Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы помочь детям осознать, что овладеть языком как средством общения — это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности; чтением, слушанием, говорением и письмом; вооружить школьников навыками осмысленного и беглого чтения текстов разных стилей речи; навыками грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной форме в различных условиях общения, адекватного восприятия чужой речи, в частности учебной информации, передач радио и телевидения; навыками критической оценки своей и чужой речи, прибегая к лингвистическим знаниям, словарям, справочной литературе, т. е. проявляя языковую и коммуникативную компетенцию(все ключевые компетенции, на мой взгляд, взаимосвязаны и взаимопроникаемы).
За годы работы в школе я разработала свою систему речевой подготовки учащихся, позволяющую сразу оценить разные стороны усвоения учебного материала: умение слушать, понимать и запоминать информацию, усваивать речевые образцы, воспроизводить первичный текст в логической последовательности, использовать наряду с авторскими словами и собственные обороты речи. Реализуя принцип системности в обучении сочинению, приучаю школьников применять алгоритм осмысленно и творчески.
В последние годы работаю по учебнику «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской. Выбирая этот учебник, проанализировала программу, содержание и пришла к выводу, что идеи авторов мне очень близки, т. к. особенностью разработанной ими системы обучения является направленность на речевое развитие школьников.
«Нет уроков без чтения!» Это лозунг моих уроков русского языка не только в 5, 6, но и в 7 и даже в 8, 9 классах. Опыт работы показывает, что часто учащиеся не только 5, но и более старших классов затрудняются самостоятельно прочитать, понять и пересказать учебный текст; извлечь из текста, словаря, справочника необходимую информацию; осознать и точно выполнить задания к упражнению, задаче и другим видам учебных работ, поэтому на своих уроках я много работаю с непривычными для детей книжными стилями речи. В связи с этим самое серьёзное внимание уделяю работе с лингвистическим текстом и словарями. На помощь приходит учебник, в котором есть специальная рубрика «Учись читать и пересказывать лингвистический текст». Такой текст, например, в 5 классе для более лёгкого его осмысления членится на микротемы под цифрами 1, 2 и т.д. В дальнейшем рубрика упрощается и исчезает с 8 класса, но членение текста на микротемы сохраняется на всём протяжении обучения в среднем звене школы.
Система заданий («Выпишите предложение, передающее главную мысль», «Составьте план по абзацам», «Выпишите новые термины» и др.) развивает внимание учащихся, помогает им лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста.
Осваивая теорию посредством научного описания, дети постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта кропотливая и ваэюная работа постепенно приводит учащихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действенного знания.
Работа на уроках с разными видами словарей способствует формированию не только коммуникативной, но и лингвистической и информативной компетенции.
Параллельно с развитием навыков чтения-понимания научной информации веду работу с художественными и публицистическими текстами. На них отрабатываются навыки выразительного чтения, тесно связанные с анализом образно-эстетических особенностей соответствующих отрывков. Выясняется автор художественного текста, его отношение к изображаемой действительности; определяется стиль и тип речи; рассматриваются языковые средства, создающие художественную ткань произведения. Все эти особенности диктуют правильное прочтение: интонацию, отвечающую авторскому замыслу, необходимые логические ударения, тембр и темп речи. Художественный текст, как, впрочем, и научный, читается несколько раз, стихотворный к тому же заучивается (чем больше образцов текстов будет знать ребёнок наизусть, тем быстрее будет обогащаться его речь).
Ознакомление с языковыми особенностями публицистической речи, со способами организации публицистического высказывания, с разными жанрами публицистики имеет практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни сегодняшнего школьника, поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, он должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.
Пристальное внимание уделяю и развитию навыков говорения, т. к. способность говорить на лингвистические темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определённой области науки.
Развитию этих способностей помогает работа с эпиграфами к разделам и темам, с образцами научной речи, научного способа действия, схемами грамматического разбора, над сочинениями по картинам с лингвистическим заданием. Развитие навыков говорения на лингвистические темы – одна из труднейших задач. Не зря академик Л.В.Щерба утверждал, что учить научной речи всё равно, что учить иностранному языку. Поэтому для 5-6 классов даю тексты с элементами занимательности (рассказы о значении языка в жизни людей, о случаях воспитания детей животными и т.д.). Эти тексты интересны и доступны по содержанию, обладают мотивирующим эффектом, пробуждающим интерес к изучению языка.
Эти лее тексты использую для обучения слушанию. В данном случае сама читаю учебный текст, предварительно нацелив детей на восприятие научной информации заданиями типа «Определите предмет речи»; «Выделите основное в высказывании: что именно говорится о предмете речи? Какие признаки понятия вы выделили? Какое обоснование даётся языковому явлению?».
Дети на уроках учатся слушать не только учителя, но и друг друга, чтобы по завершении ответа одноклассника дополнить, задать вопрос, объективно оценить выступавшего.
Стоящая задача — пересказ текстов оказывается доступной для учащихся. Система заданий побуждает к дискуссии, включает элементы рассуждения, постепенно готовит ребёнка к более сложным видам деятельности: языковому анализу, высказываниям-размышлениям на лингвистические темы. Это направление в работе усиливаю за счёт чтения и пересказа отрывков из многочисленных научно-популярных брошюр и книг, изданных специально для учащихся.
