Тема: Антарктида – материк мужества и стойкости.
Цель: раскрыть особенности исследования материка Антарктида.
Задачи:
- продолжить обучение картографическому методу географического исследования,
- способствовать пониманию зависимости природных условий от ФГП материка,
- создать условия для развития творческих способностей учащихся,
- стимулировать формирование нравственного опыта школьников на примерах истинного служения Родине и науке полярных исследователей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: физ. карты полушарий и Антарктиды, глобус, диск с мультимедийной презентацией урока, проектор, дневник исследователя, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Психологический настрой
– «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» С этими словами я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка. Какого? Пусть поможет вам эта подсказка.
II. Целеполагание
Весь континент –
Сплошная льдина,
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина.
– Догадались? Это Антарктида. Каким вы
представляете себе этот континент? (Приложение
3. Слайд 1)
– А вот первое впечатление от Антарктиды
известных полярников. (Приложение
3. Слайды 2, 3, 4, 5, 6)
«Антарктида! Много света, идеальная чистота, грандиозные светло-голубые айсберги в прозрачно-синей воде». (Г.Е. Лазарев)
«Огромна, уединённая снежная страна, холодно-белая под мерцающими звёздами-алмазами, блестящая в лучах дневного светила, хмурая при порывах ветра. Мы пришли, чтобы расследовать её тайны, мы надеялись согласовать их с наукой, но всё-таки здесь всегда оставалось, что-то «необъяснимое», которое ускользало о нас и всё-таки приковывало наше внимание». (Дуглас Моусон)
– Эти замечательные слова взяты из дневников и
воспоминаний смелых покорителей Антарктиды.
– Сегодня по ходу урока вы будете заполнять свой
индивидуальный дневник исследователя материка.
Откройте его (Приложение 2).
Прочтите тему.
– Какие поставите перед собой вопросы? (Кто и
когда открыл Антарктиду? Где она расположена?
Какие там условия? И др.)
– Наша общая цель – уточнить ФГП Антарктиды, а
так же выяснить какой ценой достался миру шестой
последний материк Земли.
III. Изучение нового материала
1. Визитная карточка материка
– Полярные исследователи называли материк
Антарктиду – ледяным, безмолвным, пустынным,
загадочным, белым. Есть и такие названия: «Родина
снежных бурь», «страна пурги», «закованный в
лёд». Какой вывод можно сделать? (Антарктида –
самый холодный материк.). Запишем в дневник.
– Какими другими рекордами обладает этот
материк? Обдумайте и запишите в дневник
самостоятельно.
- Самый холодный (– 89,2о С)
- Самый белый (отражает 90% энергии)
- Самый высокий (средняя высота 2040 м)
- Самый южный (расположен в пределах ЮПК)
- Самый чистый (экологически, м. с. стерильный, мин. бактерий)
- Самые сильные ветры (м. Денисон, Земля Адели)
- Самый мирный (правовой режим материка регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Ст. I Использование Антарктиды в исключительно мирных целях. Запрещено строительство военных баз, испытания любых видов оружия в т.ч. ядерных взрывов, захоронение радиоактивных и химических отходов)
Обмен мнениями.
2. Антарктика
– На основе анализа карты (Приложение 3. Слайд 7) сделайте вывод: Что такое Антарктика? Как она связана с материком Антарктида? Отметьте в дневнике.
3.Общие сведения (Приложение 3. Слайд 8)
- Площадь Антарктиды – 14 млн. км2
– Какое место занимает Антарктида по площади
среди других материков? (5) Стр.6
– Сравните цифровые показатели площадей
Антарктиды, России и Алтайского края.
Площадь России – 17 млн. км2
Площадь Алтайского края – 168 тыс. км2
- Зато по высоте Антарктида превышает другие материки. Средняя высота – 2040 м.
- Постоянное население отсутствует. Даже полярники не задерживаются в Антарктиде больше 1 года. Почему? (Из-за стерильности материка, потребления дистиллированной воды из растопленного льда снижается иммунитет)
4. Физико-географическое положение
- Определите положение Антарктиды относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. (Материк пересечён всеми меридианами Земли, почти целиком лежит за Южным полярным кругом.)
