Содержание
1. Общие положения
1.1. Цель программы информатизации ОУ
1.2. Анализ текущего состояния информатизации ОУ
2. Основные идеи, задачи
3. Проекты
3.1. Проект «Оптимизация процесса обучения»
3.1.1. Цели проекта
3.1.2. Мероприятия по реализации проекта
3.1.3. Планируемые результаты
3.2. Проект «Ученик и современные информационные технологии в образовании»
3.2.1. Цели проекта
3.2.2. Мероприятия по реализации проекта
3.3.3. Планируемые результаты
4. Планируемые результаты программы
5. Авторы
1. Общие положения
1.1 Цель программы информатизации школы
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.
Цель программы:
- Повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий
- Создание единого информационного образовательного пространства МОУ СОШ №11
Задачи:
- Создать условия для использования компьютерной техники, новых информационных технологий.
- Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень использования НИТ.
- Определить, апробировать и внедрить современные подходы к применению НИТ и телекоммуникационных технологий в образовании.
- Создать единую информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях).
- Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
- Осуществлять развернутый мониторинг образовательной деятельности внедрения ИКТ.
- Развивать контакты c другими ОУ города посредством сети Интернет.
- Автоматизировать документооборот, создать информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства.
- Создать открытое информационное пространство школы через информационно-образовательную сеть.
- Совершенствовать материально-техническую базу школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ.
- Участвовать в региональных и общероссийских программах, конкурсах по информатизации образования, передаче передового педагогического опыта посредством использования глобальной сети .
- Реализовывать программы дополнительного образования, предусматривающие освоение обучающимися новых информационных технологий.
1.2. Анализ текущего состояния информатизации школы
В школе обучаются 323 учащихся, это 14 классов: 7 классов начальной школы, 5 классов основной общеобразовательной школы,2 класса средней ( полной) общеобразовательной школы. Все классы занимаются по программам общеобразовательной школы.
До 2005-2006 учебного года ведение курса «Основы информатики» в 10, 11 классах велось на базе Межшкольного учебно- производственного комбината ( ввиду отсутствия компьютерного класса в МОУ СОШ №11), а в 2006-2007 учебном году введен элективный курс «Занимательная информатика» во 2 – 4 классах. Данные курсы способствуют прочному становлению и максимальному развитию индивидуальных склонностей учащихся и дают возможность получения дополнительного образования через данные курсы.
ОУ имеет 13 учебных кабинетов, кабинет психолога и социального педагога, библиотеку с читальным залом, столовую на 65 посадочных мест, медицинский кабинет,
Педагогическийколлектив:20преподавателей,15 преподавателей имеют высшее образование, 14 человек – первую квалификационную категорию, 12 человек - вторую квалификационную категорию, в этом учебном году в школу пришел 1 молодой специалист.
Практические навыки работы на ПК имеют: 46% учителей имеют ПК дома, из них 6 % - выход в Интернет.
14% учителей могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ, 18% - подобрать программное обеспечение для учебных целей, 13% - найти материал в Интернет, 8% - оценить пригодность Web-сайта для использования в учебных целях, эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала – 11%.
Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:
- Текстовый редактор – 43%;
- Электронные базы данных – 11%;
- Электронные таблицы – 11%;
- Программы для создания презентаций – 13%;
- Распечатка дополнительных материалов для урока – 83%;
- Программы для работы с видео звуком и графикой – 3%;
- Электронная почта – 2%;
- Поиск информации в Интернет – 13%
- Электронные тесты – 4%;
- Компьютерное моделирование – 6%;
- Обучающие программы – 3%;
- Цифровые энциклопедии и словари – 14%;
- Система управления учебным процессом – 8%.
Прошли курсы повышения квалификации
- 2003-2004 учебный год – 1 человек
- 2004 -2005 учебный год – 3 человека
- 2005 -2006 учебный год – 1 человек
- 2006-2007 учебный год – 1 человек
- 2007-2008 учебный год – 1 человек
С 2005-2006 учебного года по 2007-2008 учебный год на базе МОУ СОШ №11работал обучающий семинар « Использование ИКТ в образовательном процессе» для педагогов, руководителей, замруководителей образовательных учреждений Серовского городского округа.
С ноября 2008-2009 учебного года на базе МОУ СОШ №11 начинает работу обучающий семинар « Использование ИКТ в образовательном процессе» для педагогов, руководителей, замруководителей дошкольных образовательных учреждений Серовского городского округа.
В настоящее время 50% обучающихся нашей школы имеют ПК дома ( 5-9 классы - 42%,10-11 -80%), имеют выход в Интернет – 20%.
На сегодняшний день компьютеризированы рабочие места секретаря (ПК, принтер), педагога –организатора(ПК, принтер),социального педагога , психолога (ПК, принтер).
За летний период 2008 года МОУ СОШ №11 были получены 2 ПК с ЖК монитором,мультимедиапроектор, 2 ноутбука.
