Цели:
- повторение формул площадей 4-угольников и 3-угольников;
- отработка навыков решения задач на нахождение площадей и применение Т Пифагора;
- показ примеров применения данной темы в жизни;
- повторение тем «Масштаб», «Свойства параллелограмма, трапеции»
Оборудование:
- Тесты
- Фигуры из цветного картона ( параллелограмм, трапеция, ромб, треугольники остроугольный и тупоугольный)
- Угольники и линейки.
План:
- Организационный момент. Д./з. п. 48 – 55, № (5 мин.)
- Тест (формулы площадей) (6 мин.)
- Решение задач (1, 2; 453) (9 мин.)
- Практическая работа в группах (нахождение площади данной фигуры) (10 мин.)
- Итог урока (5 мин.)
- Аукцион (если останется время)
ХОД УРОКА
1. Проверка готовности к уроку; домашнее задание
2. Тест (с показом правильных ответов после сдачи работ)
Заполнить пропуски в записи формул площадей.
Вариант 1. 1. S = a; 2. = ab ; 3. S = ; 4. S = h; 5. Sквадр. = ; 6. = d1d2; 7. S = ab. |
Вариант 2. 1. = ah; 2. S = ; 3. = ah
; 4. Sтрап. = ; 5. = а2 ; 6. Sромба = ; 7. S = . |
3. Решение задач
№1, 2 двое учеников делают на крыльях доски, с последующим разбором, по готовым чертежам и дано; № 487 – весь класс с учеником у доски
№ 1. Сделав необходимые измерения и найти площадь прямоугольного треугольника.
Дано: АВС – прямоуг.
Найти: SАВС
Решение:
S = ab
АС = a =
ВС = b =
SАВС =
№ 487.
Дано: АВС – равнобедр.
АВ = 17 см – боковая
АС = 16 см – основание
Найти: hАС
Решение:
ВМ = hАС – высота, медиана, биссектриса
(св-во равноб.)
АВМ –
прямоугольный: АВ =17 см – гипотенуза, АМ = АС = 8 см – катет по Т Пифагора ВМ2 =
АВ2 – АМ2
ВМ2 = 172 – 82
ВМ = 15 см
№ 2. В равнобедренной трапеции АВСD боковая сторона равна 5 м, основания – 9 м и 3 м. Найти площадь трапеции.
Дано: ABCD – трапеция
АВ = 5 м
АD = 9 м
ВС = 3 м
Найти: SABCD
Решение:
Sтрап. = h
а = AD = 9 м, в = ВС = 3м
Д.п. ВМ AD, CN AD: BCNM –
прямоуг. BC = MN = 3м
ABM = DCN (по гипот. и кат.) AM = ND = (AD – MN) = 3м АВ = 5 м – гипотенуза |
ABM – египетский BM = h = 4 м |
Sтрап. = = 24 (м2)
4. Практическая работа в группах
В некотором городе решили для разнообразия на одинаковых зданиях нарисовать разные геометрические фигуры разных цветов. Макеты этих фигур (т.е. уменьшенное изображение) у вас на столах. Масштаб 1:100. Вам нужно вычислить площади настоящих фигур, сделав необходимые измерения макетов, и найти количество краски для настоящих, если на 1м2 идёт 0,4 л краски.
1-я группа: ромб;
2-я группа: параллелограмм;
3-я группа: трапеция;
4-я группа: треугольник;
5-я группа: треугольник.
Дано:___________________
1:100
1м2 – 0,4л
Найти:
1) S;
2) V,
Решение:
S =
5. Итог урока
На уроке мы
- повторили формулы площадей – надо доучить!
- увидели практическое применение этих знаний.