Цель урока: расширить знания учащихся о православных храмах на Руси, познакомить детей с их особенностями, неповторимым обликом русской храмовой архитектуры.
Оборудование:
- Иллюстрации архитектурных сооружений
- Схемы форм храмов
- Информационные материалы диска
Задачи урока:
- Научить учащихся умению в ходе игры добывать знания, высказывать своё мнение, делать выводы, развивать речь учащихся.
- Расширить кругозор детей за счет сообщения интересных фактов.
- Воспитывать любовь и уважение к русской культуре.
- Способствовать развитию у обучающихся воображения.
Коррекционная работа на уроке:
- Создание благоприятного психологического климата на уроке.
- Развитие познавательного интереса детей через:
- использование нестандартной формы урока;
- включение игровых заданий.
- Формирование положительной учебной мотивации.
Ход урока
Все свои помыслы и представления о высшей
Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом
Храма – воплощением Царства Божия на Земле.
Л.А. Рапацкая
1. Вступительное слово учителя
Посмотрите на тему нашего урока, еще раз прочтите эпиграф. Итак, мы начинаем разговор о храмах. Ребята, перед вами иллюстрации различных архитектурных сооружений. Какое архитектурное сооружение вы бы выделили из предложенных иллюстраций к нашей теме и почему?
Что такое храм?
Чем храмы отличаются от других архитектурных сооружений?
Ученик: Храм – это здание, предназначенное для Богослужения. Храм имеет купола, которые венчает православный крест. Внутри храм тоже богато украшен фресками, мозаиками, иконами.
2. Усвоение новых знаний
Видеолекция «Зодчество древней Руси».
Примерные вопросы:
Ребята, как вы думаете, когда появились первые христианские храмы на Руси?
Откуда приглашались мастера, для постройки храмов?
Подсчитайте, сколько же лет этим храмам?
Почему храмы имеют разные названия?
Чтобы узнать секреты строительства храмов на Руси, познакомиться с их величием и красотой, мы с вами отправимся в «экспедицию». В ходе экспедиции нас будут подстерегать преграды, преодолеть которые мы сможем, ответив на скрытые в них вопросы. Только в этом случае мы сможем продолжить «экспедицию».
Преграда №1
«Прочность, польза, красота, форма – каждый компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства»
Как вы понимаете сказанное? В чем подсказка? Что мы должны исследовать в нашей экспедиции? (беседа с учащимися)
3. Усвоение новых знаний
На основе самостоятельной работы с материалами учебника, с иллюстрациями различных архитектурных сооружений необходимо найти:
- Сведения о строительном материале, из которого строились храмы на Руси, в каких случаях строились храмы, какие храмы назывались обетными?
- Обратить внимание на их красоту, величие, их архитектурные особенности.
В ходе работы дети выясняют, что православные храмы на Руси строились на века, отличались прочностью, в случае необходимости заменяли крепости. Изначально храмы строились из дерева, так как на Руси было много лесов. В них можно было укрыться от набега врагов. Учащиеся говорят о красоте, изяществе храмов, отмечает размеры храмов. Храмы возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу. Особенно много церквей строилось во время голода, бедствий, мора. Это так называемые обетные церкви, строились по обещанию за один день. Каждый храм имеет своё название, потому, что освящён в честь Бога, Богородицы, ангелов, святых, православных праздников и т.д.
Преграда №2
Перед вами иллюстрации храмов:
- Церковь Покрова Богородицы на Нерли
- Софийский собор в Новгороде
- Троице-сергиева лавра
- Храм Рождества Богородицы в Путинках
- Софийский Собор в Киеве
- Георгиевский собор Юрьева монастыря.
Какое внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях?
Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?
Обратите внимание, одинаковой ли формы купола на храмах?
Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13) и то, что связано это с размерами храмов.
А ещё количество куполов имеет символический смысл:
1 купол символизирует единство Бога,
2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая),
3 – Святая Троица,
5 – Христос и 4 апостола евангелиста,
13 – Христос и 12 учеников.
Первоначально купола имели форму «луковок» - символизировал пламя лампады, с 16 века купол приобретает форму «маковки» - и символизирует пламя свечи.
Преграда №3
Перед вами иллюстрации храмов. Найдите отличия в архитектуре.
- Церковь Покрова на Нерли;
- Храм Вознесения в Коломенском.
Учащиеся отмечают своеобразие куполов этих храмов. Которые представлены в виде 2 архитектурных стилей древней Руси: крестово-купольный и шатровый. 1-й – опорные конструкции по типу креста с возведённым в центре куполом. Начиная с 14-15 века на севере сложился шатровый стиль. Шатёр – завершение башен, храмов в виде 4-х и 8-мигранной пирамиды. Сейчас храмы в этом стиле не строятся. Отменены при Иване Грозном.
Преграда № 4
Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы?
Дети отмечают, что храмы имели форму:
- Восьмиугольника;
- Корабля;
- Креста;
- Круга
И действительно, православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Алтарь современного храма всегда расположен на востоке, поскольку именно восток признаётся образом Христа.
И действительно форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Но на Руси строили храмы и форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.
Вы честно выдержали все испытания, доказали, что сумеете справиться со всеми трудностями, встающими перед вами, так как прекрасно справились со всеми преградами. Что же каждый из вас узнал в этой экспедиции? О чём вы можете рассказать вашим близким?
4. Обобщение изученного материала
(Беседа с учащимися по пройденной теме)
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
5. Домашнее задание
Описать наш Ивнянский храм по следующему плану:
- Кому посвящён храм?
- Из какого материала построен?
- Какую форму имеет?
- Количество куполов на храме. Их форма.
- Изобразить его на рисунке.