Урок по курсу "Окружающий мир" в 4-м классе на тему "Великая война. Великая победа"

Разделы: Начальная школа


УМК:  «Школа России».

Учебник: «Мир вокруг нас» 4 класс часть 2. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. – Москва, «Просвещение», 2003 год.

Раздел:  «Страницы истории Отечества».

Тема урока «Великая война и Великая Победа».

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: заседание клуба «Поиск истины».

Цели и задачи урока:

  • формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа;
  • расширение мировоззрения школьников на основе изучаемого материала;
  • развитие критического мышления;
  • воспитание чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы ВОВ;
  • воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины;
  • совершенствование форм сотрудничества и взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

Оборудование:

  • ТСО (магнитофон, мультимедийный проектор, экран),
  • словари терминов урока,
  • отрывки из писем русских и немецких солдат с фронта,
  • Книга памяти Никифоровского района,
  • карточки со словами для групповой работы,
  • карта «Великая Отечественная война»,
  • материалы для дебатов,
  • материалы для защиты мини-проектов,
  • кроссворд,
  • сумка фронтового почтальона.

ХОД УРОКА

I. Введение в урок. Сообщение темы и целей урока

Учитель.  

Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.

– Ребята, о Великой Отечественной войне мы знаем из книг, воспоминаний ветеранов, музейных экспозиций, а еще из писем. Фронтовых писем.

Ученик. Не так давно под Волгоградом археологи нашли сумку фронтового почтальона (вносит в класс сумку).

Учитель. Давайте откроем ее и посмотрим,  что там.

Треугольником сложен пожелтевший листок.  
В нём печаль отступленья иль сигналы тревог?
А быть может вся правда фронтовых голосов?

– Но в этом истлевшем от времени письме можно прочитать лишь «… идёт Великая война, но ждёт нас и Великая победа…». Ребята, вы видите, не дошла до нас правда этого письма. Хотите ли вы, открыть его истину? Тогда давайте проведём исследовательскую работу по теме «Великая война и Великая победа». И наш сегодняшний урок пройдёт  в форме заседания клуба «Поиск истины».
– Прочитайте девиз нашей работы: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
– Думаю, что совместная  деятельность – лучший путь к истине и  вы сможете сегодня  доказать, почему и в солдатском письме, и в ваших учебниках рядом со словами «война» и «победа» употребляется именно слово «Великая»?

II. Знакомство со словарём терминов по теме урока

– В ходе поиска истины нам придётся работать с новыми словами. Отгадывая кроссворд, вы сейчас познакомитесь с их значением. У вас на партах словари урока, положите их перед собой. Они будут вам верными помощниками. Начнём с нижней строки.

  1. Территория позади фронта, за боевой линией. (Тыл.)
  2. Верховный Главнокомандующий СССР в годы ВОВ. (Сталин.)
  3. Окружение города противником, с целью прекращения его отношений с внешним миром. (Блокада.)
  4. Идеи, направленные на уничтожение свободы и прав человека, на подготовку захватнических  войн. (Фашизм.)
  5. Канцлер Германии, вдохновитель военных планов мирового господства. (Гитлер.)
  6. Обращённая к противнику сторона боевого расположения войск. (Фронт.)
  7. Захватчик чужой территории. (Агрессор.)

– Прочитайте ключевое слово в кроссворде (партизаны). Объясните его значение, пользуясь словарём.

Партизаны народные мстители, объединённые в отряды, действующие в тылу врага.

III. Постановка проблемной ситуации и её разрешение методом дебатов

– Итак, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война.
– Кто же стал главным ее виновником? Найдите ответ на этот вопрос во втором абзаце на стр. 140 учебника. (Руководители фашистской Германии.)
– С какой целью они  развязали войну? (С целью мирового господства).

– А, может, цель войны была благородной? Ведь 12 сентября 1936 года  на съезде нацистской партии Гитлер заявил: «Если бы Урал, Сибирь и Украина находились в подчинении Германии, то немцы жили бы в изобилии,  каждый немец имел бы для жизни более, чем достаточно».
– Адольф Гитлер. Преступник или патриот? Чтобы прийти к правильному решению, предлагаю провести дебаты. Ведь истина рождается в споре.

– Предлагаю 1 группе доказать, что Гитлер – патриот своего народа, потому что он заботился о процветании своей Родины.

Вопросы для обсуждения первой группе.

– Хотели бы вы жить в процветающей, богатой стране?
– Должен ли руководитель страны заботиться об улучшении жизни  своего  народа, о процветании Родины?

2 группа докажет, что Гитлер – преступник.

Вопросы для обсуждения второй группе.

– Хотели бы вы жить в изобилии за счёт угнетения и страданий другого народа?
– Можно ли даже ради самых высоких целей оправдать убийства?

3 группа изучит документы, внимательно выслушает своих одноклассников и сделает вывод: Гитлер – преступник или патриот?

