Хочу поделиться опытом реализации регионального компонента учебных программ на примере применения элементов краеведения на уроках композиции в 1 классе художественной школы. Однако подобные занятия очень легко адаптировать к программам ИЗО общеобразовательных школ.
Сразу сделаю небольшое отступление, в котором опишу позицию нашей школы в данном контексте. Край, в котором я живу, богат своими истоками, культурными традициями. А город – один из старейших городов Сибири и по праву называется «Отцом городов сибирских». Сейчас от прошлого великолепия золотопромышленного и культурного центра губернии осталась незначительная, по сравнению с былым, часть архитектурного наследия. Своим деревянным и каменным зодчеством Енисейск известен далеко за пределами России. Он включён в список городов-памятников ЮНЕСКО. Каменные храмы, бревенчатые избы, амбары и бани создают особый дух города.
Имея под боком богатейший натурный материал, региональный компонент проходит красной нитью через все дисциплины, преподаваемые на базе школы. На уроках рисунка и живописи в постановах используются предметы, которые учащиеся собирают в ходе экспедиций по окрестным сёлам, деревням, или на пленэре. Они, дети XXI века, знают не только как выглядят крынки, сечки, прялки, но как и для чего они сделаны. Во дворе школы существует музей под открытым небом. Здесь, усилиями преподавателей собрана коллекция деревянного кружева. Рамы с наличниками, ставнями привозят сюда из старых домов, которые отдают под снос. На истории искусств учащиеся знакомятся с историей, архитектурой города, ведут исследовательскую работу, изучают творчество енисейских художников. Композиция же полностью строится на основе наблюдений, набросков, зарисовок. Так же в школе разработана отличная программа по пленэру, в ходе которого дети много и плодотворно работают с натурой. Что развивает умение правильно видеть и отображать действительность.
Элементы краеведения используются в большей мере после первого пленэра, т.е. во втором классе. Однако на уроках композиции первого класса подобные занятия имеют место быть. Главной задачей курса композиции в 1 классе (в нашем случае это дети 9-10 лет) является развитие творческих возможностей ребёнка, его фантазии, воображения, изобретательности. Из теоретических знаний даются только базисные приёмы композиционного построения картинной плоскости. Поэтому во всех заданиях основная задача учащегося - создать выразительный образ. Эти уроки проводятся в начале IV четверти, когда учащиеся уже имеют в запасе некоторые знания по рисунку, живописи, композиции. К тому же погода даёт возможность выхода на натуру. В нашей школе занятия продолжаются 4 академических часа с 15-ти минутным перерывом.
Занятие №1. Экскурсия в краеведческий музей. (4 часа)
Задачи:
- получение информации о городе;
- формирование образного мышления;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- воспитание патриотических чувств.
Посещение краеведческого музея даёт не только информацию о родном городе, но и активирует мотивацию к её изучению. Дети зачастую в первый раз задумываются, в каком городе они живут, и, выходя на улицу, по-иному смотрят на такие привычные и вдруг ставшие такими интересными, «ожившими», архитектурные постройки, улицы. По дороге из музея в школу, а они находятся рядом, я обращаю внимание детей на дома, которые мы проходим. Находясь под впечатлением рассказа искусствоведа и богатейшего собрания экспонатов музея, ребята легко идут на контакт, с удовольствием участвуют в предложенной мной игре «Путешествие во времени: вживаемся в образ горожанина XVII века », которая направлена на формирование образа. Мы закрываем глаза, вдыхаем запахи пробуждающегося после долгой и суровой сибирской зимы города: аромат смолы, которая стекает по нагретому солнцем дереву, запах отопревшей травы и земли. Слушаем звуки: звон колоколов, скрип воротин, шум ветра. И эти звуковые, обонятельные ощущения, накладываясь на недавние впечатления, рождают образы в сознании детей. Оживают старые улицы: цокают копыта лошадей, скрипят повозки. После, в школе, я прошу учащихся написать небольшое сочинение на тему : «Какой он, мой город?». Все эмоции, положенные на бумагу, помогают ученикам трансформировать свой семантический образ в словесный, что делает его более прочным, понятным. Этот приём помогает впоследствии изображать свои мысли на листе, развивает умение внутренне рассуждать, формирует образное мышление.
Занятие №2. Зарисовки наличников, ставен. (4 часа)
Задачи:
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, глазомера;
- формирование образного мышления.
