Организация работы школьного методического объединения учителей начальных классов МОУ СОШ № 14 г. Невинномысска

Разделы: Начальная школа


Современная школа на разных этапах своего развития претерпевала различные преобразования. Но всегда тех, кто связан с системой образования, волновал вопрос качества образования и «воспитания личности, полезной обществу и имеющей навыки социально-полезного поведения». [В.В. Путин]

Ни для кого не секрет, что «качество образования напрямую зависит и от качества квалификации учителей». [А.Е. Врагова] Сегодня мы видим, что качеству образования способствует и слаженная методическая работа, внутришкольный контроль, взаимодействие с другими службами школы. Каждая из данных составляющих имеет свое важное значение, так как является ступенью к достижению поставленной цели – воспитанию тех, кто в скором будущем будет отвечать за нашу страну, нашу жизнь, нашу старость, будущее наших внуков, целого мира.

Методическая работа объединения учителей начальных классов строится в соответствии с общей темой педагогического процесса школы: «Формирование конкурентоспособного школьника в условиях общеобразовательной школы».

Работа в МО, руководителем которого я являюсь, соответствует структурно-функциональной модели <Приложение 1>: «законодательным органом» в работе является педагогической совет школы, на котором рассматриваются основные задачи и направления деятельности школы, принимаются общие решения.

Положения по реализации принятых на педагогическом совете решений разрабатываются на методическом совете школы, в состав которого входят: заместители директора по УВР, руководители МО всех циклов.

МО учителей начальных классов сотрудничает с медицинской службой школы, психологической службой, ученическим советом и родительским комитетом школы, являясь посредником во взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Планирование работы МО производится на основании аналитических записок учителей, в которых в свободной форме излагается, что не получается в работе, о чем хотелось бы узнать или изучить более подробно, что необходимо обсудить всем вместе, как более продуктивно строить совместную деятельность для повышения качества учебно-воспитательного процесса <Приложение 2>, <Приложение 3>.

Анализ проделанной работы учителя начальной школы делают вместе на основании информации о деятельности каждого члена МО, подводятся итоги, вносятся предложения на педсовет школы о поощрении учителей и учеников.

Для наибольшего удобства и соблюдения «принципа целостности содержания образования», а также с целью учета психологических особенностей детей разных «ступеней» обучения, учителя сотрудничают в параллелях, которые мы приняли решение называть «творческими группами». Наше МО состоит из 4 таких творческих групп: 1-х классов, 2-х классов, 3-х классов и 4-х классов. В данных творческих группах принимаются решения, как наиболее продуктивно и в соответствии с возрастом учеников реализовать намеченный план работы на год. Каждая творческая группа при возникновении необходимости рассматривает вопросы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, автономно.

Совместные заседания МО проходят ежемесячно. Хотелось бы отметить, что каждую четверть проводится смотр тетрадей и дневников учащихся в параллелях с целью отслеживания соблюдения норм оформительского, орфографического режимов, умения выполнять самостоятельные и творческие работы. По итогам проведенных смотров составляется сводная аналитическая справка руководителя МО.

На общих заседаниях МО происходит изучение нормативных документов, необходимых для организационно-нормативной поддержки образовательного процесса, рассматриваются вопросы организации научно-исследовательской деятельности учащихся <Приложение 4>, организации внеклассной работы по предметам, проведение школьных туров интеллектуальных марафонов и внутришкольных предметных олимпиад, конкурсов.

На протяжении всего учебного года организованы взаимопосещения уроков с целью самосовершенствования и взаимопомощи. Это помогает в работе по оформлению рекомендаций к аттестации педагогов, ведению индивидуальной работы с каждым педагогом по теме его самообразования, организации обмена педагогическим опытом.

Проводимые заседания и семинары способствуют формированию у педагогов мотивов поисковой деятельности через осознание собственной и общепедагогической задачи: определение конкурентоспособности школьников в условиях общеобразовательной школы. Происходит стимулирование развития тех потребностей, которые ориентированны на самореализацию всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, психологов, родителей <Приложение 5>.

Результатом такой активной деятельности является участие учителей начальных классов в школьном фестивале педагогического мастерства <Приложение 6>, в городских конкурсах: «Учитель года», «Сердце отдаю детям», общегородских учительских конференциях. Наши ученики успешно представляют свои исследовательские работы на городские конкурсы, Малую Академию Наук (МАН) г.Ставрополя, есть опыт участия в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Фестивале педагогических идей «Открытый урок». Организованных Издательским домом «Первое сентября».

Наш главный ориентир – неповторимая индивидуальность каждого ребенка и педагога, развитие необходимых современному человеку свойств и качеств личности, активная жизненная «позиция не созерцания, а деятеля». [Л.В. Кокуева]

Перспективой в деятельности на конец данного учебного года является определение «модели» конкурентоспособного ученика начальной школы, определение конкурентоспособности как общего понятия для всех учеников начальной школы.

В данном направлении работа нашего МО предусматривает создание разнообразной развивающей среды, насыщенной положительными эмоциями, приобретению им собственного опыта, нравственных переживаний и «желания преобразовывать окружающий мир (украшать, помогать другим)». [Л.В. Кокуева]

Мы определили качества, которые, по нашему мнению, являются определяющими конкурентоспособности: возникновение и развитие эмоций, сосредоточивающих внимание на объекте познания, собственном действии и поступке, умение сопереживать, уважение к своему дому, родной земле, приобщение к национальному культурному наследию, природе родного края, традициям и обычаям.

Чувство собственного достоинства и понимание собственной значимости, вера в свои силы, ориентация на успех, положительное мироощущение, творчество, умение сотрудничать с другими людьми, уважительно воспринимая их самовыражение, умение чувствовать или ощущать перспективу.

На первый взгляд, данный набор определений является огромным, но при внимательном и подробном анализе мы пришли к выводу, что данные качества необходимы современному человеку, в том числе и младшему школьнику. А нам, педагогам, необходимо учиться вместе с нашими детьми, воспитывать в себе многие из этих качеств.

Список используемой литературы:

  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: сентябрь, 2005.
  2. Методическая работа: опыт научного исследования. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  3. Врагова А.Е. Научно-методическая работа в школе. – М.: Начальная школа, 2003.
  4. Кокуева Л.В. Особенности региональной программы «Я и моя Родина». – М.: Начальная школа, 2005.