.
Но были в то страшное военное лихолетье и минуты радости. Галина Павловна помнит, как она танцевала на новогодней елке в сорок втором. А во время школьных перемен, играя с подружками, они забывали о войне. Как и все нынешние дети, зимой катались на самодельных санках и лыжах, летом играли в салочки и прятки.
Утром 9 Мая 1945 года мать Галины Павловны включила радио и узнала, что война закончилась. Весь день люди радовались: взрослые танцевали на площади, дети играли. А вечером был устроен огромный фейерверк.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Этот рассказ – еще одна “памятка о том, что в мире было”.
9. Вывод.
Сегодня мы с вами испытали чувство прикосновения к Подвигу, свершенному вашими сверстниками – мальчишками и девчонками сороковых годов. Надеюсь, что вы уйдете с сегодняшнего Урока Мужества светлыми, мужественными, смелыми и добрыми, какими встают перед нами со страниц истории Мальчиши Великой Отечественной, дети народа-воина, народа-победителя.