"Музыка - высшая форма человеческого познания"
О.Шпенглер
В вопросе познания духа наука и культура должны идти параллельными путями. Нам нужно новое видение мира, и такая система образования, воспитания, при котором духовное наследие прошлого будет столь же значительно и важно, как и достижение науки и техники. Психологические исследования последних лет отмечают, что у учащихся всех возрастных уровней отсутствует устойчивый интерес к процессу обучения в целом. Показатель эстетической воспитанности низок.
Главным недостатком образования, на мой взгляд, является чрезмерная специализация знаний. Акцент на функциональной стороне образования подавляет способность и интерес учащегося к творчеству и самостоятельному мышлению.
Всякая творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к роду творческого поведения. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее. Такой вид деятельности, основанный на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением.
На деле воображение, как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительных сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Как говорил Эйнштейн, "Воображение - важнее знаний, ибо знание ограничено, а воображение охватывает все". В этом смысле все решительно, что окружает нас, что сделано рукой человека, весь мир культуры - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Мир многообразен и неограничен и главное здесь - найти свое я. Музыкальное развитие ребенка помогает постичь искусство во всем его многообразии, создать осмысленный образ реальности и дать ключ к духовному совершенству.
По словам Белинского, "Искусство - это мышление образами". Это опрёделение включает два ключевых понятия "мышление" и "образ". Установлено, что образное мышление основано на воображении, фантазии, зрительном, слуховом, ассоциативном восприятии. Следовательно, если развить в ребенке именно эти формы познания мира, то задача развития образного мышления будет достигнута.
В связи с этим мною разработана программа "Вдохновение" нацеленная на формирование культуры учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и созидательных качеств личности, а также представляет попытку переориентирования педагогического мышления на философско-эстетическое культурологическое сознание.
Постижение гармонии музыки природы и природы в музыке, генетического родства природы, человека, искусства - ядро концепции. Чувствование этой гармонии в ребенке и пробуждает ощущение себя в мире и мира в себе. Одним из ключевых моментов предлагаемой концепции является идея человека как составляющей частицей Вселенной, "идея золотого зерна" (как именовали ее в Древнем Китае).
Данная программа имеет в себе художественно-просветительский подход и предполагает выработку психологических мировоззренческих, художественных качеств, основанных на самораскрытии личности, как универсальном методе развития целостного человека.
Программа "Вдохновение" в своей основе имеет:
- дифференцированный подход к обучению;
- личностно-духовное ориентирование;
- возможность для полной реализации творческих способностей.
Цель программы - развитие творческой личности ориентированной на гармонизацию отношений с окружающей средой.
Это достигается в ходе решения следующих задач:
- развитие у школьников чувственно-эмоционального и целостно-оценочного отношения к действительности, художественной и музыкальной культуре, литературе;
- формирование художественно-образного мышления обучающихся средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
- развитие интеллектуального творческого потенциала личности школьника.
Программа базируется на комплексном подходе к постижению мира искусств, суть которого заключается в их интеграции в контексте каждой темы. Ведущим является принцип художественных ассоциации между различными видами искусств, взаимодействие которых в отличие от разрозненных художественных впечатлений формирует художественно-образное мышление, способствует гармоничному развитию личности. раскрытие ассоциаций происходит через категории "цвет", "звук", "слово", каждая из которых в определенный период выступает в качестве основополагающей.
Важно отметить критерии, которые должны быть учтены при отборе материала для уроков:
- возрастные особенности учащихся;
- соответствие материала основной идее урока;
- ассоциативность;
- высокий художественный уровень произведений.
В данном случае эстетический принцип отбора совпадает с методическим, поэтому самое совершенное в художественном отношении становится наиболее эффективным и в обучении.
Таким образом, главной задачей программы музыкально-эстетического образования на моих уроках является формирование у детей художественно-творческой познавательной активности, воображения, через совершенствование форм и методов музыкального обучения.
Общие методологические положения моей программы заключаются в переориентации учебно-воспитательного процесса на саму личность.
Наиболее эффективными методами обучения являются:
- проблемно-поисковый (ориентированный на поиск взаимосвязей с другими видами искусств);
- сопоставления;
- моделирование художественного образа;
- мелодико-графического интонирования;
- музыкально-образной драматургии;
- представления, обобщения, погружения.
На первом этапе учащиеся постигают мелодико-образную сферу произведения, звучание мелодии в контексте художественного образа. Учащиеся раскрывают музыкальный образ через художественное творчество. А развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом необычном ракурсе, когда школьник становится на позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника. Поэтому основным методом обучения на моих уроках является метод "моделирования" музыкального образа и метод "мелодико-графического интонирования".
Таким образом, слушая музыку, учащиеся глубже постигают мелодико-образную сферу музыкального произведения, где движения мелодического рисунка совпадает с образной картинкой мира в произведении.
В основе технологии лежит теория знаков (символов) и знаковых систем, художественных образов. Художественный образ - основное интонационное ядро музыкального произведения, а из элементов музыки (символов) складывается музыкальный текст. В каждом музыкальном произведении органично сплетаются основные символы природы - земля, вода, воздух и огонь. И свою задачу, как преподавателя, в этом случае я вижу в развитии в учащихся понимание языка музыки, как способа познания гармонии мира.
Основная идея произведения выявляется при помощи верного истолкования вложенных в него символов.
Как только в голове учащегося складывается знаковая система так музыка, и сами знаки обретают для него художественно-выразительное значение.
(Под "знаковой системой" в данном случае следует понимать систему образов, представлений и ассоциаций об окружающем мире на фоне того или иного произведения. И здесь моя преподавательская задача сводится к упорядочиванию этой системы.)
