Цель урока:
- Систематизировать знания о побеге, составных частях побега, особенностях его строения в связи с выполняемой функцией, взаимосвязях корня и побега, их роли в осуществлении функций питания.
- Подвести учащихся к выводу о зависимости жизнедеятельности растений от факторов окружающей среды, о необходимости создания оптимальных условий при выращивании растений, научить ухаживать за комнатными растениями.
Оборудование:
- Музыкальный центр
- Ваза на столе - 2-3 подставки
- Побеги: клубни картофеля, лука
- Таблица "спроектированная на интерактивной доске"
- Лист бумаги, фломастер
- Видеофильм "Удивительные растения"
Класс делится на 5 групп по 5-6 человек. Эксперты - из числа учеников этого класса. Т.к. цель этого урока- воспитательная - заключается в том, чтобы активизировать всех детей, класс делится по группам независимо исходя из того, что возьмут себе в качестве "сувенира" или можно сказать "входного билета"; или могут быть:
- побеги одного дерева
- клубни картофеля 5 шт.
- луковицы 5 шт.
- листья 5 шт.
- 1 корень, 1 лист, 1 стебель, 1 цвет, 1 плод
Ход урока
Все ребята занимают места: в зависимости от входного билета. Сообщается тема и цель урока: (эксперты так же занимают свои места)
Задания:
1) На фоне музыки:
- Составить композиции или коллекции
- Название команды
- Девиз
2) На каждый стол ставиться комнатное растение, определить:
1. Вид стебля
2. Листорасположение
3. Жилкование
4. Способ крепления листа.
5. Особенности строения листа, его форма.
3) На стол даются таблицы:
- 1 группа: Доказать, что клубень луковицы корневище - видоизмененные побеги;
- 2 группа: Доказать, что корень ,стебель и лист взаимосвязаны между собой ,что растение это целостный организм;
- 3 группа : Доказать, что рост и развитее органов растения: корня, стебля, листа зависит от условий окружающей среды;
- 4 группа: Какое внутреннее строение имеют корень, стебель, лист ?
- 5 группа: Прав ли К.Н. Тимирязев, утверждая ,что люди- самые ленивые существа на земле? Почему? Ответ обоснуйте.
4) Отгадайте загадки :
1.
Удалось трем братцам
До воды добраться.
Один - копает,
Другой черпает,
А третий вверх плескает.
(3 гр. корня)
2.
Один в земле копается,
Другой в свету купается!
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.
(лист и корень)
3.
Егор Егорка
Упал в озерко
Сам не потонул
И воды не всколыхнул.
(лист)
4.
Закутан ребенок
В 7 тонких пеленок
И спит без постели
В мороз и метели.
(семя)
5.
В ширь растет Ивашка:
Что ни год - рубашка;
Старую не сменит
Новую наденет
Сколько лет Ивашке?
Посчитай рубашки!
(годичные кольца)
5) Представьте - вы агроном:
1. Появились проростки, они цвета, должны быть через несколько часов зелеными, но они все остаются желтыми, почему?
2. В 2 горшочка были посажены растения с одинаковой почвой. Уход за растениями был одинаковый, но стенки одного из горшочков были покрашены масляной краской, и там растение росло хуже. Почему?
3. Урожайность огурцов в теплице очень низкая. Как бы вы ее повысили? И почему бы вы так поступили?
4. При выращивании помидор удаляют пасынки (боковые побеги), Чего этим можно достигнуть?
5. Где у растений больше развита коневая система, выросшего на влажной почве или сухой?
6. Задание (на фоне музыки): Составить легенду , стихотворение, сказку о том органе растения, который лежит на вашем столе.
7. - Определить побеги растений (двух)
- Зарисовать силуэты:
а) тополя;
б) березы;
в) cирени;
г) карагача;
д) клена
8) Выбери правильные ответы:
1) Где находится хлорофилл в клетке?
- ядро
- пластиды
- цитоплазма
- оболочка
2) Какой газ выделяется при фотосинтезе?
- азот
- кислород
- углекислый газ
3) Как называется процесс образования органических веществ в хлорофиллах из CO2, H2O и солнечной энергии?
- дыхание
- испарение
- фотосинтез
9) Материал Верзилина:
- Если у растения жилкование сетчатое, то какая у него корневая система?
- Жилкование дуговое, какая корневая система ?
- Мочковатая корневая система - какое жилкование листьев?
- Стержневая корневая система - какое жилкование листьев?
10) Дети дома составляют фантастический проект по охране окружающей среды. Прослушать.
11) Подведение итогов экспертами:
- отдельные оценки учащихся
- оценка работы всего класса в целом
- вручение медали