Интеграция учебно-воспитательной работы по краеведению в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определены цели воспитания и обучения как единого процесса, поэтому одной из актуальных задач школьного образования становится всестороннее развитие личности: формирование нравственных качеств интеллектуально развитой личности, готовой к самоопределению в новых социальных условиях. Особая роль в становлении личности принадлежит начальной школе, закладывающей и развивающей духовные основы личности.

Решению задач личностного развития ребенка способствует интегрированное обучение, которое позволяет объединить в целостную систему знания по отдельным предметам и сформировать целостную картину мира у учащихся [2;4]. Традиционно формой реализации интегрированного обучения является интегрированный урок. Мы предлагаем использовать интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф.Федорцом, в учебно-воспитательном процессе в ходе изучения краеведения. При данном подходе за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема [3]. Интегративно-тематический подход позволяет реализовать идеи интеграции на уровне содержания и технологий, объединить образовательный и воспитательный процессы.

Цель нашей работы – показать возможности интегративно-тематического подхода при изучении краеведения (культуры и быта русских крестьянской семьи).

Для обоснования новых технологий интегрированного обучения необходимо кратко охарактеризовать сложившуюся в классе систему учебно-воспитательной работы по краеведению.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что воспитание любви и бережного отношения к малой родине возможно только через активную деятельность ребенка: путешествие по родному краю, участие в интеллектуальных и творческих  конкурсах по краеведению, музейную работу. В нашем классе разработана система воспитательной работы младших школьников на базе музея крестьянского быта «Тайны бабушкиного чердака» (Приложение 2).

Цели и задачи работы классного музея «Тайны бабушкиного чердака»:

  • Воспитывать уважение к культурному наследию Ярославского края, традициям русского народа.
  • Формировать гражданственность и  социальную активность.
  • Активизировать поисковую, исследовательскую, просветительскую работу.
  • Принять участие в культурно-образовательных мероприятиях района, города, области.
  • Всю работу направить на подготовку к 1000-летию Ярославля.

Учащиеся начальной школы и гости музея знакомятся с постоянно действующими экспозициями: «Тайны бабушкиного чердака», «Из истории льна». Гости музея могут послушать экскурсии, которые ведут учащиеся 3В класса: обзорная экскурсия «Крестьянское жилище и утварь»; тематические экскурсии: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» (История прялок), «Гражданин в железной шляпке» (Из истории кузнечного дела), «Емелино счастье» (Из истории русской печи), «Растет ленок – вырастает рубашка» (Из истории льна).

Классный музей организует свою работу на основе самоуправления: создан совет классного музея, куда вошли учащиеся и родители. На базе классного музея постоянно работает кружок «Юный краевед», в его состав включены все ученики класса. План-программа кружка реализуется через систему классных часов, выездные экскурсии, библиотечные уроки, исследовательскую, поисковую, экскурсионную  работу.

В 2007-2008 учебном году начата работа по реализации образовательной программы на базе классного  музея «Культура и быт русского народа». Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и представляет собой непрерывный курс по изучению культурных традиций и быта русского народа.
Программа включает следующие разделы и мероприятия:

Учебная деятельность: уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, технологии.

Классные часы: «Дом, который построил Иван. Быт русского крестьянства», «Щи да каша – пища наша», «Слава русской печи (Работа с экспонатами музея: ухватом, кочергой, чугунком», «О плошках, ложках и прочей утвари (Глиняная и деревянная посуда в крестьянской избе)», «Из истории русского льняного сарафана  (Работа с экспонатами музея: льном, трепалом, чесалом, прялкой, ткацким станком)», «Без чего крестьянин не мог обойтись (лапка для починки обуви, домашняя меленка, подкова».

Экскурсии: в Музей истории города, Спасо-Преображенский музей, на Керамический завод г.Ярославля, в музей «Русские ремесла» г.Мышкин.

Классные праздники для всей семьи: «Обычаи и приметы русских праздников. Рождество и Крещение», «Широкая Масленица. Весенние игры и забавы», «Фольклорный праздник «Русские посиделки».

Программа носит интегрированный характер.

Как известно, сознание народа было синкретичным, что позволяет нам сегодня говорить о неразрывной связи религии, культуры и быта. Такое неразложимое единство в миросозерцании русского народа требует и комплексного подхода в его изучении с позиции истории, культурологии, искусства; использования современных образовательных технологий.

В Приложении 1 мы предлагаем конспект интегрированного урока внеклассного чтения и русской культуры в 3 классе и внеклассного мероприятия.

Опыт работы показывает, что интегрирация научных знаний и форм учебно-воспитательного процесса оказывается продуктивной технологией обучения в начальной школе, она способствует расширению кругозора, развитию познавательных интересов младших школьников, формированию основных учебных и коммуникативных компетенций учащихся, овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы, самостоятельности и общественной активности, тем самым помогает решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи современной школы.

Литература:

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под редакцией В.С.Кукушина. – М., Ростов н/Д., 2006.
  2. Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград, 2002.
  3. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Л., 1983.