Практическая работа по теме "Волновые свойства света"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательные: систематизировать знания, имеющиеся у учащихся о волновых свойствах световых волн, расширить область знаний о данных понятиях, выработка умения применять изученный материал для решения практических задач.
  • Развивающие: формирование логического мышления, продолжать развивать навык выполнения практических заданий.
  • Воспитательные: привития учащимся к доброжелательному общению, взаимопомощи.

Тип урока: лабораторная работа.

Оборудование: 15 комплектов инструкций к практической работе, лабораторное оборудование согласно спецификации по каждому конкретному заданию.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний

  • Сформулируй­те принцип Гюйгенса – Френеля.
  • Зависит ли положение главных мак­симумов дифракционной решетки от числа щелей?
  • Чем отличается естественный свет от поляризованного?
  • В каких случаях приближенно справедливы законы геометрической оптики?

III. Практическая работа

1. Наблюдение дисперсии света с помощью призмы

Приборы и материалы:

1) пластина стеклянная (призма) с косыми гранями,
2) экран со щелью.

Порядок выполнения работы

1. Возьмите в одну руку экран со щелью, а в другую – стеклянную пластину с косыми гранями. Экран расположите вертикально на фоне окна или горящей лампы на расстоянии 30–40 см от глаза, а пластину – горизонтально перед глазом (рис. 1).

Рис. 1

2. Посмотрите через  косые  грани пластины   (призму) на хорошо освещенную щель в экране. Чтобы увидеть ее, пред­варительно поверните немного голову вместе с пластиной в сторону преломляющего угла призмы. Затем, слегка поворачивая пластину вокруг вертикальной оси, добейтесь наибольшей яркости видимого цветного изображения щели.

3. Ответьте на вопросы:

  • Какие цвета и в каком  порядке видны в изображении щели?
  • Свет какого цвета больше преломляется в призме? Ка­кого меньше?
  • Что можно сказать о зависимости показателя преломле­ния стекла от цвета света?

4. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

2. Наблюдение интерференции света на мыльной пленке

Приборы и материалы:

1) стакан высокий вместимостью 50 mл с раствором мыла,
2) кольцо проволочное диаметром 30 мм с ручкой,
3) трубка стеклянная диамет­ром 3-4 м длиной 100–150 мм.

Порядок выполнения работы

1. Получите на проволочном кольце мыльную пленку, расположите её вертикально и рассмотрите в отраженном  свете от окна или лампы.

2. Ответьте на вопросы:

  • Почему светлые полосы стали окрашенными в спектральные цвета?
  • В каком порядке расположены цвета в по­лосах?
  • Как изменяется ширина светлых полос по мере уменьшения толщины пленки?

3. Выдуйте мыльный пузырь на поверхности мыльного раствора с помощью стеклянной трубки. Наблюдайте за радужной окраской, возникающей на стенках мыльного пузыря.

4. Ответьте на вопросы:

  • Почему на верхней части мыльного пузыря возникают цветные полосы?
  • Почему эти полосы имеют форму окружностей?
  • Почему полосы не остаются на месте, а перемещаются вниз?

3. Наблюдение интерференции на стеклянных пластинах.

 Оборудование: стеклянные пластины – 2 шт.

  1. Стеклянные пластины тщательно протереть, сложит вместе и сжать пальцами.
  2. Рассматривать в отраженном свете на темном фоне. В отдельных местах соприкосновения пластин наблюдать яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы.
  3. Заметить изменение формы и расположения полученных интерференционных полос с изменением нажима пальцев.
  4. Попытайтесь увидеть интерференционную картину в проходящем свете.
  5. Ответьте на вопросы:
  6. Почему образуются интерференционные полосы?
  7. Почему изменяется картина при изменении давления пальцев?
  8. Сделайте рисунок.

IV. Домашнее задание: оформить отчет о практической работе.

V. Литература: А. А. Буров, А. И. Иванов, В. И. Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике 10 класс (дидактический материал). Пособие для учителя. М., Просвещение. – 1987, с. 20-22.