Урок географии по теме "Антарктида - материк мужества и стойкости"

Разделы: География


Тема: Антарктида – материк мужества и стойкости.

Цель: раскрыть особенности исследования материка Антарктида.

Задачи:

  • продолжить обучение картографическому методу географического исследования,
  • способствовать пониманию зависимости природных условий от ФГП материка,
  • создать условия для развития творческих способностей учащихся,
  • стимулировать формирование нравственного опыта школьников на примерах истинного служения Родине и науке полярных исследователей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: физ. карты полушарий и Антарктиды, глобус,  диск с мультимедийной презентацией урока, проектор, дневник исследователя, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Психологический настрой

– «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» С этими словами я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка. Какого? Пусть поможет вам эта подсказка.

II. Целеполагание

Весь континент –
Сплошная льдина,
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина.

– Догадались? Это Антарктида. Каким вы представляете себе этот континент? (Приложение 3. Слайд 1)
– А вот первое впечатление от Антарктиды известных полярников. (Приложение 3. Слайды 2, 3, 4, 5, 6)

«Антарктида! Много света, идеальная чистота, грандиозные светло-голубые айсберги в прозрачно-синей воде». (Г.Е. Лазарев)

«Огромна, уединённая снежная страна, холодно-белая под мерцающими звёздами-алмазами, блестящая в лучах дневного светила, хмурая при порывах ветра. Мы пришли, чтобы расследовать её тайны, мы надеялись согласовать их с наукой, но всё-таки здесь всегда оставалось, что-то «необъяснимое», которое ускользало о нас и всё-таки приковывало наше внимание». (Дуглас Моусон)

– Эти замечательные слова взяты из дневников и воспоминаний смелых покорителей Антарктиды.
– Сегодня по ходу урока вы будете заполнять свой индивидуальный дневник исследователя материка. Откройте его (Приложение 2). Прочтите тему.
– Какие поставите перед собой вопросы? (Кто и когда открыл Антарктиду? Где она расположена? Какие там условия? И др.)
– Наша общая цель – уточнить ФГП Антарктиды, а так же выяснить какой ценой достался миру шестой последний материк Земли.

III. Изучение нового материала

1. Визитная карточка материка

– Полярные исследователи называли материк Антарктиду – ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Есть и такие названия: «Родина снежных бурь», «страна пурги», «закованный в лёд». Какой вывод можно сделать? (Антарктида – самый холодный материк.). Запишем в дневник.
– Какими другими рекордами обладает этот материк? Обдумайте и запишите в дневник самостоятельно.

  • Самый холодный (– 89,2о С)
  • Самый белый (отражает 90% энергии)
  • Самый высокий (средняя высота 2040 м)
  • Самый южный (расположен в пределах ЮПК)
  • Самый чистый (экологически, м. с. стерильный, мин. бактерий)
  • Самые сильные ветры (м. Денисон, Земля Адели)
  • Самый мирный (правовой режим материка регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Ст. I Использование Антарктиды в исключительно мирных целях. Запрещено строительство военных баз, испытания любых видов оружия в т.ч. ядерных взрывов, захоронение радиоактивных и химических отходов)

Обмен мнениями.

2. Антарктика

– На основе анализа карты (Приложение 3. Слайд 7) сделайте вывод: Что такое Антарктика? Как она связана с материком Антарктида? Отметьте в дневнике.

3.Общие сведения (Приложение 3. Слайд 8)

  • Площадь Антарктиды – 14 млн. км2

– Какое место занимает Антарктида по площади среди других материков? (5) Стр.6
– Сравните цифровые показатели площадей Антарктиды, России и Алтайского края.