В ближайшее время в школе планируется проведение проводного Интернета в учебные кабинеты и на рабочее место заместителя руководителя, ответственного за информационный обмен ЕГЭ).
2. Основные задачи
- Создать условия для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники , новых информационных технологий ;
- Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень использования НИТ;
- Определить, апробировать и внедрить современные подходы к применению НИТ и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе;
- Создать единое информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях)
- Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий;
- Осуществлять развернутый мониторинг образовательной деятельности через опубликование на WEB-сайте школы.
- Развить контакты ( с родителями , обучаемыми,с другими ОУ)посредством Интернет, СМС – дневников.
- Автоматизировать документооборот создать информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства;
- Информационно-коммуникативное обеспечение общественной жизни школы.
- Создать открытое информационное пространство школы через корпоративную информационно-образовательную сеть
Для реализации этих направлений необходимо организационное, научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение.
3. Проекты
3.1. Проект «Оптимизация процесса обучения»
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с усвоения знаний на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно – ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево – ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы.
В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Информационная культура становится определяющим фактором развития общества. Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к системе образования.
3.1.1. Цель:
Современный подход практически в любом виде деятельности требует нахождения наилучших (оптимальных) решений, поэтому целью проекта является именно оптимизация процесса обучения.
Задачи проекта:
- Создание условий для активного использования ИКТ технологий педагогами и обучающимися в образовательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании учащихся.
- Качественное изменение содержания, методов и организационных форм обучения.
- Обеспечение школы современными средствами информатизации.
- Внедрение современных электронных учебных материалов.
- Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.
- Развертывание системы доступа учителей к информационно-образовательным ресурсам области и РФ, к сети Интернет.
- Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагога.
3.1.2. План работы по проекту «Оптимизация процесса обучения»
№ п/ п |
Мероприятие |
Срок выполнения |
Ответственный |
1. |
Взаимодействие с другими образовательными учреждениями в рамках сети . |
Постоянно. |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б. |
2. |
Определение уровня запроса и готовности педагогического коллектива к освоению информационных и коммуникативных технологий |
Сентябрь-октябрь |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С. |
3. |
Создание в школе системы обучения сотрудников начальным навыкам работы на ПК. |
Октябрь-ноябрь |
Зам. директора Крылова Е.Б. |
4. |
Повышение квалификации педагогов школы в области ИКТ на базе ИМОЦ. |
В течение учебного года |
Зам. директора Крылова Е.Б. |
5. |
Поддержка и сопровождение педагогов, осваивающих и внедряющих ИКТ для совершенствования методической деятельности и повышения профессиональной компетентности |
постоянно |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б. |
6. |
Проведение семинаров, тренингов, круглых столов для обучения и консультирования учителей по вопросам использования ИКТ |
Постоянно |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б., Котова Н.С. |
7. |
Создание и пополнение школьной медиатеки |
постоянно |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С.,зав бибилиотекой Борисихина А.В. |
8. |
Использование ИКТ и ресурсов Интернета в классно-урочной и внеурочной деятельности |
постоянно |
Учителя - предметники |
9. |
Разработка методических и учебных материалов, апробация . Пополнение программного обеспечения. |
постоянно |
Учителя - предметники |
10. |
Публикация на школьном сайте теоретических материалов и практических результатов деятельности учащихся и учителей школы. Презентация проектов ( по предметам) педагогов и учащихся. |
постоянно |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С. |
11. |
Разработка системы поощрений координатору и учителям, активно использующих информационные ресурсы в образовательном процессе |
Октябрь 2008 |
Дир. школы Андрашитова Е.В. |
12. |
Организация свободного доступа к медиатеке и образовательным ресурсам Интернета для педагогов |
В течение учебного года |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С. |
13. |
Объединение в единую компьютерную сеть компьютеры кабинета информатики, рабочие места директора, завучей, секретаря, библиотекаря. |
2009г |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С. |
14. |
Установка и запуск программы школа, создание единой базы данных школы. |
2008-2009гг. |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С. Наймушин Н.В. |
15. |
Создание и поддержка школьного сайта в Интернете |
2008 г. |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С. Наймушин Н.В. |
16. |
Взаимодействие с другими образовательными учреждениями, органами местной власти, новаторами ИТК в образовании. |
постоянно |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С. Наймушин Н.В. |
17. |
Техническое оснащение школы:
|
2009-2011 гг. постоянно |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С. Наймушин Н.В. |
3.1.3. Планируемые результаты
- Создание нормативно-правовой базы;
- Создание и функционирование школьного сайта в Интернете;
- На основе единой локальной сети создано единое информационное пространство школы;
- Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (в том числе современных электронных учебных материалов наряду с традиционными);
- Организация разумного и рационального документооборота, в рамках одного учреждения, внедрены новейшие информационные технологии управления школы,
- Внедрена система сбора и отработки информации по различным направлениям образовательного процесса, осуществление развернутого мониторинга образовательной деятельности школы;
- Развитые контакты на уровне городского округа, области, страны;
- Автоматизированный документооборот, информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства, созданы банки данных информации как стратегического, так и программно-методического характера;
- Создано информационно-коммуникативное обеспечение общественной жизни школы
Информационные технологии могут облегчить задачу объединения вокруг школы заинтересованных слоев общественности. Родители учащихся, одни из главных заказчиков работы школы, не всегда имеющие возможность регулярно посещать школу, получают возможность быть в курсе последних школьных событий и планов. Будущие ученики могут заранее ознакомиться с формами и методами работы школы, с самой атмосферой творчества, царящей в ее стенах. Все заинтересованные лица могут узнать о работе школы через ее Интернет-узел и городской образовательный портал. Наличие внешней информационной сети основанной на работе в Интернете, которая предполагает устойчивую двухстороннюю связь с другими образовательными учреждениями позволит через дистанционное обучение реализовать потребности учащихся школ, а также находящихся на надомном обучении у которых ограничена возможность посещать школу: дети-инвалиды, заболевшие, временно уехавшие с семьей и др. ,а так же повысит конкурентоспособность выпускников школы создав одинаковые возможности и условия с жителями мегаполисов.