Материалы для обсуждения третьей  группе.

  • Гитлер мечтал о покорении всего мира. Он говорил: «Мы должны развить способы уничтожения людей».
  • На международном суде над гитлеровцами все доказательства говорили об одном: фашисты – варвары и убийцы.

– Возьмите материалы к дебатам (на розовых листах). У вас 30 секунд на подготовку.

IV. Проведение дебатов

Учитель. Какие аргументы у 1 группы в пользу того, что Гитлер – патриот?
– А что на это скажет 2 группа?
– 1 группа, продолжайте доказывать свою точку зрения.
– Какие возражения будут у 2 группы?
– Слово предоставляется 3 группе. Как вы считаете, Гитлер – преступник или патриот? Таким образом, мы нашли истинные причины начала войны и доказали, что Гитлер – военный преступник.

V. Составление кластера «Великая война»

– Продолжим работу клуба «Поиск истины». Нам предстоит  составить летопись войны  СССР с фашистской  Германией и доказать, что война действительно была  Великой. Для этого вы должны быть очень внимательными и из полученной информации делать правильные выводы.

1) Многочисленная армия вторжения.

Учитель. Ночь 22 июня 1941 года.

Ученик.

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель (под музыку Лебедева-Кумача «Священная война»). Ранним утром, в 4 часа, нарушив пакт о ненападении, без объявления войны фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: (Приложение, слайд)
190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек, 4000 танков, 47000 орудий, 4300 самолётов, 250 кораблей.
– Делаем вывод из этих данных, почему  войну можно назвать Великой?
(Ответ детей: многочисленная армия вторжения.)
– Молодцы, первое доказательство найдено, будьте и дальше такими же сообразительными.

2) Продолжительная.

– Кто из вас знает, сколько лет продолжалась ВОВ?
За это время наши войска прошли от Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Всего 2600 км, которые на поезде можно преодолеть за четверо суток, самолётом за 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 долгих года, 1418 дней! Итак, какую ещё характеристику, исходя из этого, мы дадим  войне в доказательство того, что она была Великой? (Ответ детей: продолжительная.)

– Верный ход мыслей, приготовьтесь найти следующее доказательство.

3) Жестокая, беспощадная.

– Фашистское руководство требовало беспощадного уничтожения не только воинов Красной армии, но и всего гражданского населения Советского Союза. Немецким солдатам и офицерам, были вручены памятки, в которых говорилось: «… убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасёшь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».
– Как еще можно охарактеризовать эту войну из вышесказанного? (Ответ детей: жестокая, беспощадная.)Вывод правильный, очень хорошо работаете.

4) Отечественная, народная.

– Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины весь народ вступил в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Победа ковалась не только на полях сражений. Продолжим поиск, работая  в группах.  За 30 секунд вам предстоит выяснить, кто кроме солдат Красной армии боролся с фашистами и приближал победу. Возьмите материалы  и, ответив на вопросы, приготовьтесь защитить мини-проект на эту тему.

VI. Работа в группах. Защита мини-проектов

1 группа получает картинку с изображением памятника Зое Космодемьянской и готовит ответы на вопросы:

– Кому поставлен памятник?
– Кем была Зоя Космодемьянская в годы ВОВ?
– Кто кроме солдат на фронте боролся с фашистами?

2 группа получает картинку с изображением постамента «Танк».

– На какие средства был построен этот танк?
– Знаете ли вы, что на постройку танковой колонны «Тамбовский колхозник» труженики нашей области в годы войны собрали 40 миллионов рублей и передали в фонд Красной армии около 400 танков?
– Как труженики тыла помогали фронту?

3 группа. Два ученика готовят чтение в лицах отрывка из стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста», остальные отвечают на вопросы:

– Кто помогал взрослым в борьбе с фашистами?

Выступления групп. (Ученику из 3 группы надеть шапку танкиста).

– Итак, судьба страны решалась не только на полях сражений, но и в тылу, который снабжал фронт всем необходимым, и на захваченной врагом территории, где действовали партизаны и подпольщики. На борьбу с фашистами поднялись и женщины, и старики, и дети. Продолжим цепочку доказательств. Как называется война, на которой сражается весь народ, всё Отечество? (Ответ детей: отечественная, народная.)

VII. Релаксация

– Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, отдыхали, слушали и пели песни. Давайте и мы сейчас отдохнём. Встаньте, потянитесь, расправьте плечи, присядьте и закройте глаза. Вы сейчас на мгновение окажетесь в солдатской землянке и даже узнаете мысли наших бойцов.

Звучит песня «В землянке».

– Откройте глаза. Скажите, о ком думали наши солдаты на фронте?
Замечательно, эта мысль приведёт нас сейчас к следующему доказательству величия войны

5) Справедливая, освободительная.