Площадь России – 17 млн. км2
Площадь Алтайского края – 168 тыс. км2

  • Зато по высоте Антарктида превышает другие материки. Средняя высота – 2040 м.
  • Постоянное население отсутствует. Даже полярники не задерживаются в Антарктиде больше 1 года. Почему? (Из-за стерильности материка, потребления дистиллированной воды из растопленного льда снижается иммунитет)

4. Физико-географическое положение

  • Определите положение Антарктиды относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. (Материк пересечён всеми меридианами Земли, почти целиком лежит за Южным полярным кругом.)
  • Эта единственная точка южного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг её оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления,  а любая на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней только в одном направлении.

– Каком? Что это за точка? Все берега Антарктиды северные. Значит, сколько будет крайних точек?
– Выполните задание №1 в дневнике исследователя. Отчёт.

  • Мы знаем, что Антарктиду открыли последней, почему? (Удалена от других материков.) Ближе? (Южная Америка)

5. Открытие и первые исследования

– Шестой континент расположился далеко в стороне от привычных путей цивилизованного мира. Долгие годы ничего не было известно об этом ледяном материке. Никто из путешественников не находил материковой земли в высоких южных широтах. Заходить в эти широты корабли боялись из-за сплошных льдов.
В XVIII в. в поисках  «южной земли» плавал известный английский мореплаватель Джеймс Кук (Приложение 3. Слайд 9).Он не раз пересекал Южный полярный круг, но материка так и не нашёл. «Если я не нашёл, то и никто не найдёт», – сказал он. С тех пор поиски «южной земли» на долгие годы прекратились, но предсказания Кука не сбылись.
– Кто распахнул для всего мира дверь в просторы самого южного материка Земли, так безапелляционно захлопнутую Куком?»
28 января 1820 года 50 лет спустя первая русская Антарктическая экспедиция во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым на двух шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый материк, позднее названный Антарктидой (Приложение 3. Слайд 10).
Итоги:  экспедиция обогнула весь материк, картировала его, но выйти на берег так и не удалось.
Важнейшей вехой в открытии Антарктиды является 1911 – 1912 гг. Открытие Южного полюса, которое имело почти детективный сюжет.
В начале осени 1909 года газеты многих стран опубликовали два любопытных сообщения. Первое пришло из Арктики. Северный полюс взят. Второе касалось исследования Антарктиды. Английские газеты и телеграфные агентства объявили об организации Британской национальной экспедиции, возглавляемой  капитаном Робертом Скоттом. Главная цель – Южный полюс.
Тогда никто ещё не знал, что сообщение о покорении Северного полюса круто изменило судьбу ещё одной экспедиции, которую снаряжал норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен. Это был человек, одержимый страстью полярных путешествий, едва ли не с детства мечтавший о походе по дрейфующим  льдам на Северный полюс. План  экспедиции уже был продуман до мельчайших подробностей. Но в разгар подготовки телеграф принёс весть. Роберт Пири уже достиг Северного полюса и на нём теперь развивается звёздно-полосатый американский флаг.
Амундсену показалось, что обрушился мир. Рухнула мечта, ни к чему оказались непомерный труд и долгие годы подготовки. А как объяснить кредиторам, что деньги истрачены зря.
– В чём Амундсен находит выход? Какое достижение может сравниться с покорением Северного полюса?
– Итак, две экспедиции – норвежская и английская штурмуют полюс. Выполните задание 2 в дневнике исследователя.

– Выявим «+» и «–» каждой экспедиции. Кто будет первым на полюсе? (Приложение 3. Слайд 11)

Амундсен                                 Скотт
собачьи упряжки                    мотосани, лошади, пешком
старт 20.10.1911 г.                  01.11.1911 г.
первый раз                              третья экспедиция

– Первыми достигли полюса норвежцы. Команда Скотта из пяти человек впряжённых в свои нагруженные сани прибыла туда же 17 января 1912 года. Чёрное пятно палатки с норвежским флагом посреди снежной пустыни сказало им, что они опоздали.

