По программе на урок отводится 2 часа. 1-й час учащиеся выступают в роли членов вычислительного центра, осваивая формулы площади поверхности сферы и объема шара. 2-й час – в группах по своему выбору работают над математическим проектом, осваивая роли конструктора, архитектора, дизайнера, предпринимателя и другие. На уроке требуется выход в Интернет для поиска информации по проекту. Учащиеся оформляют продукт своей деятельности в виде небольших презентаций с последующей защитой. Данный урок развивает такое универсальное умение – как работа в команде.
Тема урока: Шар.Сфера.
Тип урока: проблемный, учебный практикум
Цель урока: формирование представлений о геометрических фигурах в пространстве; формирование умений находить площадь поверхности сферы и объем шара при решении простых геометрических и практических задач.
Задачи:
- развивать базисные математические умения (вычислительные умения, построения математической модели реального объекта, владение языком математики как средством коммуникации, организации речи и деятельности);
- развивать универсальные умения (интеллектуальные, оргдеятельностные и коммуникативные);
- формировать сознательное отношение к учению;
- воспитывать уважительное отношение к другому человеку, другому мнению; умение слушать и слышать.
ХОД 1-го УРОКА
1 урок в основном направлен на формирование умения оформлять на бумаге решение геометрических задач, точно и быстро выполнять расчеты. Также в ходе урока формируются и универсальные умения: сравнивать, определяя объекты сравнения и аспекты сравнения этих объектов; умение рассуждать, обобщать, аргументировать решение и ошибки, участвовать в диалоге.
Весь ход 1 урока можно посмотреть на презентации (Приложение 1).
Сначала вспоминаем все, что мы знаем об окружности и шаре. Потом по аналогии формулируется определение сферы, шара, радиуса сферы, радиуса шара, диаметра сферы и диаметра шара. В презентации использованы слады (2, 3, 6, 7) с сайта http://www.school-collection.edu.ru – там находятся электронные разработки для разных учебников, в том числе учебников И.И.Зубаревой «Математика – 5», «Математика – 6».
Потом решаем задачи на нахождение площади поверхности сферы и объема шара, если известен радиус и задачи на нахождение радиуса, если известен объем.
ХОД 2-го УРОКА
Второй урок направлен на формирование оргдеятельностных и коммуникативных умений. Группа должна так организовать свою деятельность, чтобы за урок выполнить все поставленные задачи, в ходе диалога распределить обязанности, учитывая разнообразие позиций и точек зрения. А в конце урока выслушать других, обменяться впечатлениями. Также учащимся необходимо было за очень короткое время найти информацию и обработать ее в соответствии со своими задачами – формирование ИКТ-компетентности.
В начале второго урока учащимся объявляется форма его проведения, совместно с учащимися ставятся задачи и определяются способы их достижения, т.е. проектируется направление деятельности. И так, в начале урока на основе домашнего задания мы повторяем формулы площади поверхности сферы и объема шара, плюс дети называя предметы окружающего мира, имеющие форму шара, я пишу на доске. Когда их появляется достаточное количество, чтобы сформировать несколько групп-команд по 4-5 человек, я предлагаю детям объединиться в команды по направлениям:
- Инженеры – конструкторы спутников
- Исследователи космоса, например планеты Марс
- Дизайнеры украшений (ювелирных, для дома и сада и т.д.)
- Конструкторы-архитекторы фонтанов, домов, необычных сооружений и т.д.
- предприниматели
Делаю краткое сообщение о мироздании и шаре, чтобы мотивировать детей на работу, на важность изучения таких геометрических тел, как шар и сфера.
Перед каждой командой стоит задача:
1) выбрать объект – шар, сферу из окружающего
мира (планету, фонтан в форме шара,
полусферический дом, ювелирное украшение в форме
шара и т.д. – на что хватит фантазии)
2) найти описание, историю, характеристики и т.д.
этого предмета в Интернете
3) сделать необходимые расчеты площади
поверхности и объема
4) полученную информацию оформить в виде
презентации
5) защита презентации
Ход данного урока и выбранные предметы можно
посмотреть в презентации (Приложение
2).
Итог урока: детям очень понравилось работать в быстром темпе, сразу на уроке искать информацию в Интернете, оформлять ее в виде маленького проекта. Некоторые потом и дома продолжили работу над своими уже индивидуальными проектами домов, украшений, бассейнов, машин, летательных аппаратов, зонтиков. Так, что получилась целая выставка «Шар и сфера вокруг и в нас!»