Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и силе воздействия на здоровье школьников. Раннее начало систематического обучения, интенсивность учебного процесса приводят к росту числа детей, которые не могут без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. В связи с этим почти каждое образовательное учреждение приходит к необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Сергиева Посада также начала экспериментальную работу по внедрению данных технологий в образовательный процесс.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, особое место занимают две группы:
- социально-адаптирующие и личностно развивающие, которые обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности;
- лечебно-оздоровительные технологии, воздействующие на физическое здоровье.
В рамках модернизации образовательного процесса в школе мы решили работать в первую очередь над психологическим компонентом здоровья. Не будем подробно останавливаться на расшифровке этого понятия, отметим лишь, что концепция «позитивного психического здоровья» связана с особенностями личностного развития. Психическое здоровье подразумевает баланс между различными частями «Я» человека, а также гармонию между человеком и окружающими людьми.
Психическое здоровье зависит от жизненной среды, окружающего человека пространства. Особой средой для учащихся является школьный социум, который влияет на развитие личности детей и, увы, это влияние не всегда положительно. Перегруженность учебных программ информацией, стрессовое влияние школьной системы проведения уроков и оценивания знаний, недостаточная работа по формированию групповой сплоченности классов приводит к повышению напряжения и конфликтности в жизни учащихся.
Учитывая эту специфику работы школы, мы сфокусировали свое внимание на практическом аспекте конфликтологии, а именно:
- Упреждение конфликтных ситуаций в школе.
- Обучение педагогов и учащихся навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, повышение их коммуникативной грамотности.
Первым этапом работы психологической службы школы стало изучение психологического климата в классах, выявление «проблемных» классов, а также определение наиболее часто встречающихся категорий конфликтов. Анализ результатов опроса классных руководителей (45 чел.) показал, что большинство педагогов оценивают атмосферу в своем классе как дружелюбную, а 15% - считают, что дети равнодушны друг к другу.
Наиболее частые конфликты происходят в сферах «ученик-ученик» (91%), «ученик-учитель» (51%), «группа-ученик» (24%). Единичные случаи конфликтов в сфере «учитель-родитель» встречаются в средней школе, в начальной школе, по мнению педагогов, они отсутствуют. Таким образом, конфликты между учениками являются самыми распространенными. Важной и интересной была также полученная информация о детях-инициаторах конфликтов и детях-жертвах.
Самыми болезненными для учителей являются драки между учениками (31%), а также конфликты «группа-ученик», т.е. проблема изгоев, «козлов отпущения» (17 %). Конфликты на национальной почве, оскорбления детьми друг друга сильно беспокоят меньшее число педагогов (6-7 %).
Каким способом чаще всего разрешаются конфликты? В основном, с помощью классного руководителя (80 %), проходят сами собой (35 %), разрешаются с помощью третьих лиц (психологов, педагогов) – 31 %. Помогают разрешить конфликт участие администрации (24%) и родители (22 %).
На вопрос: «Как можно было бы предупреждать конфликты в классе, и кто бы мог оказать в этом поддержку?» классные руководители ответили избирательно. На первую часть вопроса (как?) половина опрошенных не высказали своего мнения, а на вторую (кто?) указали в равной степени родителей и психологов, причем необходимость более активного участия родителей в основном отметили представители начальной школы.
Результаты опроса классных руководителей показали, что:
- Существуют разногласия в информации о классах и протекающих в них конфликтах (в частности, некоторые классы, в которых велась работа по разрешению конфликтов психологами и администрацией, учителями были характеризованы как бесконфликтные).
- Помощь в разрешении конфликтов ожидается от психологов, родителей, но совсем нет ответов, говорящих о необходимости повышения личной конфликтологической компетенции учителей.
Эти наблюдения привели нас к мысли, что в коллективе не сложилось единое понимание, что есть конфликт. Поэтому следующим этапом работы психологической службы стало проведение цикла занятий с педагогами школы по конфликтологии с целью изучения природы конфликта, его структуры, динамики, рассмотрения случаев из школьной практики, а также способов разрешения и упреждения конфликтов.
Ниже мы приводим сценарий одного из занятий, которое было проведено с педагогами школы. Встреча проходила в каникулярное время, поэтому мы сочли целесообразным интенсивное изложение большого объема материала. При необходимости можно организовать цикл занятий менее продолжительных, с разбивкой материала на несколько встреч.
Занятия строились в виде семинара с элементами тренинга.
1 этап. Принятие правил работы в группе (традиционно использующихся во многих видах групповой работы)
- правило конфиденциальности,
- правило доброжелательности,
- правило активного участия каждого,
- правило «Я-высказываний».
2 этап. Разминка.
Для создания атмосферы доверия и доброжелательности, снижение уровня напряжения, с которым педагоги очень часто встречают групповые формы работы, для активного включения в занятие каждого участника мы начинаем с разминки.
