Цели урока:
- Образовательные: систематизировать знания, имеющиеся у учащихся о волновых свойствах световых волн, расширить область знаний о данных понятиях, выработка умения применять изученный материал для решения практических задач.
- Развивающие: формирование логического мышления, продолжать развивать навык выполнения практических заданий.
- Воспитательные: привития учащимся к доброжелательному общению, взаимопомощи.
Тип урока: лабораторная работа.
Оборудование: 15 комплектов инструкций к практической работе, лабораторное оборудование согласно спецификации по каждому конкретному заданию.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация знаний
- Сформулируйте принцип Гюйгенса – Френеля.
- Зависит ли положение главных максимумов дифракционной решетки от числа щелей?
- Чем отличается естественный свет от поляризованного?
- В каких случаях приближенно справедливы законы геометрической оптики?
III. Практическая работа
1. Наблюдение дисперсии света с помощью призмы
Приборы и материалы:
1) пластина стеклянная (призма) с косыми гранями,
2) экран со щелью.
Порядок выполнения работы
1. Возьмите в одну руку экран со щелью, а в другую – стеклянную пластину с косыми гранями. Экран расположите вертикально на фоне окна или горящей лампы на расстоянии 30–40 см от глаза, а пластину – горизонтально перед глазом (рис. 1).
Рис. 1
2. Посмотрите через косые грани пластины (призму) на хорошо освещенную щель в экране. Чтобы увидеть ее, предварительно поверните немного голову вместе с пластиной в сторону преломляющего угла призмы. Затем, слегка поворачивая пластину вокруг вертикальной оси, добейтесь наибольшей яркости видимого цветного изображения щели.
3. Ответьте на вопросы:
- Какие цвета и в каком порядке видны в изображении щели?
- Свет какого цвета больше преломляется в призме? Какого меньше?
- Что можно сказать о зависимости показателя преломления стекла от цвета света?
4. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
2. Наблюдение интерференции света на мыльной пленке
Приборы и материалы:
1) стакан высокий вместимостью 50 mл с раствором
мыла,
2) кольцо проволочное диаметром 30 мм с ручкой,
3) трубка стеклянная диаметром 3-4 м длиной 100–150
мм.
Порядок выполнения работы
1. Получите на проволочном кольце мыльную пленку, расположите её вертикально и рассмотрите в отраженном свете от окна или лампы.
2. Ответьте на вопросы:
- Почему светлые полосы стали окрашенными в спектральные цвета?
- В каком порядке расположены цвета в полосах?
- Как изменяется ширина светлых полос по мере уменьшения толщины пленки?
3. Выдуйте мыльный пузырь на поверхности мыльного раствора с помощью стеклянной трубки. Наблюдайте за радужной окраской, возникающей на стенках мыльного пузыря.
4. Ответьте на вопросы:
- Почему на верхней части мыльного пузыря возникают цветные полосы?
- Почему эти полосы имеют форму окружностей?
- Почему полосы не остаются на месте, а перемещаются вниз?
3. Наблюдение интерференции на стеклянных пластинах.
Оборудование: стеклянные пластины – 2 шт.
- Стеклянные пластины тщательно протереть, сложит вместе и сжать пальцами.
- Рассматривать в отраженном свете на темном фоне. В отдельных местах соприкосновения пластин наблюдать яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы.
- Заметить изменение формы и расположения полученных интерференционных полос с изменением нажима пальцев.
- Попытайтесь увидеть интерференционную картину в проходящем свете.
- Ответьте на вопросы:
- Почему образуются интерференционные полосы?
- Почему изменяется картина при изменении давления пальцев?
- Сделайте рисунок.
IV. Домашнее задание: оформить отчет о практической работе.
V. Литература: А. А. Буров, А. И. Иванов, В. И. Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике 10 класс (дидактический материал). Пособие для учителя. М., Просвещение. – 1987, с. 20-22.