- Эта единственная точка южного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг её оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней только в одном направлении.
– Каком? Что это за точка? Все берега Антарктиды
северные. Значит, сколько будет крайних точек?
– Выполните задание №1 в дневнике исследователя.
Отчёт.
- Мы знаем, что Антарктиду открыли последней, почему? (Удалена от других материков.) Ближе? (Южная Америка)
5. Открытие и первые исследования
– Шестой континент расположился далеко в
стороне от привычных путей цивилизованного мира.
Долгие годы ничего не было известно об этом
ледяном материке. Никто из путешественников не
находил материковой земли в высоких южных
широтах. Заходить в эти широты корабли боялись
из-за сплошных льдов.
В XVIII в. в поисках «южной земли» плавал
известный английский мореплаватель Джеймс Кук (Приложение 3. Слайд 9).Он
не раз пересекал Южный полярный круг, но материка
так и не нашёл. «Если я не нашёл, то и никто не
найдёт», – сказал он. С тех пор поиски «южной
земли» на долгие годы прекратились, но
предсказания Кука не сбылись.
– Кто распахнул для всего мира дверь в просторы
самого южного материка Земли, так
безапелляционно захлопнутую Куком?»
28 января 1820 года 50 лет спустя первая русская
Антарктическая экспедиция во главе с Ф.Ф.
Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым на двух шлюпах
«Восток» и «Мирный» открыли новый материк,
позднее названный Антарктидой (Приложение
3. Слайд 10).
Итоги: экспедиция обогнула весь материк,
картировала его, но выйти на берег так и не
удалось.
Важнейшей вехой в открытии Антарктиды является
1911 – 1912 гг. Открытие Южного полюса, которое имело
почти детективный сюжет.
В начале осени 1909 года газеты многих стран
опубликовали два любопытных сообщения. Первое
пришло из Арктики. Северный полюс взят. Второе
касалось исследования Антарктиды. Английские
газеты и телеграфные агентства объявили об
организации Британской национальной экспедиции,
возглавляемой капитаном Робертом Скоттом.
Главная цель – Южный полюс.
Тогда никто ещё не знал, что сообщение о
покорении Северного полюса круто изменило
судьбу ещё одной экспедиции, которую снаряжал
норвежский полярный исследователь Руаль
Амундсен. Это был человек, одержимый страстью
полярных путешествий, едва ли не с детства
мечтавший о походе по дрейфующим льдам на
Северный полюс. План экспедиции уже был
продуман до мельчайших подробностей. Но в разгар
подготовки телеграф принёс весть. Роберт Пири
уже достиг Северного полюса и на нём теперь
развивается звёздно-полосатый американский
флаг.
Амундсену показалось, что обрушился мир. Рухнула
мечта, ни к чему оказались непомерный труд и
долгие годы подготовки. А как объяснить
кредиторам, что деньги истрачены зря.
– В чём Амундсен находит выход? Какое достижение
может сравниться с покорением Северного полюса?
– Итак, две экспедиции – норвежская и английская
штурмуют полюс. Выполните задание 2 в дневнике
исследователя.
– Выявим «+» и «–» каждой экспедиции. Кто будет первым на полюсе? (Приложение 3. Слайд 11)
Амундсен Скотт
собачьи
упряжки
мотосани, лошади, пешком
старт 20.10.1911
г.
01.11.1911 г.
первый
раз
третья экспедиция
– Первыми достигли полюса норвежцы. Команда Скотта из пяти человек впряжённых в свои нагруженные сани прибыла туда же 17 января 1912 года. Чёрное пятно палатки с норвежским флагом посреди снежной пустыни сказало им, что они опоздали.
Вот несколько записей из дневника Р.Скотта на обратном пути:
15 марта температура опустилась до отметки 42 градуса ниже нуля. Ветер насквозь продувал обветшавшую одежду. Каждый шаг требовал страшного напряжения
19 марта, едва живые, мы поставили свой последний лагерь примерно в 20 км от склада, где нас ждали продукты и топливо.
