Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [з], [с].
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для формирования конкретных представлений о дифференциации согласных [з], [с], обогащать словарь учащихся.
Воспитательные:
Организовать на занятиях толерантную среду: учить детей умению слышать и слушать друг друга, уважать мнение других.
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение наблюдать в сравнении артикуляцию парных согласных, помочь детям научиться выявлять сходство и различия в артикуляции при произношении, способствовать развитию связной речи, развитие высших психических процессов
( развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков).
Оборудование:
Карточки с артикуляционной гимнастикой, буквы [з], [с], предметные картинки: зайка- сайка, береза, санки, снегирь, сорока, сосулька, звезда, снеговик, снег
Ход занятия.
1.Организационный момент
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать, все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения:
«Лягушка и слоник»
«Киска сердится»
«Месим тесто»
«Блинчики»
«Чистим зубы»
3.Развитие фонематического восприятия
Рассмотрите предметные картинки и назовите их.
- Сколько звуков в этих словах?
- Это очень похожие слова зайка – сайка.
- А чем они различаются?
(в слове зайка, первый звук [з], а в слове сайка - [с])
На доску вывешиваются слова зайка-сайка.
- Посмотрите, поменяем одну букву, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать эти звуки [з], [с], и буквы з, с, для того чтобы на письме не путать.
4.Сравнительная характеристика звуков
Произнесите звуки [з], [с]. Одинаково лм положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)
- Как произносим эти звуки?
(Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, звуки согласные).
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука [з]? (Дрожит)
- С голосом или без голоса произносится этот звук? ( С голосом).
- Какой вывод нужно сделать? ( звук [з]- звонкий).
- А теперь произнесите звук с и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит).
- Значит, звук произносится без голоса.
- Какой вывод может сделать?
( звук с - глухой)
Вывод:
Звук з – произносится с голосом , он звонкий.
Звук с – произносится без голоса, он глухой.
З – согласный, звонкий, в произношении участвует голос.
С- согласный, глухой, произносится без участия в голосе.
5. Соотношение звука и буквы.
- Чем обозначаются звуки при чтении и на письме ? ( Буквами).
- Вспомните, какие элементы букв нужны для написания строчных букв с, з.
- Скажите, если поставить согласный и гласный звуки вместе, то, что они образуют? (Слог)
6. Дифференциация звуков в слогах.
А теперь поиграем в игру «эхо». Я поизношу слог со звуком з, а вы наоборот со звуком с.
за-са |
зо-со |
А теперь откройте тетради, отступите две строчки вниз и запишите сегодняшнее число.
- Я буду произносить слоги и звукосочетания, а вы запишите только согласную.
За, са, аз, аза, оса, си (з, с, з, з, с, з, с)
- А что образуется из слогов?
- Слова.
7. Физкультминутка.
(Дети вместе с логопедом выполняют движения).
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают,
Ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
8. Дифференциация звуков в словах.
--Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь ,и подчеркивать букву, с которой мы сегодня работаем.
Картинки: сайка, зайка, санки, снегирь, сорока, сосулька, снеговик, снег, звезда.
-Что находится в верхнем левом углу на доске? (санки)
- Какой звук мы слышим в этом слове? ( В слове санки слышу звук с, он согласный , глухой , значит пишу букву с, рисую колокольчик без язычка.
- Что находиться в правом нижнем углу? Какой звук мы слышим в этом слове?
(снег)
- Что находится над доской? Какой звук слышим в этом слове? ( Сосулька).
- Кто находится справа от сосульки? ( заяц)
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Скажите, что образуют слова, связанные между собой? (Предложения).
9. Дифференциация звуков в предложении.
- Составьте предложения из предложенных слов и подумайте, какой рассказ может получиться?
Зима, наступила
снег, землю, засыпал
дети, и, санки, взяли, на горку, пошли
Прочитайте, что у вас получилось. Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.
Буквы выделите , как мы делали это в словах.
Что образуют предложения, связанные между собой по смыслу? ( Рассказ).
Давайте попробуем поставить наши предложения, так чтобы получился рассказ.
Наступила зима. Снег засыпал землю. Дети взяли санки и пошли на горку.
Придумайте продолжение нашему рассказу.
Вариант 1.
Они катались на санках с горки. За ними бегала собака. Не боятся дети мороза.
Вариант 2.
Хорошо детям зимой.
Можно кататься с горки или играть в снежки, бегать на коньках по льду или ходить на лыжах.
- Как можно озаглавить наш текст?
10. Итог занятия
- Какие звуки мы учились различать? (з, с)
- Дайте характеристику этих звуков? ( з - согласных, звонкий, в произношении участвует голос, с- согласный, глухой, произносится без голоса).
- Для чего мы учились различать эти звуки? ( Чтобы писать без ошибок)