– Продолжим поиск истины. На ваших столах  отрывки из писем немецких и русских солдат. Внимательно изучите их, сопоставьте и скажите, какую цель преследовали русская и немецкая армии?

1 группа

Немецкий ефрейтор фон Дирдельсен. 26 июня 1941 года.

«Всё отлично. Мы снова разобьём страну, победив на этот раз Красную армию. Наша рота первой переправилась через Буг, уничтожила 3 бункера и за первый день продвинулась вглубь на 40 км».

Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.

«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».

2 группа

Письмо немецкого ефрейтора Херрманна. 27 июня 1941 года.

«За сегодняшний день мы сильно продвинулись вперёд. Авиация ведёт активные действия. Наши бомбардировщики сбивают один русский самолёт за другим. Их почти уже не осталось».

Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери. 25 августа 1941 года.

«Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов».

3 группа

Письмо немецкого унтер-офицера Бернга.

«И большую Россию мы тоже пошлём ко всем чертям. Ведь если Гитлер предпринимает что-либо подобное, ему это удаётся всегда».

Из письма русского солдата дочери.

«Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас наш народ».

– Опираясь на содержание писем, скажите, какая цель войны была у немецких солдат? А за что сражались русские солдаты? Итак, со стороны немцев велась война захватническая, несправедливая. А какую войну вёл наш народ? (справедливую, освободительную.) Вот вы открыли и ещё одну правду ВОВ.

6) Героическая.

Именно поэтому неимоверные испытания, выпавшие на долю наших соотечественников, не согнули их перед захватчиками, не сломили их волю. Для разгрома врага они отдавали все силы, не жалели своих жизней. Продолжаем собирать доказательства величия этой войны. Составьте предложения из слов, которые лежат у вас на столах в конвертах.

VIII. Работа в группах

На предложение защитникам Брестской крепости сдаться немцы получили ответ, написанный кровью на куске полотна.

1 группа читает собранное предложение «Все умрём за Родину, но не сдадимся!»
На подступах к Москве наши бойцы стояли на смерть, но не пропустили врага в столицу. Перед смертельным боем политрук Василий Клочков произнёс слова, которые стали крылатыми.

2 группа зачитывает: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Перед казнью наша мужественная землячка Зоя Космодемьянская гордо произнесла:

3 группа – «Это счастье – умереть за свой народ!».
Героями в этой войне были не только люди, ими стали даже города. Прочитайте о них на стр. 140, 141 учебника. Назовите города-герои. (Учитель показывает их на карте.)
Догадались, почему ещё войну назвали Великой? (Ответ детей: героическая).

7) Самая разрушительная и кровопролитная.

– Посмотрите на «Книгу памяти», такие издания есть в каждом городе и районе нашей большой страны. Здесь записаны имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны. История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. В результате фашистского нашествия в руины превратились десятки тысяч городов и деревень, наша страна потеряла около 27 млн. человек. Какой можно назвать войну, исходя из этих данных? (ответ детей: самая разрушительная и кровопролитная.) Это была самая разрушительная и кровопролитная война 20 века. Итак, мы нашли доказательства того, что война была Великой.

IX. Составление летописи ВОВ

– А теперь продолжим составление летописи ВОВ и увидим через какие  важные события шёл наш народ к Победе. У каждой группы индивидуальное задание: соотнести даты и события (работа в группах).

Вы должны узнать, когда произошли события, которые у вас записаны на карточках, и прикрепить их на доске под соответствующими датами. Приступаем работать с учебником на страницах, указанных в синей карточке.

Даты.

  1. Сентябрь 1941.
  2. Декабрь 1941 – начало 1942.
  3. Лето 1942 – февраль 1943.
  4. Лето 1943.
  5. 1944.
  6. 1945 год 9 мая.

События.

  1. Начало блокады Ленинграда.
  2. Победа под Москвой. Советская армия перешла в наступление.
  3. Бои за Сталинград. Победа под Сталинградом.
  4. Победа под Курском. Начало крупного наступления советской армии.
  5. Освобождение территории СССР от фашистских захватчиков.
  6. День Победы над фашистской Германией.

Учитель читает летопись.

– Мы победили в Великой войне, а, значит, и победа была  какой? (Великой).

X. Итоги работы клуба

– Ребята, нам удалось открыть правду солдатского письма и доказать, что война 1941 – 1945 годов – Великая, как и победа в ней? Именно поэтому, мы не имеем права забывать ужасы той войны, имена солдат, погибших ради жизни новых поколений, ради своей страны.

XI. Наказ ветерана ВОВ

– А сейчас к вам хочет обратиться ветеран ВОВ и мой учитель истории Колягин Василий Петрович. Просмотр видеозаписи.

XII. Рефлексия (на фоне музыки «День Победы»)

– Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете.

XIII. Домашнее задание

– Ответив на вопросы анкеты, вы узнаете, какой след в жизни вашей семьи оставила ВОВ.