Держись середины. (Сократ).
Совесть - составная часть человеческой души. Совесть есть величайшая путеводная звезда, указывающая путь человеку в мире, обществе, во вселенной. Не дай бог потерять эту путеводную звезду, потерять душу! Потерявшие душу, как известно, «мертвецы».
Этика, нравственное поведение человека в обществе, его моральная нагрузка в целях удобства жизни среди себе подобных и природы есть мать этикета. Слова Иисуса Христа, что светильник тела есть око, и если око твое будет чисто, то и тело твое будет светло, - есть постулат гармонии тела и души человека. Его согласие с собой и миром.
Этикет как установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении его обитания на земле, не только несет в себе внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные.
Краеугольным камнем в развитии этих общих правил в системах жизненных координат общества и природы является подлинная совесть, организующая ипостась божественного хранения человека на земле. Животное живет за счет растительной либо другой животной жизни, но никогда без крайней нужды не сделает ничего такого, что нарушило бы гармонию природы, им же поддерживаемой. Человек – иное. Строит ли он дорогостоящий дом или избушку, совесть и человеческое просвещение должны будут напомнить ему, что живет на земле он не один, а в общем окружающем доме, в общем экологическом пространстве, и что природа – продолжение человека, который обязан хранить природу, т.е. себя.
Расширенное, углубленное понимание этикета образующего человека, дает немалый импульс каждому из нас, каждой душе достигать возвышенных мыслей, воспитанных манер и достойных человека поведений и деяний во имя всего общества. У меня нет сомнений, что при защите Отечества во все времена двигала солдатами не только любовь к Родине, но и воспитание, среда, обычаи.
Человек, если и не любит ближнего, то должен обязательно уважать, это залог выживания всех, чтобы не было трагедии и гибели от тесноты и голода.
Человек, если у него здоровая душа, никогда не сделает другому такого, чего не пожелает себе. Это и есть совесть. Совесть – совместная весть о нашем божественном происхождении.
Конечно же, вопросы воспитания, поведения, манер волновали людей давно – первая книга об этом так, и называется – «О правилах поведения», она была издана в 1204 году. А ведь для счастья человеку надо немного. «Чтобы жить, - говорил известный сказочник Андерсен, - нужно солнце, свобода и маленький цветок».
В качестве примера использования данного материала на уроке хочется предложить фрагмент интегрированного урока во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века».
Окружающий мир и Литературное чтение.
Тема: Воспитание хороших манер.
Тип урока: урок-игра.
Цели урока:
- Сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
- Расширять кругозор подростков.
- Приобщать к изучению культурного наследия людей.
Оборудование:
- Н.Ф.Виноградова, Окружающий мир: Учебник для учащихся 2 класса.- М.: Вентана-Граф, 2004.
- Н.Ф.Виноградова, Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса.- М.: Вентана-Граф, 2004.
- сюжетные картинки.
- предметы для сценок.
Ход урока
I. Организационный момент. (1-2 мин)
II. Приветствие друг друга.
Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги наша лень,
Не мешай трудиться
Не мешай учиться
А девиз у нас такой:
«Больше дела, меньше слов»
III. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы будем говорить с вами об этикете или о правилах поведения. Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времён и народов. Стремление людей вести себя по определенным правилам уходит в глубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище “Король солнца” и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - “этикеток” и произошло слово этикет.
Этикет состоит из правил, которые охватывают формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды, поведение в общественных местах. Этикет требует от человека вести себя в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Понятие этикета менялось в разные эпохи. Каждый народ, нация, обладают своими правилами этикета. Так, например, скандинавы за нарушение этикета назначали штрафы. Мы в нашей игре также введем штрафы за нарушение правил поведения, а в конце игры увидим, кто окажется злостным штрафником. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в памятку воспитанного человека.
IV. Чтение учителем стихотворения «Здравствуйте!»
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
V. Комментарий учителя к стихотворению.
- Вы поздоровались и на «капельку радостней сделалась жизнь».
- Ребята, а что обозначает слово «Здравствуйте»? Кто знает из вас?
- А вот монголы, ребята, произносят фразу: «Здоров ли ваш скот?». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?». Представители африканского племени зулусов говорят: « Я тебя вижу!» И все это обозначает одно и тоже приветствие. А по-русски, мы говорим: «Здравствуйте!», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.
Итак, первое правило запишем в памятку: ПРИВЕТСТВИЕ.
VI. Конкурс знатоков этикета.
Вопросы:
- Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Ответ: младший)
- Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Ответ: да)
- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то, как это сделать? (Ответ: да, можно просто кивнуть)
- В классе во время урока вошел взрослый человек, нужно говорить «Здравствуйте» или достаточно встать всем? (Ответ: встать)
- Кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему? (Ответ: старший)
- Мужчина подает женщине руку первым или наоборот? (Ответ: девушка, женщина)
Ребята, а французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете так делать и никогда не ошибетесь.
VII. Сообщения ученика о происхождении хороших манер.
Притча.
(Притча – поучительный рассказ)
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на маленьком острове. Они с трудом отыскали пещеру, сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.
Ребята, так какое же золотое правило поведения мы запишем в нашу памятку воспитанного человека? УСТУПАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ.
VIII. Обыгрывание и обсуждение разных поведенческих ситуаций.
а) Крик девочки в автобусе. «Мое поведение – мое личное дело!»
Правило запишем. Не шуми в общественных местах.
б) Разговор по телефону. Правило. Представься.
в) Прием пищи. Правило. Мойте руки перед едой.
г) Чистюля и грязнуля. Правило. Будь аккуратным.
IX. История о кораблекрушении.
Ребята, французский врач Ален доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса одиночества. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.
Запишем правило. Цените друзей.
X. Игра «Самооцени себя».
(Учащиеся пишут три своих положительных и три отрицательных качества. Листок передаётся педагогу. Затем одноклассники называют три положительных и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи этому человеку. Когда все желающие выскажутся, учитель вслух называет качества, отмеченные школьником. Ученик сравнивает самооценку с оценкой, которую дал ему класс.) Дети делают вывод.
XI. Разговор о дурных привычках.
Ребята, подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих: Например:
- не грызёте ли вы ногти;
- не хлюпаете ли носом;
- не разговариваете ли слишком громко;
- не раскачиваетесь ли вы на стуле;
- не разваливаетесь ли вы в кресле;
- не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки;
- не чистите ли вы ботинки о штанину брюк;
- не хлопаете ли дверью?
Вывод. Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки всё же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное – избавить от них окружающих и соблюдать правила, которые мы записали с вами в памятку, но они ещё не все записаны. Правил хороших манер очень много и с возрастом вы их освоите.
Ребята, у древнегреческого писателя Лукиана спросили:
- «У кого ты учился благовоспитанности?»
- «У невоспитанных, - ответил он,- я избегал делать то, что делают они.»
- Вот и вы ребята, избегайте того, что делают невоспитанные люди и всё будет правильно.
XII. Творческое домашнее задание.
Дома вы можете подготовить короткую весёлую историю, произошедшую с вами или вашими друзьями, близкими и подготовиться к конкурсу « Лучший рассказчик».
XIII. Рефлексия.
- Узнал новое _________
- Задумался___________
- Хочу узнать больше____________
Молодцы! Спасибо за урок.