Цели урока.
1.Обобщить и закрепить знания учащихся по теме « Части речи».
2.Формировать правильное произношение звуков [ч’], [щ`] сопоставляя с
произношением на родном языке.
3.Активизировать познавательную деятельность через использование сказочных
элементов.
4.Расширять и обогащать словарный запас.
5.Пробуждать интерес к изучению русского языка, используя занимательные
задания.
6.Воспитывать доброе отношение к окружающим.
Оборудование. Сигнальные карточки, персонажи русской народной сказки «Колобок», демонстрационная таблица «Части речи», компьютерные слайды, индивидуальные карточки, рисунки фруктов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Это урок-приключение. Мы отправимся в путешествие в сказку «Колобок». Вы знаете её? Будете моими помощниками. Наша сказка необычная. Герои нашей сказки живут в стране Языкознания.
Итак, жили-были дед да баба. Попросил однажды дед бабу: «Испеки мне колобок». «Испеку, коли ты научишь его потом уму-разуму, да русскому языку»,- ответила ему старуха. Старик, конечно, согласился, и совсем скоро вынула баба из печки золотистый, ароматный колобок.
Говорит дед: «Пусть остынет колобок. А потом начну учить его уму-разуму». Но Колобок совсем не хотел учиться. Только дед с бабой отправились отдохнуть, Колобок выкатился во двор и покатился по дорожке в лес. Катится он, катится… вдруг навстречу ему Заяц:
-Эй, Колобок, я раньше не встречал тебя в нашем лесу.
-Меня только что испекли, - отвечает Колобок.
-Ну, тогда я тебя съем!
-Не ешь меня, я тебе песенку спою.
-Не до песен мне. В нашей стране каждый должен знать русский язык. Если выполнишь задание, тогда я не стану тебя есть.
Да где же новоиспеченному Колобку его выполнить?! А мы с вами целый год изучаем русский язык. Давайте, поможем ему? Начнем с артикуляционных упражнений.
II. Артикуляционные упражнения (слайд)
1. Ча - ща чу - щу чи - щи че - ще
2. Скороговорка
.Ча-ча-ча горит в комнате свеча.
3.Ступеньки слов.
Ча. (й) ча. (с)
Ча..(сы) чащ. (а)
Ча… (шки) ча…. (йник)
III. Закрепление изученного материала.
1. Имя существительное
Учитель. А теперь чтобы помочь Колобку нам предстоит отгадать загадки.
Отгадывание загадок.
Вы готовы?
На дворе сидит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт-
Она знать даёт. (Собака)Голодная мычит,
Сытая жуёт.
Всем ребятам пить даёт. (Корова)По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается.
Доят, а не корова.
С пухом, а не птица. (Коза)Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
а зимой сосет он лапу. (Медведь)
(По мере отгадывания на магнитную доску или на экран вывешиваются рисунки с изображениями и надписью ответов с пропущенными буквами: с. обака, к. рова, .вца, к.за, м.дведь.)
Работа в тетрадях.
Учитель. Молодцы, справились с заданием. Теперь нам нужно вставить пропущенные буквы. Учитель называет слово, а ученики на сигнальных карточках показывают пропущенную букву, которая затем проверяется по компьютеру. Потом дети записывают слова в тетрадь, подчеркивают вставленные буквы.
Учитель. Найдите среди этих слов то, которое можно назвать лишним по смыслу.
Медведь-лишнее слово т.к. он - дикое животное, а остальные слова обозначают домашних животных.
Учитель. Какой частью речи являются наши слова-отгадки?
Дети. Имя существительное.
Учитель. Что вы знаете об имени существительном? Продолжите фразы: (слайд)
Имена существительные – это слова, которые
-обозначают …
-отвечают на вопросы …
-изменяются по …
Учитель. А что имеют имена существительные?
Дети. Имена существительные имеют род: мужской, женский, средний.
Учитель. А на татарском языке имена существительные имеют род?
Учитель. А на татарском языке понятие род отсутствует. Например, девочка шла - кыз бара. Мальчик шел - малай бара.
Учитель. Как определяем род имен существительных?
Дети. Подставляем слова. В мужском роде – он, мой;
в женском роде – она, моя;
в среднем роде – оно, моё.
IV. Физкультминутка.
2. Игра «Жадина»
Учитель. А давайте поиграем в игру «Жадина». Представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: чей это апельсин? (Мой апельсин.) Чья слива? (Моя слива.) Чье яблоко? (Мое яблоко.) Чьи бананы? (Мои бананы.)
Учитель. Ребята, а вам нравятся жадные люди?
Дети. Не нравятся. Нельзя быть жадным.
Учитель. Молодцы! Я знаю, что среди нас нет, и не будет жадных.