Через музыку ученики осознают и осмысливают свой внутренний мир, а также, путем анализа своих переживаний и в процессе обсуждения выражают свою мировоззренческую позицию.
Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:
а) слушания музыки,
б) творческой деятельности исполнительства,
в) познавательной деятельности,
г) общественно полезной деятельности выражающейся в сознании и активной пропаганде музыкального искусства.
В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают закономерности музыкального языка. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительной деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительных навыков, развить способности детей.
Программа "Вдохновение" предполагает разноуровневое обучение, урок музыки и внеурочную деятельность (специальный курс и кружковую деятельность).
Дети с высокой познавательной потребностью имеют возможность углубленного изучения материала учебного предмета на специальном курсе по музыке, где мною разработана программа "Природа - источник вдохновения", основными задачами которой являются:
- расширение представлений детей о мире музыкального искусства;
- более углубленное развитие творческих способностей, что позволяет воспитать творческую личность, ориентированную на гармонизацию своих отношений с окружающей средой.
Учащиеся с высоким творческим (вокальным) задатками выходят на внеурочную (кружковую) деятельность, с целью развития индивидуальных способностей.
В связи с этим, мною создан вокально-хоровой коллектив.
Для младшего звена ансамбль "Вдохновение", для старшего звена - ансамбль "Инверсия", что является гармоничным продолжением моей урочной деятельности, в контексте общегородской программы по работе с одаренными детьми. Основная задача музыкального воспитания на занятиях хора (кружковой работе) - дать возможность учащимся максимально реализовать свои вокальные способности, через постижение музыкального языка.
Хоровое пение является активной формой музыкального образования. Хоровое пение, как коллективная музыкальная деятельность влияет на развитие общей культуры учащихся. Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе. Хоровая деятельность активная и социально ценная, представляет существенный фактор обеспечивающий становление личности.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие на моих уроках, спецкурсах, занятиях вокального ансамбля идут взаимосвязано и неразрывно. Развивая вкус и приобщая к лучшим образцам классической, современной и народной музыке, я формирую интерес к хоровому исполнительству и культуре в целом.
На занятиях хора я приучаю детей слышать красоту звука и слова в единстве, где музыка - неотъемлемое качество форм, линий, цвета. Для этого мною создан ряд вокальных упражнений развивающих не только певческие навыки, но и творческое воображение. Например, упражнение на дыхание "волшебный ветер" (дуем на божественный цветок, так чтобы он не угас). Упражнения "Зов джунглей", "Ночная птица", "Шум ветра", "Маленький динозаврик".
Таким образом, у учащихся вырабатывается способность эмоционально реагировать на прекрасное в музыке (искусстве).
Основными принципами, используемыми как на уроках, так и во внеурочной деятельности являются:
- принцип дифференцированного обучения через индивидуальные задания, работе по группам (тестам);
- принцип возрастной психологической периодизации;
- принцип интеграции (синтез трех видов искусств).
Такой комплексный подход в обучении, объединяющий разные виды деятельности, позволяет развить музыкальную культуру личности ученика, где он приобретает:
- индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных (творческих) потребностей,
- интегративное свойство личности учащегося, главным показателем которого является развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему
- отношение, потребность в различных образцах художественной культуры (музыке), музыкальная наблюдательность);
- развитость музыкально-эстетических идеалов; критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям в искусстве.
Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:
- композиционно-мыслительной;
- творческой;
- познавательной;
- урочно-ролевой (урок-игра, урок-сказка, урок-мастерская, урок-путешествие, урок-концерт, урок-праздник).
Игры, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности активизируют способность детей самостоятельно мыслить. Самая интересная игра - "думать".
Через процесс активного наблюдения, переживания в игровой форме различных явлений окружающего мира, воссозданных в произведениях искусства, активизируется собственная созидательная деятельность ученика, расширяется представление о мире музыке и музыкальных явлениях, а обучение на языке образов оптимизируют эмоционально-образную сферу мышления ребенка.
На своих уроках музыки чаще всего я использую сюжетно-ролевые и проблемно-поисковые игры. Через игру происходит вживание в художественный мир музыкальных произведений (роль, сюжет, ситуацию). Например: все уроки в первом классе проходят в виде игр, где каждый ученик участвует в представлении-сказке "Во дворце у Феи Гармонии". Чтобы попасть в сказку, ученики ищут музыкальный ключ, озвучивают и "расставляют" волшебные нотки, попадают в сказку на волшебном корабле, становятся музыкантами, перевоплощаясь в образы скрипки, флейты, гитары, встречаются с доброй феей и старухой Диссонанс, расколдовывают музыкальные цветы, танцуют и поют на полянке.
Проблемно-моделирующая игра требуя самостоятельного творческого мышления.
- Это сочинение песен по кругу.
- Защита фантастических проектов (например: необычная встреча с композитором).
- Словесное рисование (Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?).
- Создание музыкально-литературных портретов.
Полноценное восприятие художественных образов развивает в ребенке память, внимание, логику и интеллект в целом:
- развиваются творческие способности, оригинальность мысли;
- пространственное мышление;
- речь;
- умение анализировать, комбинировать;
- творческое воображение.
Развивая через музыку творческое мышление, способностей - развивается и сама личность ученика:
- формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное;
- формируется творческая активность;
- стимулируется познавательная активность.
А также воспитываются трудовые навыки, закладывается основа ценностной личности, воспитываются духовные качества через приобщение к ценностям искусства, воспитываются умения самостоятельно принимать решения, чувства коллективизма.
Школа должна научить детей понимать природу вещей, законов бытия, стремлению жить в гармонии с окружающим миром, "чувству прекрасного".
Эстетизация общества - это развитие в каждом человеке творческого потенциала, а это возможно лишь тогда, когда он владеет художественно-творческими навыками, без которых не возможен процесс преобразования мира.