Языковому анализу дети обучаются, начиная с отдельных фрагментов. Постоянно предлагаю задания на обнаружение изучаемых грамматических категорий: выписать слова определённой части речи или конкретной грамматической формы, заданной морфемной структуры; выписать слова с переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы; найти сложное предложение или предложения с однородными членами и т.д. Подобные задания формируют способность учащихся свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка, без чего не может быть усвоен собственно языковой материал.
Приступая к изучению конкретной темы, предварительно убеждаюсь, что учащиеся на 85-90% опознают ту категорию языка, которая станет предметом специального рассмотрения. И уже на эту прочную базу накладываются разные виды разбора, рассуждения на лингвистическую тему, разнообразные сочинения («Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?», «Что такое синонимы?», «Что необычного в причастии? » и т.д.).
Кроме того, учащиеся создают высказывания (типа небольших своеобразных сочинений) на основе репродукций картин и фотографий с заданием употребить определённые части речи, грамматические конструкции (односоставные предложения, предложения осложнённого типа) и т.п.
Для уроков развития речи мною разработана система заданий, сочинений и изложений, рассчитанных на всестороннее развитие у учащихся навыков связной речи с опорой на речеведческие понятия стилей и типов речи, текста.
Таким образом, проблема совершенствования навыков говорения решаю путём единства двух подходов: через раздел «Речь» (отрабатываются коммуникативные умения и навыки) и через речевой аспект раздела «Язык», нацеленный на формирование научной речи.
Хочется подчеркнуть, что развитие навыков говорения предполагает внимание к совершенствованию навыков устной литературной речи. И этому я уделяю большое внимание. В частности, веду систематическую работу над правильным произношением, по формированию культуры речи: отрабатываю навыки интонирования, организую наблюдения над звукописью, даю скороговорки в целях исправления дефектов произношения, обращаю внимание на образные средства языка, на речевой этикет. Таким образом, обучение говорению на языке предмета способствует формированию как коммуникативной, так и лингвистической компетенции.
Наряду с работой над устной речью большое внимание уделяю формированию у учащихся правильной, грамотной, точной, образно-индивидуальной письменной речи. Как известно, опыт письменной деятельности значительно уступает практическим навыкам других интеллектуальных видов. Ребёнок, подросток вне учебных занятий по собственной инициативе в часы досуга может рисовать, заниматься ручным трудом, техникой, спортом, музыкой, смотреть телевизор, но в редких случаях он пишет. Навыки письма формирую и отрабатываю не только при написании разного вида специальных и традиционных сочинений и изложений, но ив процессе письменного толкования пословиц, афоризмов, эпиграфов и других произведений малых форм; при ответах на вопросы по лингвистическому тексту, при выполнении разных видов разборов и т.д.
Формированию коммуникативной и корпоративной компетенции способствует работа детей в парах и группах, т. к. предполагает сотрудничества. В эффективности такой работы я убеждаюсь при изучении таких тем, как «Диалог», «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова» и др., при проведении уроков-деловых игр (например, «Делаем газету» в 8 кл.), в старших классах при выполнении детьми такого вида творческого задания, как написание сочинения на одну тему в разных стилях и жанрах.
Как было сказано выше, я провожу много творческих работ, связанных с описанием картин или фотографий. Так, в 6 классе при изучении темы «Описание помещения» в учебнике предлагается такое задание: «Представьте себя экскурсоводом. Подготовьте текст экскурсии по кабинету А. С. Пушкина на Мойке или М. Ю. Лермонтова в Тарханах, воспользовавшись фотографиями на вклейке». А я предлагаю выполнить это задание применительно к Дому-музею Г.В. Свиридова, который находится у нас в Фатеже. Для этого мы с детьми идём туда на экскурсию.
Особое место в системе развития речи занимает деловое письмо. Деловые бумаги, с которыми знакомятся выпускники основной школы, представляют собой жёстко формализованные тексты с устойчивой структурой и деловой фразеологией. Задача обучения здесь проста и сводится к тому, чтобы ученики запомнили обязательные структурные части деловой бумаги, языковые средства, характерные для делопроизводства, и научились воспроизводить их на материале собственного жизненного опыта.
Психолого-педагогическую поддержку считаю одним из важных условий сформирования коммуникативной компетенции обучающихся. Свою задачу вижу здесь в том, чтобы создавать на уроках атмосферу для целостного развития личности, её нравственного и психического здоровья, эмоционального благополучия.
В работе опираюсь на психолого-педагогические теории, разработанные Б.Г. Ананьевым, А.В. Петровским (принципы системности и активности), Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным (принцип развития, теория о взаимосвязи деятельности и общения).
Результатами своей педагогической деятельности по решению указанной проблемы считаю следующее:
- большинство моих учащихся умеют писать и говорить на тему, подчинять высказывания определённой мысли, составлять план сочинения, решать вопросы композиции текста, соблюдать логическую последовательность в изложении материала;
- учащиеся успешно сдают итоговую аттестацию;
- активно участвуют в районных, областных и Всероссийских конкурсах сочинений;
- являются юнкорами районной газеты;
- поступают в вузы на факультет журналистики ;
- посещают драмкружок и кружок «Досуг» при ДПШ и, как следствие,успешно выступают на школьных и районных концертах и праздниках;
- моя ученица Гулидова Юлия стала актрисой Курского драмтеатра имени А. С. Пушкина.