Десять дней бушевала пурга. Десять дней угасала жизнь в маленькой, занесённой снегом палатке.
29 марта была сделана последняя запись. Погибая, он писал свои последние заметки, письмо жене и сыну. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – знаменитая фраза Теннисона, найденная в дневниках Р. Скотта высечена на памятном камне как дань мужеству тех, кто наперегонки рвался к Южному полюсу антарктическим летом 1911-1912 гг.
6. Современные исследования
– Обширное пятно в районе Южного полюса,
появившееся на картах мира во второй половине XVIII
после плаваний капитана Кука, очень медленно
сокращалось, пока, наконец, к началу 50-х годов не
сжалось до ограниченного пространства в самом
центре Антарктиды. (Приложение 3.
Слайд 12)
– Сколько времени длилось освоение Антарктиды,
сравнительно небольшой по размерам? (около 200 лет)
Причина понятна (отдалённость, суровость
климата).
В 1957-1959гг. – велись исследования в рамках МГГ и
непосредственно после него. В этот период были
вложены огромные средства и усилия. Здесь
работало 38 станций разных стран мира.
– Выполните задание 2 в дневнике исследователя.
Работа в парах
– Обсудите вопрос в паре.
1. Внимательно проследите за разговором этих собеседников и постарайтесь ответить на последний вопрос.
– Это дрейфующая научная станция?
– Нет.
– Она находится в Антарктиде?
– Да.
– Это станция российская?
– Нет.
– Она названа в честь тех, кто первым побывал в
этом месте и в этом районе Антарктиды?
– Да.
– Какая это станция и где она находится?
– Назовите другие не российские станции. (Приложение 3. Слайд 13)
2. На научных станциях в Антарктиде жилые
постройки особые. Они стоят на высоких сваях,
прикреплённые к грунтам металлическими тросами,
начищенными до блеска.
– Как вы думаете, почему они имеют такие
особенности?
3. Назовите российские полярные станции. По фотодокументам догадайтесь, какие современные исследования ведутся там? (Приложение 3. Слайд 14)
7. Туризм в Антарктиде
– Многие мальчишки, да и девчонки XX века мечтали стать космонавтами и полярными исследователями, но не все ими стали. Поэтому в последнее время мы слышим в новостях, что появился первый турист в космосе, а в Антарктиде за последние 6 лет побывало более 10 тысяч туристов.
Задание. Сделайте подписи к фотографиям туристов.
(Приложение 3. Слайды15, 16, 17)
– Далёкая Антарктида за последние годы не
стала ближе и приветливее, а слава её
первооткрывателей не меркнет с годами. Но есть
люди, которые живут с нами рядом и их гордые имена
вписаны в историю этого мужественного мужского
материка Антарктида.
Это наши земляки, барнаульцы.
Пётр Иванович Анисифоров, архитектор, дважды был
в Антарктиде (Приложение 3.
Слайд 18). Как и наши соотечественники,
Беллинсгаузен и Лазарев, стал первым. По его
проекту из алтайских кедров была построена
первая православная церковь в Антарктиде.
Чупин Игорь Александрович в данный момент
находится в Антарктиде в 4 раз (Приложение
3. Слайд 19).
В современных условиях полярники побеждают
холод не путём приспособления к нему, что просто
невозможно, а специальной одеждой, обувью,
средствами индивидуальной защиты
Рассмотреть средства.
– Для чего полярнику нужны солнцезащитные очки?
– Из каких материалов сделана одежда? Почему
преобладает красный и синий цвет?
– Зачем нужна защитная маска?
IV. Итог урока
Телеграмма. (Приложение 1)
– Какой характер необходим полярнику сегодня?
– Тема урока, взволновавшая вас сегодня, на этом
не закрыта. Придя домой, вы ещё раз обдумаете
вопрос И.А.Чупина и напишите мини сочинение или
памятку начинающему полярнику.