На следующем занятии я предлагаю прикоснуться к старине и начать с малого. Очень многое могут рассказать бытовые вещи о своём хозяине и о времени, когда они были в ходу. Я вывожу класс во двор, и мы обсуждаем коллекцию наличников. Какие они по характеру? Пытаемся создать образ хозяина дома, в котором эти наличники украшали окна. Дети сами выбирают себе наличник для работы, я только слежу, чтобы он был не очень сложной формы. Далее, в ходе беседы, мы наблюдаем как строгие, прямые линии окна переходят в изящные, пластичные линии наличника. Ребята в состоянии его нарисовать, поскольку уже знают, что в основе всех предметов лежат простые геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и т.д. При выполнении зарисовок детьми используются знания, полученные на уроках рисунка: умение владеть линией, визировать, строить симметричные формы. На этапе практической работы я активно использую метод «внутренней речи». Дети уже имеют опыт его применения. Суть метода заключается в том, что ребёнок не пассивно срисовывает объект, а ведёт внутренний монолог, проговаривая действия. К примеру: «Вот завиток, похожий на хвостик поросёнка, спускается вниз, плавно переходит в большую волну, которая заканчивается посередине верхней части наличника и т.т.». В завершении учащиеся, изменяя толщину линии, достигают передачи объёма и пространства в листе, либо решают рисунок тонально.
Занятие №3. Творческая работа на тему «Грустное окно» и «Радостное окно». (2 часа на улице и 8 часов работы в аудитории)
Задачи:
- развитие воображения, зрительной памяти;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- формирование образного и композиционного мышления.
Это занятие я начинаю с прогулки по городу, маршрут и натуру для которой подбираю заранее. Учащиеся наблюдают разные типы домов, обращают внимание на острохарактерные по образу. Я наталкиваю на размышления о контрасте старых заброшенных и обжитых домов. Первые - неухоженные, с заколоченными или висящими на одной петле ставнями, многие ушли до окон в землю. Другие – высокие и крепкие, с красивыми палисадниками и покрашенными, обновлёнными наличниками. Подобные наблюдения всегда находят отклик в детской душе. В виде грусти и сожаления в первом случае и радости во втором. На прогулке я использую процесс коллективного сочинения рассказа. Давно доказано, что художественное слово оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу детей и незаменимо в данном случае. Практика подобного коллективного сочинительства не только помогает учащимся оформить испытываемые эмоции в осмысленный образ, но и даёт возможность ученикам с бедным эмоциональным опытом услышать и сформировать выразительный образ, что даст ему в практической части занятия большей уверенности и результативности в создании композиции. По возможности участвует каждый ученик, привнося в общий рассказ свои семантические ощущения. Сочиняется два полярных рассказа о доме-горемыке и доме-счастливце. В рассказ вплетаются не только визуальные наблюдения типа стройных ворот или перекошенного забора, но и цветовые, фактурные, обонятельные ощущения. После мы возвращаемся в класс, и ребятам предлагается создать образ окна радостного или грустного дома.
Для практической части задания ученики используют зарисовки наличников, выполненные на прошлом занятии. Учащиеся варьируют узоры и комплектность наличников, отталкиваясь от идеи композиции. Также учитывается общая цветовая гамма работы, зависящая от эмоциональной окраски замысла. Для большей выразительности образа дети используют различные аксессуары: красивые шторы, горшки с цветами или заклеенное стекло, старый кот... Через практическую деятельность ребята должны понять и почувствовать, что, рисуя, художник обязательно проявляет своё отношение к тому, что изображает.
В итоге, исходя из собственного опыта, могу сказать, что принцип «контраста» в композиции один из важнейших в арсенале художника. Поэтому, развивая понятие контраста на примере элементарного упражнения, в дальнейшем мне удаётся эффективно его применять в более сложных заданиях по композиции. К тому же это задание, усложнив задачи, можно использовать и в старших классах.
Что касается занятий первого класса – они отлично подготавливают детей к пленэру. Ребята учатся вычленять из богатого окружения нужный для наблюдения объект и работать с ним, учатся концентрировать собственное внимание, видеть эстетическую красоту окружающего мира. А знания о городе поднимают значимость и авторитет малой родины в глазах детей, формируют чувство гордости и любви к родному краю. Думаю, это актуально сегодня, как и приёмы, используемые в нашей школе для активизации воображения и развития чувственной сферы ребёнка. На фоне эмоциональной бедности, инфантильности детей и подростков, их неспособности к внутреннему диалогу, методы «внутренней речи», «вживания в образ», релаксации как никогда помогают «расшевелить» детей, учат их образно, нешаблонно мыслить. Надеюсь, что кому-нибудь мой опыт покажется интересным и пригодится на практике.