Цели урока:
Сформировать представление о звуке [ч,] как о мягком непарном согласном, познакомить с графическим образом букв Ч.ч, развивать фонематический слух, логическое мышление, воспитать умение ценить время рационально его использовать.
Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
I .Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
«Буквы рассыпались».
Выходят дети с буквами, написанными на альбомных листах.
Р В М Я Е
Назовите согласные, гласные.
У. КАКОЕ СЛОВО МОЖНО СОСТАВИТЬ ИЗ ЭТИХ СЛОВ?
время
Сколько слогов в слове? Почему?
Дети. Два слога, так как два гласных звука.
У . Какой ударный?
У. Сколько звуков в данном слове?
Какие они? Выложите на наборном полотне.
СЛАЙД 1
зелёный | красный | зелёный | красный |
III. Постановка темы и цели урока.(окружающиймир).
У.Сегодня на уроке мы будем говорить о времени.
Как называется прибор для измерения времени?
Д. Часы.
У. Две – три тысячи лет назад люди узнавали время по солнцу. Первыми часами, которые придумали люди, были солнечные часы.
СЛАЙД 2
У них не было ни стрелок, ни циферблата. Эта была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит самый разгар дня. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, а значит вечер скоро. Такие часы показывали время только в солнечную погоду.
А как быть ночью и в пасмурные дни?
И одновременно с солнечными часами придумали водяные часы.
СЛАЙД 3
Они сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде делали пометки - чёрточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы часы показывали время, надо было постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «сколько воды утекло!»( Из книги Т.Д. Нуждиной»Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. Мир вещей и машин)
Как вы думаете, о каких часах говорится в стихотворении?
С тех пор прошло немало лет,Д. Человек изобрел песочные часы
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог , и царь , и господин.
СЛАЙД 4 и показ песочных часов
У. (показывает песочные часы) что в них было хорошо, а что плохо?
( ответы детей)
У. Конечно, эти часы надо было всегда вовремя переворачивать. Часы, которые я вам показывала, рассчитаны на одну минуту. Нужно было каждую минуту их переворачивать. Потом эти часы нельзя брать с собой. Представьте себе, что будет, если вы возьмёте такие часы с собой в школу.
Д. ( ответы детей)
У. А как вы думаете, одна минута – это много или мало.
Что можно сделать за одну минуту?
Возьмите красный карандаш и подчеркните все гласные буквы.
СЛАЙД 5
Проверка.
У. Посчитайте, сколько гласных вы нашли.
У. Быстро пробежала одна минутка?
Физкультминутка.
СЛАЙД 6.
Тик – так, тик-так,(Наклоняют голову то к одному , то к другому плечу.)
Все часы идут вот так:
Тик – так, тик-так.
Смотри скорей, который час?
Тик – так, тик-так, тик- так.( Раскачиваются, как маятники)
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так:(Наклоняют голову то к одному , то к другому плечу.)
Тик – так, тик-так, тик- так.
У. Как вам показалось, долго мы играли или нет?
(Ответы детей)
Игра «Молчанка»
У. А хотите, проведём ещё один опыт?. Я предлагаю вам помолчать ровно одну минуту. Играем?
( Дети молчат
ровно одну минуту , пока сыплется песок.)
СЛАЙД 7
У. А теперь , что скажете, минута – это много или мало?
Д. Минута – это много.
У. Как вы думаете, почему, когда мы играли, читали, искали и зачеркивали буквы ,время шло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось долго?
(Ответы детей)
У. Время долго тянется , когда делать нечего. А когда есть интересные дела, время походит быстро. Поэтому есть такая пословица: «Скучен день до вечера , когда делать нечего».
Продолжим говорить о часах. Время шло, и люди придумали новые приборы для измерения времени. Но все же в глубокой древности часы были большой редкостью. Бывало, что в государстве были лишь одни часы на главной башне королевского дворца.
СЛАЙД 8
При т таких часах жил, не отходя от них, часовой мастер - часовщик. Старинные часы были громоздкими, сложными и хитроумными.
На старинных часах была всего одна стрелка – часовая. Тогда не измеряли время минутами. Люди жили размеренно, не торопясь. Они редко пускались в путь и никогда не боялись опоздать. Минутная стрелка на часах появилась триста лет назад, а секундная ещё позже.
Менялась жизнь в течение веков, делалась все более шумной и торопливой. Люди всё больше дорожили временем. Постепенно часы стали необходимостью для каждого человека.