3.2. Проект «Ученик и современные информационные технологии в образовании»
3.2.1. Цель: подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества и компьютеризированной среды обитания и производственной деятельности, предоставление учащимся образовательных возможностей, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.
Задачи проекта:
- Раскрыть, сохранить и развить индивидуальные способности обучаемых.
- Активизировать познавательную деятельность.
- Сформировать информационную культуру, готовность к использованию средств вычислительной техники.
- Сформировать у учащихся навыки освоения информационных технологий, работы с современными средствами обработки и передачи информации.
- Предоставить возможность для раннего и углубленного изучения информатики.
- Организовать исследовательскую деятельность учащихся, используя современные технологии в обучении.
- Организовать дистанционное обучение в образовательном учреждении.
- Обеспечить возможности доступа к образовательным информационным ресурсам учащимся.
3.2.2. План работы по проекту «Ученик и современные информационные технологии в образовании»
№ п/ п |
Мероприятие |
Срок выполнения |
Ответствен |
1. |
Анализ учебного плана и внесение возможных изменений организации образовательного процесса в связи с внедрением ИКТ в школьную практику:
|
Август – Сентябрь 2009 г. 2009-2013гг. |
Зам. директора УВР Крылова Е.Б.,Котова Н.С. Наймушин Н.В. |
2. |
Организация свободного доступа к медиатеке и образовательным ресурсам Интернета для субъектов образовательного процесса |
постоянно |
Администратор библиотекарь |
3. |
Внедрение системы дистанционных учебных курсов |
До 2013г |
администратор |
4. |
Работа с одарёнными детьми:
|
В течение года |
администратор |
3.2.3. Планируемые результаты проекта
- Сформирована информационная культура учащихся, навыки работы с современными средствами обработки и передачи информации, освоения информационных технологий.
- Организована исследовательская деятельность учащихся, с использованием современных технологий в обучении.
- Организовано дистанционное обучение в образовательном учреждении.
- Предоставлен доступ к образовательным информационным ресурсам субъектов образовательного процесса , создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое образовательное пространство образовательного учреждения.
4. Планируемый результат программы
- Осуществлён переход на новый качественный уровень использования компьютерной техники, новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
- Создана единая информационная среда обучения
- Сформирована информационная культура учащихся, повышено качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
- Осуществлён развернутый мониторинг образовательной деятельности.
- Создано открытое информационное пространство школы через информационно-образовательную сеть.
- Усовершенствована материально-техническая база школы, обеспечивающая системное внедрение и активное использование ИКТ.
- Построен оптимальный учебный план и, как следствие, снижена перегрузка учащихся, соответствие учебных программ целям школы и реальным возможностям учащихся.
В результате комплексных усилий по реализации программы школа получит возможность готовить выпускников, способных:
- Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место.
- Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать свои идеи, творчески мыслить.
- Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными и альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).
- Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций.
- Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
5. Авторы проекта
№ |
Ф.И.О. |
Должность |
Категория |
Телефон |
1 |
Крылова Елена Борисовна |
Зам. по УВР |
Первая, |
8(34385) |
2 |
Кисель Наталья Владимировна |
Зам. по УВР |
Первая, |
8(34385) |
3 |
Котова Наталья Семеновна |
Учитель химии |
Первая, |
8(34385) |
4 |
Наймушин Николай Витальевич |
Инженер по информационным технологиям |
8 лет |
8(34385) |
5 |
Борисихина Александра Владимировна |
Заведующая библиотекой |
Первая, |
8(34385) |