Цели урока:
Образовательные: повторение, обобщение, систематизация материала, темы, контроль и учет знаний по теме в условиях уровневой дифференциации; закрепление умения работать с дробями; обобщение умений решать задачи по теме.
Развивающие: развитие памяти, внимания, математического кругозора, умственных способностей.
Воспитательные: воспитание интереса к математике, активности, не бояться решать задачи.
Метод проведения урока:
- устная работа, фронтальный опрос;
- групповой выбор типа задачи, способа решения задачи;
- индивидуально-самостоятельный контроль знаний по теме.
И. Ньютон писал в своем учебнике алгебры, который называется “Всеобщая арифметика”: “Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический.” Под алгебраическим языком понимают язык уравнений и неравенств. Большинство текстовых задач решается именно этим способом. Вместе с тем, не умаляя его достоинств, полезно познакомиться с другими способами – арифметическим, наглядно-геометрическим, способом подпора и т.д.
I. Устно. Повторение теоретического материала с фиксацией следующих вопросов:
- Какие правила мы должны знать твердо (наизусть)?
№1.
x – 0,6x
1-3/5
1-0,3
15*2/3
15: (3/4)
- Какие задачи можем решать на основе этих правил?
II. С места анализируем варианты решения задач (групповая работа).
№2.
Найти ½ от 10.
Найти 1/5 от суммы ¾ и ½.
Найти число, 3/5 которого составляет 24.
Найти число, если 11% его равно 33.
Девочка собрала 15 грибов, 2/5 этих грибов белые. Сколько белых грибов собрала девочка?
Девочка потеряла 30 бусинок, что составляет 5/6 всей нити бус. Сколько бусинок было на нитке?
III. Задания с усложнением материала по принципу “от простого к сложному”, используя изученный материал.
№3.
Кролик живет 12 лет, что составляет
- 6/7 жизни овцы,
- 2/3 жизни козы,
- 3/5 жизни фазана.
Найти продолжительность жизни овцы, козы, фазана.
Капитан на вопрос о том, сколько людей в его команде ответил: “7/30 моей команды в карауле, 2/3 в работе, ¼ в лазарете. Да 77 человек налицо.” Сколько людей в команде?
№4.
Рисунок 1.
IV. Задача по готовому рисунку. Перечислить решения задачи. (С целью развития умственных способностей).
№5.
Сколько страниц в книге?
Рисунок2.
Учащиеся выполняют рисунок в тетради. Составляют условие задачи по рисунку. Записывают способы решения задачи.
- 0,5 – 0,3 = 0,2, 50:0,2 = 500:2 = 250 (стр.) в книге;
- 0,3x + 50 + 0,5x = x;
- (0,3x + 50)*2 = x;
- 0,2x = 50;
- 50 страниц составляют 2/10 книги, значит на 1/10 книги приходится 25 страниц, на 10 таких частей – 250 страниц.
Ответ: 250 страниц.
V. Игра “Найди ошибку” (на развитие внимания, математической зоркости).
Верно ли?
Рисунок 3.
VI. Классу задание решить задачу на два варианта.
У доски два ученика выполняют решение этих задач по карточкам на два варианта.
Рисунок 4.
Учащиеся выполняют самопроверку с доской. Определяют тип задачи, указывают на ошибки, анализируют решение (рис. 5 и рис. 6).
Рисунок 5.
Рисунок 6.
VII. Обобщаются способы решения задач. Объявляются оценки.
VIII. Самостоятельная работа с №1 по №25 на 7 вариантов с дифференцированными заданиями.
Количество верно выполненных номеров | Оценка |
№1, №2, №3 | 3 |
№1, №2, №3, №4 | 4 |
№1, №2, №5 | 4 |
№1, №2, №3, №4, №5 | 5 |
Таблица 1.
Для облегчения работы некоторым учащимся класса предлагается карточка-указатель.
Карточка-указатель.
|
Карточка №1.
|
Карточка №2.
|
Карточка №3.
|
Карточка №4.
|
Карточка №5.
|
Карточка №6.
|
Карточка №7.
|
Варианты ответов.
Карточка №1.
№1 – 21
№2 – 24 см
№3 – 90 стр
№4 – 81 км
№5 – 240 – II слагаемое
Карточка №2.
№1 – 120
№2 – 100 см
№3 – 960 м3 леса
№4 – 64 станков
№5 – 120 – II число
Карточка №3.
№1 – 180
№2 – 48 см
№3 – 90 стр
№4 – 200 км
№5 – 20 руб
Карточка №4.
№1 – 90
№2 – 81 см
№3 – 750 листов израсходовано
№4 – 1500 м
№5 – 2500 км
Карточка №5.
№1 – 80
№2 – 44 см
№3 – 400 марок
№4 – 44 км
№5 – 140 руб
Карточка №6.
№1 – 150
№2 – 49 см
№3 – 320 фотографий
№4 – 32 т
№5 – 300 га
Карточка №7.
№1 – 1 (1/18)
№2 – 300
№3 – 210 га
№4 – 15 км
№5 – 56
Итог урока.
Тетради учащиеся сдают после выполнения работы.