3. Имя прилагательное
Учитель. А теперь устно подберите к данным существительным слова, обозначающие их признаки.
Дети. Сочная слива, красное яблоко, сладкий апельсин, вкусные бананы.
Учитель. Давайте их запишем. На какие вопросы отвечают подобранные вами слова?
Дети. Какой? Какое? Какая? Какие?
Учитель. К какой части речи они относятся?
Дети. К имени прилагательному.
Учитель. Итак, повторим для Колобка, что вы знаете о прилагательном? Продолжите фразы: (слайд)
Имена прилагательные – это слова, которые
-обозначают …
-отвечают на вопросы …
-изменяются по … и по …
4.Глагол
Учитель. Покатился Колобок дальше. Катится он, катится. Вдруг навстречу ему серый волк. Говорит он Колобку:
- Я тебя сейчас съем, я сегодня особенно злой, страшный.
- Почему же ты сегодня особенно злой?- спрашивает Колобок.
-Да вот не могу выполнить задание лесного учителя. Если поможешь выполнить задание, не съем, отпущу тебя.
Учитель. Задание 1. Из данных слов нужно выбрать только глагол.
Учитель. Ребята, а что вы знаете о глаголе? План ответа: (слайд)
Глаголы – это слова, которые
-обозначают …
-отвечают на вопросы …
-изменяются по …
(Заслушиваются ответы детей.) Работа в группах по карточкам.
Забота, заботливый, заботиться;
Дружить, дружба, дружный;
Белый, белить, побелка;
Смех, смеяться, смешной;
Стареет, старик, старый;
Светлый, светлеет, свет;
Темнота, темный, темнеет.
*Задание 2. Прочитайте. Ст.ит ч.десная погода. Пестрым к.вром покрыты х.лмы. Цв.точная роспись укр.шает тропинки и доро.ки.
В тенистом л.су растет ландыш. Ландыш- это подарок весны.
Какие знакомые части речи вам встретились?
Объясните правописание пропущенных букв.
Учитель. Покатился наш Колобок дальше. Катится он, катится.… Вдруг навстречу ему медведь.
-Колобок, Колобок, я тебя съем.
-Да что ты, я от бабушки ушёл, я от зайца ушёл и от волка ушел.
- Как же ты смог уйти от зайца и волка?
-А я им с помощью моих друзей задания выполнить помог.
-Тогда и мне помогите. Не могу вспомнить про какие-то маленькие слова.
5. Предлоги.
Учитель. Ребята, давайте прочитаем эти маленькие слова. Читаем с таблицы предлоги. (Слайд)
- Как называются эти слова?
Дети. Это предлоги.
Учитель. Что вы знаете о предлогах. (Слайд)
Предлоги – это маленькие слова, которые
-пишутся раздельно с другими словами,
-служат для связи слов в предложении.
Учитель. Вот теперь мы сможем выполнить задание. Прочитайте текст про себя.
Учитель. Подумайте, какие предлоги нужно вставить в текст. (Слайд)
… апреле тает снег. … дальних краев прилетели птицы. … деревьях распускаются почки. Весенний воздух пахнет свежестью. Дети весело играют … улице.
Текст списывается с экрана с комментированием. (Повторяются такие орфограммы, как безударная гласная, проверяемая ударением, отдельное написание предлогов.)
Учитель. Вот катится наш Колобок дальше. А навстречу ему лиса хитрая-прехитрая. Говорит она ему:
- Наслышана я о тебе да, о твоих друзьях. Но от меня тебе не отвертеться. Мое задание будет самым хитрым, самым трудным.
IV.Восстановление деформированных предложений (Слайд)
Из данных слов составьте предложения.
а) растопила, снежные, весна, сугробы;
б) листвой, деревья, украсились, помолодевшие;
в) крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;
г) слышатся, задорные, всюду, пернатых, песни.
V. Итог урока. Учитель. Вот мы и помогли Колобку справиться со всеми заданиями, и никто его не съел. Я думаю, из сегодняшнего урока Колобок взял для себя много полезного, решил вернуться к бабушке и дедушке учиться уму-разуму.
- А чем для вас был полезен наш сегодняшний урок? Чему мы научились на уроке? (Слайд) Сформулируйте тему урока. (Учитель обращается к таблице или компьютерному слайду.) Легкий или трудный урок русского языка? (Да -нет) Почему? Зачем нужно изучать русский язык? (Дети отвечают на поставленные вопросы.) Я знаю, что после всех этих приключений Колобок, а вместе с ним, и вы поняли, что в нашей стране русскому языку каждый должен учиться.
Домашнее задание: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 2 класс с.179 упражнение 338 (продолжить текст «Жил на свете очень жадный мальчик…»)