В этот раз для первого задания мы избрали очень распространенную игру «Черные шнурки», которая прекрасно подходит для достижения вышеперечисленных целей. После того как все подвигались (как правило, игра проходит весело), мы предлагаем всем участникам разбиться по парам и проинтервьюировать друг друга по вопросу «Что вы больше всего цените в людях?» Через 2-3 минуты партнеры представляют друг друга группе, используя ответы, полученные в ходе интервью.
После этого проходит обсуждение, для которого предлагаются следующие вопросы:
- Какие чувства у вас возникли во время этого задания?
- Что общего мы можем выделить в нашей группе?
3 этап. Основная часть семинара. Теоретический материал и практические задания по нему (представлено краткое изложение; на занятиях материал сопровождается примерами из школьной жизни).
Теория. Слово конфликт происходит от латинского conflictus - столкновение, противоборство. Это очень широкое понятие. Существует множество всевозможных видов конфликтов, но мы сконцентрируем свое внимание на закономерностях возникновения, протекания и преодоления конфликтов между людьми или группами людей.
Для описания и анализа конфликта необходимо выявить основные элементы:
- Кто? – конфликтующие стороны, числом не менее двух оппонентов.
- Из-за чего? – предмет разногласий.
- Почему? Ради чего? – мотивы оппонентов.
- Что делают? – реальное взаимодействие между оппонентами, противоборство.
- Что чувствуют? – враждебность между ними, сопровождающаяся сильными эмоциональными переживаниями хотя бы одной из сторон.
- О чем думают? – представления о конфликтной ситуации, которые чаще всего не совпадают.
В зависимости от мотивации оппонентов, социологи различают реалистические и нереалистические конфликты. Реалистическими называются те, которые рассматриваются людьми как вынужденное средство для достижения цели, которое можно будет оставить, если будет найдено другое, более эффективное. Нереалистические (эмоциональные) конфликты возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта. Они не имеют альтернатив, поскольку не направлены на достижение конкретного результата.
На семинаре мы предложили вести разговор исключительно о преодолении реалистических конфликтов.
Как правило, конфликт имеет следующие этапы:
- Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация является предпосылкой конфликта.
- Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями чего могут быть изменения настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего оппонента, ограничение контактов с ним.
- Начало открытого конфликтного взаимодействия. На этом этапе один из участников конфликта переходит к активным действиям, а «противник» осознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
- Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и интереса конфликта.
- Разрешение конфликта.
(Теоретический материал для удобства работы можно приготовить на электронных носителях, либо заранее распечатать, либо предложить участникам под запись.)
Соотношение фаз и этапов конфликта с возможностью разрешения
(по статистике)
Фаза конфликта | Этап конфликта | Возможности разрешения конфликта (%) |
Начальная фаза | Возникновение и развитие конфликтной ситуации, и ее осознание | 92 % |
Фаза подъема | Начало открытого конфликтного взаимодействия | 46 % |
Пик конфликта | Развитие открытого конфликта | Менее 5 % |
Фаза спада | - - | Около 20 % |
Разрешение конфликта включает этапы:
1.Урегулирование собственных переживаний. Поскольку любой конфликт характеризуется интенсивными эмоциональными реакциями и переживаниями, способность оппонентов к анализу минимальна. Поэтому первый шаг – это совладание с собственными эмоциями.
2. Анализ конфликта. Анализ конфликта предполагает выявление предмета, участников, их приоритетов, интересов, опасений, обстоятельств; выбор стратегии его разрешения на основе прогноза последствий различных сценариев развития событий.
3. Реализация стратегии разрешения конфликта.
Далее мы переходим к обсуждению вопроса урегулирование собственных переживаний. (Отметим, что этот вопрос вызвал наибольший интерес у педагогов, ввиду его актуальности из-за постоянно повышенного стрессового фона условий их труда).
Слово конфликт обладает негативной семантической нагрузкой, и поэтому мало кто может признаться, что с кем-то конфликтует. Негативные переживания являются неотъемлемым компонентом конфликтных взаимоотношений и посему могут служить индикатором имеющегося или зарождающегося конфликта.
Можно выделить несколько причин для работы с негативными эмоциями:
- Стресс приводит к снижению контроля сознания и психологическому регрессу.
- Каждое эмоционально насыщенное действие будет провоцировать встречные агрессивные реакции.
- Длительное и регулярное пребывание в таких состояниях приводит к соматическим расстройствам.
Разрушающие переживания:
- эмоции тревожного круга – волнение, беспокойство, страх, тревога,
- эмоции агрессивного круга – обида, раздражение, гнев, ярость,
- аутоагрессия – чрезмерное чувство вины,
- эмоции депрессивного круга – глубокое уныние, апатия, тоска, депрессия.
- сильное огорчение, отчаяние.
Практикум
1. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах в школе вы испытывали перечисленные выше разрушающие переживания.