Часы стали вешать на стене, ставить на пол. Как называются часы, которые висят на стене?
Д. Настенные часы.
СЛАЙД 9
У.Как называются часы, которые стоят на полу?
Д. Напольные.
СЛАЙД 10
У. Как называются часы , которые стоят на столе?
Д. Настольные
СЛАЙД 11
У. Как называются часы , которые человек носит на руке?
Д. Наручные.
СЛАЙД 12
У. Какие часы еще существуют?
Д. Будильник, электронные
IV. Постановка темы и цели урока (обучение грамоте).
У. Послушайте предложение: «Часовщик чинит часы».
Что вы слышите особенного?
Д.Каждое слово начинается со звука [ч,]
У. В дальнейшем на нашем уроке речь пойдет об этом звуке и о букве, которая обозначает этот звук.
V.Упражнения по выделению изучаемого звука.
Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
У. Запомните слова со звуком[ч,] , которые встретятся в рассказе..
Кто живет в часах.
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело - на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое-то чёрное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.
Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз ни развинчивал, ничего кроме колёсиков и винтиков, там нет.
Кто же тогда там тикает?
Чудеса! ( Г .Юдин)
Проверка.( варианты ответов) ЧАЙКИ, ЧАБАНЫ, ЧАЙНИКИ, ЧЕРЕПАХИ, ЧЕРВЯКИ, ЧУЧЕЛО,ЧИЖ, СВЕРЧОК, ЧЕРДАК, ЧЕМОДАН,ЧЕРНЫЙ ЧУЛАН, ЧЕРНОЕ ЧУДОВИЩЕ, ЧЕШЕТСЯ И ЧИХАЕТ, ЧАСЫ, ЧУДЕСА.
У. Произнесем ещё раз слова. И послушаем, как звучит звук [ч,] .
Звук[ч,] – гласный или согласный? Почему
Д. Согласный, так как, когда произносится, встречает препятствия.
У. Звонкий или глухой?
Д. Глухой.
У. Твердый или мягкий?
Д.Мягкий.
У. Звук[ч,] непарный. Звук[ч,] обозначается буквами Ч,ч.
Звуко - буквенный анализ слова «часы».
СЛАЙД 13
VI.Знакомство с буквой.
На что похожа буква Ч?СЛАЙД 14
Да вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
(В.Степанов)
Письмо в тетрадях «Грамота» на странице 49 печатных букв Ч,ч.
Знакомство с письменными буквами Ч,ч.
На какую букву похожа заглавная буква Ч?
Какой знакомый элемент есть в строчной букве ч, в каких буквах он встречается.
СЛАЙД 15
Дописывание строчной буквы ч.
VII. Чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений с изучаемой буквой.
Чтение слогов с буквой ч.
СЛАЙД16
Че ча чу чи чо чё
У. Прочитайте слоги с различной интонацией: удивления, огорчения, печали, радости, с нежностью. ( ласково)
Хотя звук [ч,] всегда мягкий,
СЛАЙД 17
Но в слоге «ча» принято писать букву «а». в этом случае нельзя писать букву «я», так как звук [ч,] [ч] и так всегда мягкий.
По этой причине в слоге «чу» пишется буква «у» , а не «ю».
Обозначьте на наборном полотне звуки (по очереди читаются слоги)
Печатание слогов «ча» и «чу» и придумывание слов с ними.
Чтение стихотворения В. Орлова «Часы». ( Стр. 167 учебника «Грамота»)
Говорят: « Часы стоят».Чтение слов на стр.168.
Говорят: « Часы спешат».
Говорят: « Часы идут,
Но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте.
Когда так говорят?
Печка почка
Речка дочка
Ночка тучка
Составьте схемы слов по вариантам
1 вариант: слова первого столбика.
2 вариант: слова второго столбика.
Проверка.
Подбери пару.
СЛАЙД 18
Дремучие |
чашки |
(дополнительно)
Черника |
черный |
Превращение слов.
СЛАЙД 19
«В стране гномов».
У. Уменьшите все предметы: диван, шкаф, окно, стул, лампа.
У. Измените слова так, чтобы в них слышался звук [ч,] : собака, кошка, сын, внук, мама, папа, кольцо, заяц, вода, палец, огурец, шапка, тетрадь автомобиль.
СЛАЙД 20
VIII. Чтение текста ( слушание ) . « Рассказ о маленьком автомобильчике. Малыш у себя дома.»
IX. Подведение итогов урока.