Вот несколько записей из дневника Р.Скотта на обратном пути:

15 марта температура опустилась до отметки 42 градуса ниже нуля. Ветер насквозь продувал обветшавшую одежду. Каждый шаг требовал страшного напряжения
19 марта, едва живые, мы поставили свой последний лагерь примерно в 20 км от склада, где нас ждали продукты и топливо.
Десять дней бушевала пурга. Десять дней угасала жизнь в маленькой, занесённой снегом палатке.
29 марта была сделана последняя запись. Погибая, он писал свои последние заметки, письмо жене и сыну. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – знаменитая фраза Теннисона, найденная в дневниках Р. Скотта высечена на памятном камне как дань мужеству тех, кто наперегонки рвался к Южному полюсу антарктическим летом 1911-1912 гг.

6. Современные исследования

– Обширное пятно в районе Южного полюса, появившееся на картах мира во второй половине XVIII после плаваний капитана Кука, очень медленно сокращалось, пока, наконец, к началу 50-х годов не сжалось до ограниченного пространства в самом центре Антарктиды. (Приложение 3. Слайд 12)
– Сколько времени длилось освоение Антарктиды, сравнительно небольшой по размерам? (около 200 лет) Причина понятна (отдалённость, суровость климата).
В 1957-1959гг. – велись исследования в рамках МГГ и непосредственно после него. В этот период были вложены огромные средства и усилия. Здесь работало 38 станций разных стран мира.

– Выполните задание 2 в дневнике исследователя.

Работа в парах

– Обсудите вопрос в паре.

1. Внимательно проследите за разговором этих собеседников и постарайтесь ответить на   последний вопрос.

– Это дрейфующая научная станция?
– Нет.
– Она  находится в Антарктиде?
– Да.
– Это станция российская?
– Нет.
– Она названа в честь тех, кто первым побывал в этом месте и в этом районе Антарктиды?
– Да.
– Какая это станция и где она находится?
– Назовите другие не российские станции. (Приложение 3. Слайд 13)

2. На научных станциях в Антарктиде жилые постройки особые. Они стоят на высоких сваях, прикреплённые к грунтам металлическими тросами, начищенными до блеска.
– Как вы думаете, почему они имеют такие особенности?

3. Назовите российские полярные станции. По фотодокументам догадайтесь, какие современные исследования ведутся там? (Приложение 3. Слайд 14)

7. Туризм в Антарктиде

– Многие мальчишки, да и девчонки XX века мечтали стать космонавтами и полярными исследователями, но не все ими стали. Поэтому в последнее время мы слышим в новостях, что появился первый турист в космосе, а в Антарктиде за последние 6 лет побывало более 10 тысяч туристов.

Задание. Сделайте подписи к фотографиям туристов.

(Приложение 3. Слайды15, 16, 17)

– Далёкая Антарктида за последние годы не стала ближе и приветливее, а слава её первооткрывателей не меркнет с годами. Но есть люди, которые живут с нами рядом и их гордые имена вписаны в историю этого мужественного мужского материка Антарктида.
Это наши земляки, барнаульцы.
Пётр Иванович Анисифоров, архитектор, дважды был в Антарктиде (Приложение 3. Слайд 18). Как и наши соотечественники, Беллинсгаузен и Лазарев, стал первым. По его проекту из алтайских кедров была построена первая православная церковь в Антарктиде.
Чупин Игорь Александрович в данный момент находится в Антарктиде в 4 раз (Приложение 3. Слайд 19).
В современных условиях полярники побеждают холод не путём приспособления к нему, что просто невозможно, а специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты
Рассмотреть средства.
– Для чего полярнику нужны солнцезащитные очки?
– Из каких материалов сделана одежда? Почему преобладает красный и синий цвет?
– Зачем нужна защитная маска?

IV. Итог урока

Телеграмма. (Приложение 1)
– Какой характер необходим полярнику сегодня?
– Тема урока, взволновавшая вас сегодня, на этом не закрыта. Придя домой, вы ещё раз обдумаете вопрос И.А.Чупина и напишите мини сочинение или памятку начинающему полярнику.