2. Составьте таблицу
Негативная эмоциональная реакция | Инициирующее конфликтное событие |
3. Опишите, что вы сделали в каждой ситуации, ваши переживания и ваше ответное поведение (не только во внешнем, но и во внутреннем плане)
4. Определите, являются ли эти чувства оправданными, помогают ли эти переживания конструктивно завершить ситуацию? Для этого каждый эпизод оцените по следующим критериям:
- помогает ли мне это добиваться своих целей;
- помогает или мешает мое поведение тем, кто дорог для меня;
- помогает ли мне это в отношениях с окружающими;
- испытывая эти чувства, я избавляюсь от дискомфорта, вызванного неудачей;
- влияет ли это положительно на мое здоровье.
Если хотя бы по одному критерию вы получите негативный ответ, то реакцию можно отнести к неконструктивной, неоправданной
5. Выберите только те инициирующие события, на которые вы ответили неоправданными разрушающими переживаниями. Обсудите ваши результаты в вашей рабочей группе.
Все участники семинара распределяются по малым группам, где проходит обсуждение упражнения, затем следующих вопросов:
- Что нового я узнал о себе?
- Над чем могу поработать?
- Где смогу применить полученные знания?
Теория. Эмоциональная реакция всегда возникает как ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как мы его интерпретируем. Когда человек сильно расстроен, почти всегда, можно выявить у него один или несколько шаблонов губительного мышления:
- Обвинение людей или себя (все из-за нее…, если бы не он…, нет мне прощения…)
- Завышение требований (я был обязан это сделать, он должен быть добрее)
- Нагнетание страха, преувеличение важности (а вдруг…, будет ужасно…)
- Обесценивание важности происходящего (ну и что…, мне не важно). Самооправдание блокирует разрядку стресса, побуждая игнорировать его наличие.
А.Эллис утверждает, что губительное мышление запускается в состоянии стресса потому, что у человека имеются особые иррациональные установки:
1. Все должны меня любить. Будет невыносимо, если те, кто важен для меня, не одобрят моих поступков или откажут мне (следствие слишком сильного беспокойства по поводу мнения окружающих).
2. Никогда нельзя терпеть неудачу, нужно делать все на «5» (чрезмерно высокие требования к себе)
3. Все должно быть таким как мне хочется. Если этого не произойдет, мне этого не перенести.
4. Все мои неприятности из-за плохих людей.
5. Если я сильно поволнуюсь из-за предстоящего события или того, как кто-то воспринимает меня, то дела пойдут лучше.
6. У каждой проблемы есть наилучшее решение, и мне нужно его найти немедленно.
7. Легче избежать трудной ситуации, чем потом разбираться с ней.
8. Если ни к чему не относиться серьезно, не придется огорчаться.
9. Причина всего происходящего со мной – в моем ужасном прошлом.
10.На свете не должно быть плохих людей и обстоятельств.
Практикум
Вспомните ситуации, когда перечисленные шаблоны повлияли на ваше поведение. Подумайте, как изменилось бы ваше поведение в данной ситуации, если бы вы действовали без этой установки.
Обсуждение в малых группах:
- Какой опыт вы приобрели, выполняя данное упражнение?
- Где сможете применить полученные знания?
- Какие установки, лежащие в основе позитивного мышления вы можете назвать?
- Какими способами вы обычно избавляетесь от негативных переживаний?
(Надо сказать, что педагоги щедро делятся личным опытом). В результате обсуждения у нас получилась ценная копилка полезных советов по смягчению и трансформации негативных переживаний).
Теория, совмещенная с практическими заданиями. После того, как педагоги рассмотрели и попробовали на практике способы урегулирования своего эмоционального состояния, можно переходить к теме анализа конфликта. Анализ включает, как минимум, следующие элементы.
- Определение предмета конфликта (опишите, что является предметом конфликта, используя преимущественно существительные: не что надо делать, а что является «яблоком раздора»)
- Определение оппонентов, вовлеченных в конфликт (решите, кто является главными сторонами в конфликте; составьте список действующих лиц).
- Определение подлинных интересов оппонента (задача этого этапа – выяснить мотивы, перечислить потребности и опасения каждого из участников).
- Выбор стратегии взаимодействия и взаимовыгодных предложений (составление списка рекомендаций для успешной реализации этого этапа проходит в форме «Мозгового штурма» в малых группах).
Как и в предыдущих случаях практических заданий, в завершение этого этапа работы проходит обсуждение:
- Что нового я узнал на этом этапе работы?
- Где смогу воспользоваться полученными знаниями?
- Какие вопросы остались для меня нерешенными, и о чем хотелось бы поговорить на следующих семинарах?
Проведенное занятие показало, что у педагогов возник большой интерес к предложенной теме, а также необходимость продолжения начатой работы. Все отмечали пользу от полученных знаний и желание применять их на практике не только в школе, но и в личных взаимоотношениях.
Литература:
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
- Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я.Анцупов. _ М.: ВЛАДОС, 2004.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов / Пер с нем. Р.С.Эйвадиса. – СПб.: «Светлячок»; «Речь», 2001.
- Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.
- Конфликтология в школе. Части I - III. Учебно-методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений / Под ред. С.В.Баныкиной. – М., 2002.